Понятие деятельности Виды деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:20, реферат

Краткое описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Вложенные файлы: 1 файл

псих.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

3 вопрос

Не менее популярной является классификация эмоций по отношению  к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие  к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие).

Также известны классификации  эмоций: по происхождению от групп  потребностей - биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру  действий, от которых зависит вероятность  удовлетворения потребности, - контактные и дистантные.

3. Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте - это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции - ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

4. Страсть - интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны - начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

5. Настроение - сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, взывающие настроение, многочисленны - от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как "прекрасная музыка", а в форме настроения - "у меня прекрасное настроение" (от музыки). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия - склонность к повышенному настроению, дистимия - склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность - высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. Процесс  решения этой сложной проблемы нельзя считать завершенным, что подтверждается наличием разногласий между специалистами  в обозначении качественных различий эмоций и чувств. Некоторые психологи  склонны отождествлять эмоции и  чувства. Одни полагают, что чувства  являются неразложимыми, конечными  явлениями, изменяющимися лишь количественно. Другие же, напротив, утверждают, что  чувство представляет собой сложную  целостность и содержит в себе различные нюансы.

Любая эмоция характеризуется  изменяющейся пропорцией адаптивных и  неадаптивных реакций. Чем ближе  эмоция к форме шока, взрыва, тем  меньше в ней доля адаптивности. Установки и реакции, способные  полезно ориентировать поведение, а также осознание субъектом  их наличия Клапаред называет чувствами. Следуя этой логике, необходимо вести речь не о "чувстве страха", а о "чувстве опасности" как переживании необходимости обеспечить самозащиту. Следует говорить об эмоциях радости (печали), но о чувствах удовольствия (страдания). В теории Клапареда отдельное место отводится интеллектуальным чувствам. В их круг предлагается включить элементы мышления, не репрезентирующие предметное содержание: сходство, импликацию, совпадение, уверенность, возможность.

Англо-американский психолог У. Макдауголл предлагал другую схему различения эмоций и чувств. Эмоция соответствует специализированному побуждению (устремлению) и возникает вместе с его актуализацией. Каждое специфическое побуждение проявляется в виде комплекса телесных приспособлений, что отражается в переживаниях индивида, которые У. Макдауголл называет первичными эмоциями. Вторичные (смешанные) эмоции - это качества нескольких побуждений, сотрудничающих или конкурирующих друг с другом. Такими сложными качествами являются смущение, стыд, почтение и др. Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализации побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Например, при возникновении затруднений надежда на успех уступает место тревоге или отчаянию. Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку.

В своей фундаментальной  работе "Основы общей психологии" (1946)                   С.Л. Рубинштейн рассматривает три  основных уровня эмоциональных переживаний.

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать  в качестве эмоциональной окраски  отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.

Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие  предметному восприятию и предметному  действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

На третьем уровне находятся  обобщенные чувства, выражающие более  или менее устойчивые мировоззренческие  установки личности. Сюда можно отнести  чувство юмора, чувство возвышенного и т.п.

Согласно традициям отечественной  психологии, принято выделять чувства  как особый подкласс эмоциональных  процессов.

Основанием для  выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением (идеей) о некотором  объекте. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям и идеалам.

Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Так, выражая  чувство любви по отношению к  нашим детям, мы можем радоваться их успехам, беспокоиться об их здоровье, досадовать, если они не оправдывают  наших надежд и т.д. Однако в отличие  от собственно эмоций и аффектов, связанных  с конкретными ситуациями, чувства  выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В иерархической системе чувств ведущее положение занимают те из них, которые соответствуют актуально действующим мотивам. Другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Возникающие чувства могут предопределяться преобладающими фантазиями, сонмом воображаемых образов.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная "привязанность" к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная "захваченность" ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Существуют чувства исключительной стойкости, длительности, характеризующиеся  более высоким уровнем возбудимости, что обусловливает смещение всех иных чувств на второй план. Такие эмоциональные  состояния называют страстями. С качественной точки зрения страсть полностью захватывает человека, она полна энергии и сконцентрирована на своей цели. Страсти не обязательно ведут к непосредственной разрядке; страстный человек постоянно находится в напряжении. Позитивное значение страсти состоит прежде всего в том, что она выступает в качестве мощного двигателя человеческого поведения, а ее реализация приводит, по образному выражению Ж.П. Сартра, к "спонтанному преобразованию мира".

Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными  воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные  эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Эмоции - особый класс психических  процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания  значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления  его жизнедеятельности. Возникая в  ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению  на них поведения.

Эмоции не только указывают  на важность и модальность явлений  действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или  тревожный и т.п. Выполняя любимую  работу, мы склонны трудиться с  полной отдачей. При отрицательном  эмоциональном отношении работоспособность  человека ухудшается.

Качественная специфичность  эмоций во многом зависит от той  потребности, на базе которой они  формируются. Эта закономерность убедительно  продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.

А.Н. Леонтьев считал, что  сами эмоции не являются мотивами, и  в качестве иллюстрации этого  вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о "хитрой стратегии  счастья": чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают  эти переживания. Мотивационные  теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р. У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими "физиологически обусловленными" мотивами, как голод или физическая боль.

Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б.И. Додонов  подчеркивает двойственность ее психологической  сущности: эмоции есть одновременно и  оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека на те или иные объекты или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.

В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).

Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые  сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.

Те процессы, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных  оценок и побуждений, заслуживают  отдельного внимания психологов - исследователей проблемы соотношения эмоций и мотивов.

В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях.

Во-первых, эмоциональным  называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного  или восторженного, жизнерадостного.

Во-вторых, так говорят  о человеке впечатлительном, тонко  чувствующем, легко ранимом.

В научной психологии понятие "эмоциональность" весьма продуктивно используется при рассмотрении индивидуальных различий эмоциональной  жизни.

Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности  определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны  со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей  и базовых представлений и  т.п. Качественные характеристики эмоциональности  описывают отношение индивида к  явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам  эмоциональности относятся особенности  возникновения, протекания и прекращения  эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или  приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П. Павлов считал, что различия в эмоциональности  животных или людей зависят от самого типа нервной системы и  от тех влияний, которым подвергался  индивид с момента рождения.

Замечено, что лица, перенесшие тяжелые заболевания, сильнее реагируют  на ситуации, вызывающие гнев и страх, причем люди, имеющие несколько заболеваний, реагируют еще острее. В то же время эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный эффект, а эмоциональность обычно носит избирательный характер. У эмоциональных субъектов независимо от того, чем обусловлена их эмоциональность, отмечается высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая эмоциональные реакции. В аналогичных ситуациях у неэмоциональных субъектов наблюдаются лишь приспособительные реакции. Данная закономерность позволяет двояко рассматривать эмоциональность: как разную степень чувствительности и как разную степень нарушения механизмов регуляции. В таком случае минимальная эмоциональность будет обнаружена при низкой чувствительности и высоком уровне развития навыков регуляции поведения.

Информация о работе Понятие деятельности Виды деятельности