Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:37, лекция
Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надежность и валидность.
Надежность - помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести:
1. разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.),
2. динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой "врабатываемости" выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т. п.),
3. информационно- социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства о данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).
Надёжность и валидность.
Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надежность и валидность.
Надежность- помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести:
1. разнообразие внешних
материальных условий
2. динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой "врабатываемости" выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т. п.),
3. информационно- социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства о данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).
Выделяют три типа надежности (К. М. Гуревич):
1. надежность самого измерительного инструмента.
2. стабильность изучаемого признака.
3. константность, (независимость
результатов от личности
Надежность теста показывает независимость его результатов от действия разных случайных факторов. Средняя относительная величина этого отклонения определяется как "стандартная ошибка измерения" (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадёжности тестовой шкалы.
Для проверки стабильности
изучаемого признака используется метод,
получивший название “тест- ретест”,
который заключается в
Повторное обследование проводится через несколько месяцев (но не более чем через пол года). Повторное испытание не проводят слишком быстро после первого, поскольку есть опасность, что испытуемые будут воспроизводить свои ответы по памяти.
Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух психодиагностических испытаний, проведенных на одной и той же выборке испытуемых с соблюдением идентичности условий, но разными экспериментаторами.
При этом, метод измерения
"ретестовой надёжности" пригоден
только для психических свойств,
стабильных во времени. Надёжность тестов
на психические состояния и
Для проверки надежности инструмента
по показателю однородности используют
метод расщепления - для этого
все задания
Валидность.
Для характеристики способности теста измерять действительный уровень психического свойства или качества используется понятие валидности. Валидность (Validity) теста показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику и т п), для оценки которого он предназначен. Высокая валидность указывает на то, что тест измеряет именно то, на что направлен. Инвалидный, т.е. не обладающий валидностью, тест не пригоден для практического использования.
В современной психометрии выделяются три основных вида валидности:
1) содержательная валидность. (Content validation).
Содержательная валидность означает, что тест является валидным по мнению специалистов.
2) эмпирическая валидность. (empirical validity).
Эмпирическая валидность
заключается в определении
3). концептуальная валидность. (construct validity).
Она устанавливается путём доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.
Также выделяют следующие виды валидности:
1. конвергентная валидность - сопоставление данной методики с авторитетными родственными методиками и доказательство значимых связей с ними.
2. дискриминантная валидность - сопоставление
с методиками, имеющими другое
теоретическое основание и
3. прагматическая валидность - проверка методики с точки зрения ее практической значимости, эффективности, полезности. Для проведения такой проверки, как правило, используются независимые внешние критерии (независимый от теста, внешний источник информации о проявлении в реальной жизни и деятельности людей измеряемого психического свойства).
В зависимости от специфики самой диагностической методики и внешнего критерия различают несколько ее видов.
1. Валидность «по
2. Прогностическая, или
«предсказывающая», валидность
Для проверки прогностической валидности теста нужно обследовать более 300 человек, а через 2 - 3 года выделить среди этих людей критериальные группы по высоким и низким значениям (например, отличники и двоечники) и посчитать корреляцию с прежними показателями теста.
3. Ретроспективная валидность
определяется на основе
На валидность теста
также негативно влияют
Методы проверки валидности тестов.
Критерий валидности
- это независимый от теста,
внешний по отношению к тесту
источник информации об
Мы не можем судить о валидности теста до тех пор, пока не сравним его результаты с источником истинной (или хотя бы заведомо более валидной) информации об измеряемом свойстве- с критерием.
4. Часто в качестве
критерия валидности
Это метод "известных групп" (здесь к участию в психометрическом эксперименте по проверке валидности теста приглашаются испытуемые, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся).
Метод "известных
групп" обладает серьезным
недостатком. Он не всегда
5. Для решения этой
проблемы применима
Когда заказчик твёрдо
знает, каких доказательств
Для проверки валидности теста можно использовать метод “известных групп”, когда приглашаются люди, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся (например, группа «высокоуспешных, дисциплинированных студентов» - высокий критерий и группа «неуспевающих, недисциплинированных студентов» — низкий критерий, а студенты со средними значениями не участвуют в тестировании), проводят тестирование и находят корреляцию между результатами теста и критерием.
Измерение психометрических
характеристик теста
Качество любой
Информация о работе Показатели качества психодиагностических методик: надежность и валидность