Понятие интеллектуального развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных" В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Известным отечественным  детским психологом В. С. Мухиной  проанализировано развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте. Ею показано, как у ребенка постепенно развивается умение правильно соотносить рисунок и реальность, видеть именно то, что на нем изображено, совершенствуется интерпретация рисунка, понимание его содержания.

Так, для младших дошкольников рисованная картинка скорее является повторением действительности, чем  изображением. Когда ребенку показывают изображение стоящего спиной человека и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая  обнаружить лицо на обратной стороне  листа. Со временем дети убеждаются, что с нарисованными объектами нельзя действовать как с настоящими. Расположение предметов на картинке, их соотношение дошкольники усваивают так же постепенно. Особенно сложно для ребенка восприятие перспективы. Так, удаленная елочка оценивается как маленькая, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими, — как поломанные. Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и то это основывается на знании правил, усвоенных от взрослых. Удаленный предмет кажется ребенку маленьким, но он догадывается, что на самом деле он большой. Так формируется константность восприятия — свойство, которое предполагает, что мы воспринимаем объекты достаточно стабильными и сохраняющими свои размеры, форму, цвет и другие свойства, несмотря на изменение условий восприятия (расстояния, освещения и т. д.).

В дошкольном возрасте развивается  восприятие сказки. По мнению выдающегося  психоаналитика, детского психолога  и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений — потеря смысла жизни. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно  становилась волшебницей, которая  может преобразить ребенка и  его жизнь. Известным отечественным  детским психологом Л. Ф. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в дошкольном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка  отличается от восприятия взрослого  человека тем, что это развернутая  деятельность, которая нуждается  во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Ароновской и другими учеными выделено специфическое действие для этой деятельности. Это — со-действие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать. Например, некоторые сказки Х.-К. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно проследила путь развития содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

 

 

 

 

 

 

При помощи методик развития мышления дошкольников, ребенок активно  познает окружающий мир, запоминает все окружающее его и делает определенные, собственные умозаключения. Развивать  у ребенка виды мышления следует  по строго определенным методиками и  следующим из них правилам.

Развиваем критическое  мышление

Известно, что критическое  мышление – основной фильтр, позволяющий  ребенку, как и любому человеку, делать наиболее логичные выводы, в ходе поиска решения задач. Именно поэтому, составляя  методику для развития мышления у  детей дошкольного возраста, необходимо обязательно включить в нее этот фактор.

Критическое мышление следует  развивать с раннего возраста. Начинать наводить порядок в знаниях  малыша, следует еще в детском  саду. Сегодня детишки должны в  огромных объемах усваивать большое  количество информации об окружающем мире, которая, несомненно, хаотично путается в их головах. Чтобы развить у  ребенка данный вид мышления, следует  давать ребенку задания в необремененной, игривой форме. Малышу должно понравиться  отличать плохое и неправильное, от хорошего и правильного. Например, вы можете рассказывать ребенку сказки, заранее его предупреждая, что если он заметит в ней что либо неправильно, он должен сказать, что так не бывает. Чем старше ребенок, тем ситуация в сказке должна быть сложнее. При помощи столь непринужденной, веселой формы, вы без труда научите свое дитя отличать невозможное от возможного, дадите толчок развитию у него критического сознания.

Очень действенны методики подразумевающие использование  картинок. Например, вы показываете  малышу картинку, на которой нарисовано несуществующее в реальном мире животное и вы спрашиваете его, что напутал  человек рисовавший картинку. Помните, обычно дошкольники не испытывают ни малейшего труда при поиске отличий.

 

Развиваем образное мышление

Ближе к трём годам, появляется наглядно-образное мышление. Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении. Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку – самолетом. В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в сказке, идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк). Именно в этом возрасте малыши с удовольствием рисуют, конструируют, лепят из пластилина. Постоянно встающие перед ребенком задачи, для решения которых требуется что-то вообразить в уме, эффективно помогают развивать данный вид мышления.

Прогуливаясь с малышом, показывайте ему цветы, деревья  и животных. Рассказывайте о действиях  животных (сидят, прыгают, бегают). Обращайте  внимание ребенка на цвета, формы, размеры  всего, что его окружает. Играйте  с ним в сказочные сюжеты.

Начиная с трех – четырех  лет развивать образное мышление можно при помощи картинок. Ваша цель – помочь ребенку научиться  создавать в своем уме образы. Например, нарисуйте на бумаге круг, проведите от него линию вниз и  затем спросите у ребенка, что  это? Малыш имеет право выдвигать  собственные ассоциации, даже если они не касаются нарисованного на картинке воздушного шарика.


Информация о работе Понятие интеллектуального развития дошкольника