Понятие и виды манипуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

В современном мире люди часто преследуют определенные цели, для осуществления которых необходима помощь других людей. Если цель имеет для них принципиальное значение, то для ее достижения, для получения желаемого результата прибегают к чистой манипуляции. «Прирожденные» манипуляторы отличаются тонким умом, хитростью, часто хорошими аналитическими способностями и развитым логическим мышлением; они умеют определять слабые стороны своего соперника; они гибкие и замечательно приспосабливаются. Для них не составляет труда мгновенно выделить существенные стороны проблемы и вникнуть в суть дела, чтобы, прощупав почву, приступить к главному — к реализации своего плана. В таком случае манипулируемые люди находятся в большой опасности,ведь их труд может быть использован насильно или не оценен по достоинству, самооценка может быть занижена, общее состояние-желать лучшего

Содержание

Введение 2
Понятие и виды манипуляции 3
Правила нейтрализации манипуляций 4
Пути распознования манипулятивного воздействия 4
Способы нейтрализации уловок 5
Варианты защиты от манипуляций 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

манипуляции.docx

— 31.81 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Понятие и виды манипуляции 3

Правила нейтрализации манипуляций 4

Пути  распознования манипулятивного  воздействия 4

Способы нейтрализации уловок 5

Варианты  защиты от манипуляций 7

Заключение 9

Список использованной литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире люди часто преследуют определенные цели, для осуществления которых необходима помощь других людей. Если цель имеет для них принципиальное значение, то для ее достижения, для получения желаемого результата прибегают к чистой манипуляции. «Прирожденные» манипуляторы отличаются тонким умом, хитростью, часто хорошими аналитическими способностями и развитым логическим мышлением; они умеют определять слабые стороны своего соперника; они гибкие и замечательно приспосабливаются. Для них не составляет труда мгновенно выделить существенные стороны проблемы и вникнуть в суть дела, чтобы, прощупав почву, приступить к главному — к реализации своего плана. В таком случае манипулируемые люди находятся в большой опасности,ведь их труд может быть использован насильно или не оценен по достоинству, самооценка может быть занижена, общее состояние-желать лучшего. Поэтому важно не только уметь влиять, но также разбираться в ситуации, когда вами управляют и уметь нейтрализовать манипуляции в свой адрес. Для этого были разработаны специальные техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды манипуляции

 

 Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы.

Виды манипуляций:        

1) Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.             

2) Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда.         

    3) Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики (противоречивость, двусмысленность, бездоказательность) или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила нейтрализации  манипуляций

Правила нейтрализации  манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров. Противостояние манипулятивному воздействию требует умения, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.

Пути  распознования манипулятивного  воздействия 
В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.

1)Отслеживание изменений  ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Конечно, внутренний «эмоциональный будильник» у всех людей имеет разную «квалификацию», но даже самый наивный адресат манипулятивного воздействия, в той или иной степени способен реагировать на очень широкий круг признаков манипуляции. Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

Дисбаланс в распределении  ответственности за совершаемые  действия и принимаемые решения (например, мы вдруг замечаем, что  кое-что «должны», не зная, откуда долженствование  взялось или же, наоборот, проявили непонятную и неожиданную для  себя безответственность в принятии некоторого решения);

Нарушение сбалансированности элементов ситуации (необычность  мишеней воздействия (темы разговоров, смена направлений беседы и пр.), необычность компоновки или подачи информации, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.);

Несоответствия  в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);

Стремление стереотипизировать поведение адресата (те случаи, когда  становится заметным желание кого-то, чтобы мы вели себя в «соответствии  с ...», чаще всего это выглядит как  обращение к некоторым ролевым  позициям, стремление отнести к той  или иной категории людей).

2)Анализ механизмов  манипулятивного воздействия ставит  перед собой задачу обнаружить  манипуляцию с помощью внимания  к реакциям адресата.

Можно указать следующие  реакции:

Неоправданно частое появление или подчеркнуто явное  проявление «психических автоматизмов»  в поведении адресата воздействия;

Регрессия к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тоска, чувство  одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;

Дефицит времени, отпущенного  на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);

Состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых  идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или  регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей  и пр.

Неожиданное изменение  фоновых состояний, т. е. эмоциональная  реакция адресата — ухудшение  настроения, раздражение, глухая обида  и прочие сдвиги в сторону отрицательных  эмоций (особенно должны насторожить  случаи неоправданных с точки  зрения ситуации эмоциональных сдвигов).

Способы нейтрализации уловок

Существует несколько способов нейтрализации уловок. Основные из них следующие:

«Открытое обсуждение» о недопустимости использования манипуляций. Этот прием обычно используют накануне дискуссии, полемики или спора, когда стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам. Однако достигнутое «джентльменское соглашение» по этому вопросу, как показывает практика, часто нарушается, и тогда необходимо использовать другие приемы нейтрализации уловок.

«Разоблачение уловки», т.е. раскрытие ее сути. Данный способ нейтрализации уловки будет эффективен, если удастся не только назвать используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации. В этом случае раскрытие уловки явно покажет ее автору, что противоположная сторона также вооружена знанием этих уловок и способна публично раскрывать их суть и в дальнейшем. В такой ситуации, когда явно разоблачается инициатор уловки, обычно обе стороны, убедившись, что подловить друг друга уловкой и остаться при этом незамеченным уже не удастся, редко идут на повторное использование непозволительных приемов.

«Повторное напоминание» о недопустимости применения уловок. Этот прием основывается на реализации двух важных принципов: «умному достаточно и намека» и «от умного достаточно и намека». Однако даже и после открытого обсуждения недопустимости использования по отношению друг к другу уловок у каждой из сторон все-таки остается соблазн в трудной ситуации попробовать подловить уловкой своего оппонента, а дальше поступить по обстановке: если противник попадется, значит, он не особо силен в знаниях об использовании уловок, можно и дальше их применять; если же уловка разоблачена, то это лишний раз подтверждает, что оппонент не блефует.

«Информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия;

«Конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

«Цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение).

«Уловка на уловку».Этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата. Лишь убедившись в том, что, несмотря на тактичные открытые заявления в адрес оппонента о недопустимости использования уловок, противник злостно продолжает их реализовывать, можно включиться в борьбу — «кто кого». В ситуации открытого противоборства, безусловно, выигрывает тот, кто более вооружен не столько знаниями, сколько умениями реализовывать на практике непозволительные приемы — манипуляции.

Варианты защиты от манипуляций

Некоторые из вариантов приведены в Таблице 1

Таблица 1

Способы манипуляции

Способы защиты

1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…»

Отказ от роли

К примеру: «К сожалению, люди любят преувеличивать…»

2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спасибо…я думаю., вы не откажетесь…»

Не проявлять  дружеского участия в разговоре  с малознакомым человеком, не замечать намеков

3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать

Не быть откровенным  с человеком, которого вы не считаете другом, и не считать себя обязанным  делать то, о чем просит участливый человек

4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая в определенным действиям

Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать  мне глаза?»

5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь

Подумайте: «А мое  ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, отдавайте себе отчет  в том, насколько вы сами считаете этот проект первоочередным

6. Туманные намеки.  Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около

Прервать его  высказывания вопросом: «Вы это о чем?»

7. Берет измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите

«Заезженная пластинка»

Каждый раз в  ответ на просьбу следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Манипулирование – это  частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, вносящего ущерб (материальный или  психологический) своей жертве.

Зная способы распознования манипуляции, приведенные в данном реферате, люди смогут выстроить надежную защиту от любого акта скрытого управления. Способы же противостояния манипуляции, такие как: информационный диалог, уловка на уловку, цивилизованная конфронтация и др. помогут не поддаваться на уловки манипулятора и понять, что манипуляторы бессильны против людей, которые знают чего хотят, интерес которых четко сформулирован и озвучен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

    1. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: «Добросвет», «Издательство „КДУ“», 2009.
    2. http://talkbusedst.ru/lektsii-delovoe-obshchenie/182-manipulyacii-v-obshhenii.html
    3. http://bugabooks.com/book/315-yetika-delovyx-otnoshenij/41-82-pravila-nejtralizacii-manipulyacij.html
    4. http://tigf.org/Pravila-nejtralizacii-manipulyacij-jj.html
    5. http://mosmediator.narod.ru/publikatsii/pankratov_vn_manipulyatsii_v_obschenii_i_ih_neitralizatsiya/

 


Информация о работе Понятие и виды манипуляции