Понятие агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Человек уникален тем, что он составляет род массовых убийц; это единственное существо, которое не годится для собственного общества. Почему же это так? (Н. Тинберген). Каждый из Вас сталкивался со словом “агрессия”. Что означает это слово? Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег. Можно также употребить его и по отношению к людям, работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода. В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть.

Содержание

Введение.
Понятие агрессия;
Факторы, влияющие на развитие агрессивности;
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода;
Фрустрационная теория;
Теория социального научения;
Отличие гнева от агрессивности;
Враждебность;
Агрессивность;
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивность.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

Поскольку и вина и стыд приводят в действие механизм и негативные реакции - «плохое поведение», можно  предположить, что связь между  стыдом и агрессией может напрямую зависеть от степени неодобрения  своего собственного «Я». Другими словами, именно тенденция стыдливых людей  бить по своему собственному «Я» лежит  в основе их высокой склонности к агрессии.

Личностные факторы начинают играть ведущую роль в ситуациях, смоделированных  самими людьми, нежели в ситуациях, им навязанных, а также если самосознание человека не «замутнено», в отличии от случаев, когда оно заблокировано или «задавленно» ситуацией [5. 15].

 

3.Агрессия  как инстинктивное поведение:  взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода.

В этом разделе мы рассмотрим взгляды с позиций эволюционного подхода на агрессивное человеческое поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены прежде всего в результате наблюдений за поведением животных. Подходы, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.

Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет  начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно накопления и разрядки инстинктивной агрессивной  энергии, у Лоренца был совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме  спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с  течением времени. Таким образом, развертывание  явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной  агрессивной энергии и 2) наличия  и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем  большее количество агрессивной  энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен  для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне.

Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное  количество времени, подобное поведение  может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего  стимула.

Как отмечал Лоренц у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом».

Одно из наиболее любопытных следствий  теории Лоренца состоит в том, что с ее помощью можно объяснить  тот факт, что у людей, в отличие  от большинства других живых существ, широко распространено насилие в  отношении представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме врожденного  инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления; последняя варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом, опасные хищники, например, львы в тигры, которых природа щедро снабдила всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа — люди — обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. Когда на заре истории человечества мужчины и женщины, действуя агрессивно против своих соплеменников, пускали в ход свои зубы и кулаки, отсутствие вышеупомянутых ограничений не было столь страшным. В конце концов, вероятность того, что они могли нанести друг другу серьезные увечья, была относительно низкой. Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим потакание своим стремлениям представляет все большую опасность — под угрозой находится выживание человека как вида. Кратко можно сказать так: Лоренц истолковывал стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения в свете того факта, что человеческая способность к насилию превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия.

Несмотря на то, что Лоренц, как  и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более  оптимистично смотрел на возможность  ослабления агрессии и контроля подобного  поведения. Он полагал, что участие  в различных действиях, не связанных  с причинением ущерба, может предотвратить  накопление агрессивной энергии  до опасных уровней и таким  образом снизить вероятность  вспышек насилия. Можно с некоторым  преувеличением сказать, что угроза всплеска насилия у человека может  быть предотвращена посредством  тысячи других действий.

 Лоренц утверждал также, что  любовь и дружеские отношения  могут оказаться несовместимыми  с выражением открытой агрессии  и могут блокировать ее проявление.

Охотничья гипотеза. Ардри, сценарист из Голливуда, «археолог-любитель», написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид — охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.

Еще два изобретения, имеющие своим  началом человеческую потребность  «убивать, чтобы жить», делают возможным  участие в социальном насилии  и войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» я «они», служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых, появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы (вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками». В беседе с Ричардом Лики, известным антропологом, Ардри уточнил значение изобретения такого оружия: «Когда у нас появилась эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче, что благодаря насилию мы стали другими существами». Итак, Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида.

Социобиологический подход. В отличие от сторонников эволюционной теории, социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему. Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство от членов собственного клана.

Согласно социобиологическому  подходу, агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой  один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами  — недостатком пищи или брачных  партнеров. Очевидно, успешная репродукция  более вероятна, если у индивидуума  имеется достаточное количество пищи и партнеров, с которыми можно  производить потомство. Однако агрессия будет повышать генетическую пригодность  данного индивидуума только в  том случае, если выгода от нее превысит затраченные усилия. Потенциальная  цена агрессии зависит от риска смерти или серьезных повреждений у  тех индивидуумов, кто должен выживать для обеспечения выживания своего потомства. Чья-либо генетическая пригодность  не будет повышаться, если агрессивная  конкуренция приведет к гибели его  рода. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе [2. 34-39].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Фрустрационная теория.

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

·        Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

·        Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1.       Степень ожидаемого  субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2.       Сила препятствия на пути достижения цели;

3.       Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени  субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и  чем большее количество реакций  блокируется, тем сильнее будет  толчок к агрессивному поведению. А  если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и  это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы  не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания.

В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные  действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий реакции.

Какие же факторы ослабляют агрессивную  мотивацию? Ответ на этот вопрос следует  искать в процессе катарсиса, т.е. такие  акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление, агрессивные  фантазии, удар по столу кулаком -  акты агрессии, которые снижают уровень  побуждения к последующей более сильной агрессии).

 

5.Теория социального научения.

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в  процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и  социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Теория социального научения Бандуры.

Агрессия, приобретаемая посредством: 

·        Биологических  факторов (например, гормоны, нервная система)

·        Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)

Агрессия провоцируется: 

·        Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

·        Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

·        Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

·        Инструкциями (например, приказы)

·        Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется: 

·        Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

·        Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)

·        Механизмами  саморегуляции (например, гордость, вина)

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1.       Способов усвоения подобных действий;

2.       Факторов, провоцирующих их появление;

3.       Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь  уделяется обучению, влиянию первичных  посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может  выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей  обычно бывают агрессивные дети. Также  эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных  реакций -  прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность  того, что подобные действия будут  повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет  результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных  действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и  наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.[4]

Информация о работе Понятие агрессии