Половые различия в проявлении агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологи. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 – 5
Глава I. Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии.
1.1. Понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления………………...6 – 10
1.2. Половые различия в проявлении агрессии……………………………...11 – 18
1.3. Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей……………………………………………………………...19 – 30
Заключение…………………………………………………………………….31 – 33
Список используемой литературы…………………………………………...34 – 37

Вложенные файлы: 1 файл

Половые пазличия в проявлении агрессии 2 курс.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

1) Физическая агрессивность наиболее выражена у подростков из семей рабочих-шахтеров, строителей, сельских механизаторов, тогда как дети из среды интеллигенции, служащих, торговых работников отличаются невысоким уровнем такой формы агрессивности.

Вместе с  тем у большинства подростков из семей интеллигенции наблюдается повышенный негативизм, тогда как дети рабочих негативизма почти не проявляют.

  1. Косвенной агрессивностью особенно отличаются подростки из семей руководящих служащих и подсобных работников детских садов, школ.
  2. Вербальная форма агрессивности типична для детей служащих «среднего звена».
  3. В целом наиболее агрессивными являются подростки из 
    семей сельских механизаторов, а менее всего проявляется агрессивность у детей из среды торговых работников.

Данное обстоятельство связано не только с материальным достатком, но и принятым в этой среде стремлением избегать конфликтов, нивелировать возникающие противоречия.

          Рассмотрение физической, косвенной, вербальной форм агрессивности детей 10—15 лет показало, во-первых, четко выраженную динамику развития всех этих форм. При этом физическая агрессивность постепенно затухает, уступая место агрессивности вербальной.

Во-вторых, проявления агрессивности и негативизма существенно отличаются у мальчиков и девочек подросткового возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности.

Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового возраста, когда особенно выпукло проявляются особенности личностного становления, в, том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

Стремление  подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Агрессивные подростки, при всем различи их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующее поведение.

Вместе с тем среди  агрессивных подростков встречаются  и дети хорошо интеллектуально и  социально развитые. У них агрессивность  выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Анализ проблемы агрессивности как определенного личностного отношения и особенностей его проявления показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих детей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.

Агрессивные проявления в личностных характеристиках и  поведении детей обусловлены  не столько органическими, сколько  социально-психологическими причинами.

Проявление агрессивности  и негативизма существенно отличается у мужчин и женщин, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами. Характерно, что хотя физическая агрессивность в значительно большей мере выражена у мальчиков, но у них с возрастом происходит некоторое ее снижение, в то время как у девочек, напротив, наблюдается рост данной формы агрессивности.

Такая же тенденция роста  присуща и вербальной агрессивности  девочек, при снижении ее у мальчиков, что типично и для косвенной  агрессивности.

 

 

 

 

Заключение

Конечно, в этой интересной и сложной области есть еще много нерешенных проблем. Пожалуй, вопросов остается едва ли не меньше, чем получено ответов. Что, впрочем, естественно, так как многие исследования, отвечая на один вопрос, тут же приводят к возникновению какого-то другого, нового.

На основе всего сказанного выше можно сделать вывод, что цель нашей курсовой работы была реализована, то есть рассмотрены гендерные различия в проявлении агрессии.

Сравнение степени  выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мужчин и женщин показало, что у мужчин наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у женщин – к прямой вербальной и к косвенной вербальной.

Рассмотренные половозрастные особенности проявления агрессивности показали, что у 10 – 11-летних подростков преобладает проявление физической агрессии, но по мере взросления у подростков 14 – 15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются в 14 – 15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления не одинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно, а вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

Задачи, стоявшие перед  нами были решены. Мы рассмотрели понятия  агрессии, выделяемые различными авторами, обратили внимание на виды и формы  агрессии. На основе анализа литературных источников нами были выделены критерии, отражающие различия в проявлении агрессии у мужчин и женщин, а так же выявлены особенности полового проявления агрессии.

Мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать в качестве модели поведения агрессию, особенно открытую физическую. Но они так же чаще выступают в качестве мишени агрессии, нежели женщины. Но гендерные различия в агрессии наиболее заметны не только в физических формах, а так же в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться, в отличие от ситуации, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Так же склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии.

Мужчины и женщины  так же отличаются своими установками  относительно агрессии. Мужчины, как  правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, – например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что и мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений об агрессии. Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию – как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

 Дополнительные данные, касающиеся гендерных различий в агрессии, свидетельствуют о том, что мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.

 Мужчины чаще становятся объектом физической агрессии, а женщины подвергаются физическому нападению реже мужчин, а если и подвергаются, то интенсивность физического воздействия будет ниже. В целом же женщины реже выступают в качестве мишени определенных форм агрессии, нежели мужчины, но женщины значительно чаще становятся жертвами супружеского насилия и сексуальной агрессии. Они легко могут стать объектом агрессии со стороны мужчин, если представляют для них определенную угрозу.

Мужчины и женщины  действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к такому поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а так же от формы агрессии.

Таким образом, существование  взаимной связи между полом и  уровнем агрессии действительно  существует. Пол может являться критерием  проявления агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Андреева Г.М.

Социальная психология. 5-е изд. испр. и доп. Учебник для студ. высших учебных заведений. – М., Аспект-Пресс, 2002. – 364с.

2. Андреева Г.М.

Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288с.

3. Андриенко Е.В.

Социальная психология: Учеб. пос. для Вузов/ Под ред. В.А Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 246с.

4. Антонан Ю.М., Горшкова Н.В., Зулбарнеева Р.М.

Проблемы внутрисемейной агрессии. – М.: Издательство НИИ  МВД, 1999.

5. Большой психологический  словарь/ Сост. и общ. ред. Б.  Мещеряков, 

В. Зинченко, - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. – 672с. ( Проект « Психологическая  энциклопедия»)

6. Бородулина С.Ю.

Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция  отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352с.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д.

Агрессия. – СПб; Питер, 1997. – 336с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

8. Введение в практическую  социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Петровской Л.А., Соловьевой О.В. – М.: «Смысл», 1997. – 372с.

9. Гендерные основания  механизмов и профилактики девиантного  поведения личности и малых  групп в XXI веке: Материалы междунар. симпозиума, Кострома, 27 – 28 октября 2005г./ отв. ред. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. – М.: изд-во Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – 432с.

10. Колосова С.Л.

Детская агрессия. – СПб; Питер, 2004. – 224с.: ил. – ( Серия «Детскому  психологу»)

11. Крысько В.Г.

Социальная психология: Учебник для вузов/ Крысько В.Г. – М.: Владос-пресс, 2002. – 448с.

12. Левитов Н.Д.

Психическое состояние  агрессии// Вопросы психологии, 1987. - №6

13. Майерс Д.

Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 794 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

14. Паренс Генри.

Агрессия наших детей/ Пер. с англ. – М.: Издательский Дом  «Форум», 1997. – 160с.: ил.

15. Психокоррекционная  работа в школе, детском саду  и в органах социальной защиты: Учебно-методическое пособие. –  Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. –  90с.

16. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

17. Реан А.А.

Психология личности. Социализация, поведение, общение/ А.А. Реан. – М.: АСТ; СПб.: Прайм – Еврознак, 2007. – 407, [9]с. – (Психология – лучшее)

18. Реан А.А., Коломенский Я.Л.

Социальная педагогическая психология. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 416с. – (Серия «Мастера психологии»)

19. Рудемский Е.В.

Социальная психология. – Новосибирск, 1996.

 

20. Семенюк Л.М.

Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие/ Л.М. Семенюк – 2-е изд. – М.: Московский психолого- социальный институт. Флит, 2003. – 96с.

21. Смирнова Т.П.

Психологическая коррекция  агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д, «Феникс», 2004. – 160с.

22. Словарь психолога-практика/ Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп.– Мн.: Харвест,  М.: АСТ, 2001. – 976 с. – (Библиотека  практической психологии)

23. Социальная психология.

Под ред. А.В. Петровского. Учеб. пособие для пед. ин-тов. – 224с.

24. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ 

А.Н. Сухов, А.А. Бедалев, В.Н. Казанцев и др.; под. ред. А.Н. Сухова,

А.А. Деркача. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 600с.

25. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ 

А.Н. Сухов и др. 4-е  изд. – М.: Академия, 2006. – 600с. (Высшее профессиональное образование)

26. Социальная психология: Хрестоматия/ Сост. Е.П. Белинская,

О.А. Тихомандрицкая. –  М.: Аспект-Пресс, 2003. – 475с.

27. Социальная психология  в современном мире: Учебное пособие  для вузов/ Под ред. Г.М. Андреевой,  А.И. Донцова. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 335с.

28. Социальная психология: Учеб. пособие/ О.В. Глуздова, Е.В. Григорьева,

О.М. Исаева и др.; Под  общей ред. Е.Н. Волковой. – М.: Высш. шк., 2007. – 341с.

29. Шибутан Т.

Социальная психология/ Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д, «Феникс», 2002. – 544с.




Информация о работе Половые различия в проявлении агрессии