Понятіе о способностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 578.66 Кб (Скачать файл)

 

74. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Всякая способность развивается в соответствующей деятельности.Деятельность, в которой выявляются и развиваются способности, должна быть посильной, но в то же время она требует от человека преодоления трудностей, интенсивных упражнений. Таким образом, для самореализации личности необходима деятельность по способностям (развивающая), а это означает высокую требовательность к профориентации и выбору конкретной профессии.

Способностям присущи динамика и трансформация, а также различные особенности проявления. Динамику и трансформацию способностей можно представить в виде «конуса способностей.

Основы способностей заложены генетически — в виде задатков . Задатки расположены в основании конуса (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др.

Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.

Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении.     .

Рис. 1. «Конус способностей»: 1 — задатки; 2 — общие способности; 3 — специальные способности; 4 — групповые способности; 5 — профессиональные способности

Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1 - развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий.

. В профессиональном самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным  мастерством (на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности) и самореализация в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Указанные фазы зависят от содержания профессии, индивидуальныx и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию (задатки, интересы, мотивы, способности и пр.)

Профессиональное самоопределение - двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле., он занимает весь период активной трудовой деятельности.

На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

 

  формирование                                                                              С самого рождения и примерно до 6 лет формируется основа для развития общих способностей. Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6 до 16 лет.  
Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.  
Наиболее эффективно развиваются способности при занятиях, сложность которых не превышает границы между тем, что ребенок может усвоить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с чужой помощьюПо уровню развития способности подразделяют на одаренность, талант и гениальность. 
Одаренность - совокупность общих способностей, которые при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность.  
Талант - одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. 
Гениальность - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности,


Информация о работе Понятіе о способностях