Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:46, контрольная работа
Целью данной работы является изучение объекта, предмета цели и задач основ общей психологии.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие психология
3. Описать развитие форм отражения действительности.( познание, отражение, сознание, деятельность, ощущение, восприятие, память, речь, внимание, эмоции)
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Развитие форм отражения действительности…………………………….....4
2.Психическое отражение и его функции…………………………….……......9
3. Роль психики в познавательной деятельности человека и животных….…12
Заключение……………………………………………………………………....16
Список литературы……………………………………………...……………....17
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
· психическое отражение углубляется и совершенствуется;
· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
· преломляется через индивидуальность человека;
· носит опережающий характер.
3. Роль психики в познавательной
деятельности человека и
Развитие психики у животных проходит ряд этапов
Рис. 1. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
III стадия интеллекта
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества
человек изменяет способы и приемы своего
поведения, трансформирует природные задатки и функции
в высшие психические функции – специфически
человеческие, общественно-исторически
обусловленные формы памяти, мышления,
восприятия (логическая память, абстрактно-логическое
мышление), опосредованные применением
вспомогательных средств, речевых знаков,
созданных в процессе исторического развития. Единство
высших психических функций образует сознание
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему
потребностей, интересов, убеждений, идеалов,
определяющую избирательность
2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально-
4) характер как систему
Заключение
Обобщая все полученные данные можно сделать вывод, что общая психология, как наука , очень многогранна. И всё зависит от друг друга.
Рассмотрели понятие психология. Описали развитие форм отражения действительности, рассказала про психическое отражение и его функции, узнали роль психики в познавательной деятельности человека и животных.
Список литературы.
1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер, 2012.
2. Рогов Е. Общая психология. Курс лекций. М., Владос, 2010.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии.М., Феникс, 2010.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1985.
5. Лурия А. Р. Язык и сознание. / Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов на/Д., 1998.
6. Публичная электронная библиотека gpntb.ru
7. http://libsib.ru
8. http://padaread.com