Позновательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Ощущения возникают на основе раздражения и способности организма избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего состояния и внешнего поведения. Все виды ощущений, поступая по средством центральной нервной системы в головной мозг перерабатываются, после чего мозгом принимаются соответствующие решения, команды, осуществляется контроль за их выполнением, т.е. осуществляется связь с внешним миром; появляется возможность оценивать состояние своего организма. Помимо этого, ощущения являются основным условием психического развития. Ощущения всегда сиюминутны и непосредственны.

Содержание

1.Теоритическая часть. Сравнительный анализ всех познавательных процессов.
1.1 Ощущения
1.2 Восприятие
1.3 Внимание
1.4 Память
1.5 Воображение
1.6 Мышление
2. Практическая часть. Анализ особенности развития двух познавательных процессов у себя.
2.1 Изучение особенностей развития мышления
2.2 Изучение особенностей развития памяти
2.3 Мнемотехника. Основные приемы. Анализ собственного владения мнемическими приемами.
3. Выводы по теме.
4.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

и воспитания, связано  с волей, мотивом.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ  ВНИМАНИЕ регулируется объектом, на которое оно

направлено, интересам  и потребностям человека.

ОПОСРЕДОВАННОЕ  ВНИМАНИЕ регулируется с помощью определенных

средств (жеста, слова, предмета, указательного знака)

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ не связано с участием воли

ПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ включает волевую регуляцию. Человек

осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет  один из

интересов.

ЧУВСТВЕННОЕ связано с эмоциями и органами чувств. В центре внимания

находится какое-либо впечатление.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ объектом интереса является мысль.

Вторая классификация

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ возникает без намерения, цели и не требует волевых усилий. Является врожденным видом и доминирует у детей дошкольного возраста, Зависит от:

1.   особенностей  внешнего раздражителя (сильный,  неожиданный, новый, необычный, контрастный, подвижный)

2,   особенности  личности (переживания, потребности,  настроение)

ПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ сознательно ставится цель, направляется волевыми  усилиями, поддерживается второй сигнальной системой. Человек больше утомляется т.к. заставляет себя. Условия:

1. осознание долга,  обязанности, понимание задачи, привычные  условия работы режим, создание  дополнительных интересов к результату, исключение ненужных раздражителей.  Этот вид является высшей психической  функцией человека. Формируется при жизненно благодаря трудовой деятельности и речи.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Вначале идет произвольное внимание, где на первом месте важна цель и слово (контролируется волевыми усилиями) но оно сильно утомляет. Далее появляется интерес, и внимание переходит в непроизвольное, т.е. сохраняется цель, но человек не утомляется.

Свойства:

1. УСТОЙЧИВОСТЬ - проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания, на каком либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь. Определяется разными причинами. Связаны с индивидуальными особенностями человека, его нервной системы, состоянием организма в данный момент, возбуждением или торможением нервной системы, с мотивацией наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, с внешними обстоятельствами. Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становится импульсивным. Человек, с плохим самочувствием тоже имеет неустойчивое внимание. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив наличие интереса сохраняет внимание в течение длительного периода времени. Если нет отвлекающего фактора внимание также достаточно устойчиво. Устойчивость внимания определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

2. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ  ВНИМАНИЯ (КОНЦЕНТРАЦИЯ  - (противоположное качество - рассеянность) концентрированность внимания на одних объектах и его отвлечение от других.                     

Пример: Человек сосредотачивает  свое внимание на чтение книги, и не замечает ничего, что происходит вокруг, при этом внимание может быть сосредоточено на отдельном предложении, слове, распределено по всему тексту и т. п.

3. ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ - это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую. Проявляется в скорости переключения, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае внимание невольно переводится на что-либо, что случайно заинтересовало объект, а во втором - сознательно, с помощью усилий воли, сосредоточение даже на не очень интересном объекте или деятельности. Переключение на непроизвольной основе свидетельствует о неустойчивости внимания (как отрицательное качество или как потребность организма в отдыхе).

Тесно связана со свойствами нервной системы: лабильностью, возбуждением и

торможением. Поддается  тренировке и развитию.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ВНИМАНИЯ - рассредоточенность внимания на

пространстве, выполнение нескольких видов деятельности сразу. Зависит от

психического и физиологического состояния человека. При утомлении, при

сложных видах деятельности, повышенной концентрации область распределения

сужается. Развивается  с помощью определенных упражнений.

5.ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ - это количество информации, одновременно способной

сохраняться в сфере внимания. Обеспечивает быстрое понимание целого. Мало

поддается регулированию, обучению и воспитанию. Имеет возрастные особенности

Объем у каждого человека свой и постоянный

Количество запоминаемых объектов тесно связано со способностью группировать из.

НЕУСТОЙЧИВОЕ ВНИМАНИЕ (РАССЕЯННОСТЬ)

1.  непроизвольная  отвлекаемость (человек не может  сосредоточиться)

а) врожденная дисфункция мозга (природное)

б) педагогическая запущенность (недостаток воспитания)

2.  Чрезмерное сосредоточение, на чем - либо

Причины: неинтересно, очень сложно и непонятно, дефекты органов чувств, состояние здоровья, неразвита гибкость внимания, недостаточно развита переключаемость, наличие раздражителей.

Методы исследования.

Методика «Корректурная  проба» (Буквенный вариант)

Цель: Оценка объема внимания и концентрации.            

Методика «Красно –  черная таблица»

Цель: Оценка переключения внимания.        

Методика « Мюнстерберга»

Цель: Оценка избирательности  и концентрации внимания.         

 Методика «Расстановка чисел»

Цель: Оценка произвольного внимания.  

Тахистоскопическая методика для  определения объема внимания (Д. Кеттел, В.Вундт);

разнообразные варианты корректурного  теста для определения концентрации и устойчивости внимания (первый вариант  предложил в 1895г. французский психолог Б.Бурдон);

метод таблиц Шульте для определения  скорости переключения внимания;

методики селективного (дихотического) слушания (Э.Черри), селективного чтения и селективного наблюдения (У.Найссер. и Р.Беклин); тест Струпа и т.д.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1.4 ПАМЯТЬ - это совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. (Р.С.Немов)

-   это способность  к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Функции 

1.   Обеспечивает  накопление, сохранение и передачу  опыта из поколения в поколение,  что способствует прогрессу общества.

2.  Имеет свое собственное  содержание, взаимосвязывает все  психические процессы.

3.  Память обеспечивает  психическое развитие человека, создает, сохраняет, обогащает ЗУН, учебную и трудовую деятельность.

Виды:

1) по характеру  участия воли в процессе запоминания  и воспроизведения

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ запоминание происходит автоматически без установок со стороны человека (на запоминание, узнавание, воспроизведение, сохранение.)

ПРОИЗВОЛЬНАЯ связана с волевым контролем запоминания. Присуща только человеку.

ЛОГИЧЕСКАЯ с употреблением логики.

ОПОСРЕДОВАННАЯ с использованием средств различного вида.

2) по делению  на время сохранения на:

МГНОВЕННАЯ отражает непосредственно воспринятое, отражение информации органами чувств, это память- образ.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ хранит информацию в течение короткого времени. Работает без предварительной установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая представляет значимость в данный момент или привлекает внимание. Ее объем индивидуален, а запомнившийся материал иногда сохраняется в течение всей жизни. Воспринял-воспроизвел-забыл. Поддается тренировке. Подчиняется закону Мюллера 7 ± 2.

ОПЕРАТИВНАЯ хранит информацию в течение определенного срока и расчитана на решение определенной проблемы. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти занимает промежуточное положение по длительности между кратковременной и долговременной.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ хранит информацию в течение длительного времени и может воспроизводиться по необходимости. Многократное и систематическое воспроизведение информации укрепляет ее. При воспроизведении нередко требуется мышление и усилие воли.

3)  по преобладающему  в процессе запоминания анализатору: 

ЗРИТЕЛЬНАЯ  ПАМЯТЬ сохраняет и воспроизводит зрительные образы и позволяет в течение достаточно продолжительного времени видеть воспринятую картину после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Основывается на воображении т.к. то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ это запоминание и воспроизведение звуков музыкальных или речевых. Разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ. ОБОНЯТЕЛЬНАЯ И ВКУСОВАЯ удовлетворяют биологически» потребности организма, обеспечивают его безопасность и самосохранение.

4) Что является основанием для запоминания

ДВИГАТЕЛЬНАЯ  ПАМЯТЬ это сохранение, запоминание, воспроизведение движений. Участвует в формировании двигательных умений и навыков.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ это память на переживания, влияет на прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и надолго. Проявляется во всех видах деятельности человека, к себе и к окружающим.

ОБРАЗНАЯ опирается на образы и представления. Плохо поддается произвольному управлению (зрительная, слуховая и т.д. в зависимость от того что развито лучше). СЛОВЕСТНО-ЛОГИЧЕСКАЯ Формируется в процессе жизнедеятельности и общения, характерна только для человека, требует волевых усилий, характеризуется точностью воспроизведения.

Методы исследования.

Методика «Оперативная память»

Цель: Изучение кратковременной  памяти.

Методика «Память на числа»

Цель: Оценка кратковременной  зрительной памяти, ее объема и точности.

Методика «Память на образы»

Цель: Изучение образной памяти.

Метод попарности воспроизведения, метод  парных ассоциаций. Элементы заучиваются  парами так, что при предъявлении одного элемента пары надо ответить второй элемент. Подсчитывают количество правильных ответов.

Метод напряжения памяти. Употребляется для определения памяти непосредственной.

 Исследование логической памяти. Направлен на выявление способности  субъекта устанавливать связь  в процессе запоминания, воспроизведения  и т.д.

 

1.5 ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.( Р.С.Немов)

 - особая форма человеческой психики, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

- это познавательные процесс создания новых образов основанных на результатах восприятия и наглядно - образного мышления.

- это промежуточный  процесс между восприятием, мышлением  и памятью.

Функции

Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность, управляет ею. Материальная и духовная культура, творчество является продуктом воображения, оно выводит за пределы сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. При этом прошлое воскрешается с помощью усилий воли, а будущее представляется в мечтах и фантазиях, является основой наглядно-образного мышления, позволяет разрешать ситуации и задачи без практических действий, помогает в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны. Т.О воображение выполняет ряд функций:

1. представляет действительность  в образах и имеет возможность  пользоваться ими при решении  задач. Эта функция связана  непосредственно с мышлением.

2. регулирование эмоциональных  состояний.

3. участвует в произвольной  регуляции познавательных процессов и состояний человека: в восприятии, внимании, памяти, речи, эмоций.

4. формирует внутренний  план действий делая это в  уме, манипулируя образами.

5. планирование и программирование  деятельности, оценка их правильности, реализации.

6. способствует само  регуляции организма (аутотренинг)  изменять дыхание, пульс, давление.                                                                      

Виды:

АКТИВНОЕ характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием

воли вызывает соответствующие образы.

А) воссоздающее. Создание образа по описанию, схеме, рассказу (репродуктивное). Является доминирующим и преобладающим  у детей.

Воспроизводит реальность в том виде, какова она есть, хотя здесь также присутствует элемент  фантазии, но отличное от творчества.

Б) творческое (продуктивное). Создание совершенно новых необычных  образов.

ПАССИВНОЕ образы возникают спонтанно, помимо воли и желания.

А) преднамеренные. Грезы - уход от действительности. Выполняют

компенсаторную функцию, но если их в избытке - дефект развития личности.

ГРЕЗЫ в отличие от галлюцинаций - это нормальное психическое  состояние,

представляющее собой  фантазию, связанную с желанием, чаще идеализируемого

будущего.

Б) непреднамеренные (сон). По Фрейду- это события нашей жизни, но в

необычных комбинациях.

СНОВЕДЕНИЯ можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения, в них человек находит выражение и удовлетворение многих жизненно важных потребностей, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Информация о работе Позновательные процессы