Понятие и классификация социальной
адаптации.
Понятие «адаптация» происходит от
латинского слова adaptatio — приспособление.
Важнейшая задача адаптационного процесса
— это проблема выживания человека,
через приспособление потенций организма
индивида с процессами природной
и социальной среды. Необходимо изучение
адаптации как сложного механизма социализации
личности, включающего, в частности, освоение
людьми новых социальных ролей, формирование
мотивационной сферы, восприятие индивидами
себя, своего окружения и многие другие
психологические явления, состояния и
образования.
Адаптация как вид взаимодействия
личности (либо группы) с общественной
средой, в ходе, которого согласовываются
требования и ожидания его
участников, во многом зависит
от определяемого индивидом
первоначального, самоидентифицированного
положения в системе общественной иерархии.
Процесс самоидентификации личности осуществляется
в соответствии с ее самоопределением,
с сопоставлением себя и изменившейся
социальной среды.
Под адаптацией понимают
процесс и результат взаимодействия индивида
(группы) с кардинально меняющейся средой,
в ходе которого постепенно согласуются
требования и ожидания обеих сторон, так
что индивид получает возможность выживания
(и не только, но еще и процветания), а макросреда
— воспроизведения и вступления в иную,
восходящую стадию. Путем анализа и коррекции
социальной политики на основе этого понимания,
субъекты управления могут переломить
неблагоприятные тенденции, нарастающие
в российском социуме, приостановить деструктивные
социальные процессы.
Адаптация предстает многообразным,
комплексным явлением в жизни
социальных субъектов. Можно выделить
четыре основополагающих аспекта
рассмотрения адаптации:
социальная адаптация как разновидность
социального отношения;
социальная адаптация как социальный
процесс;
социальная адаптация как социальная
деятельность;
социальная адаптация как институциональная
форма.
Адаптация как общественный феномен
выступает сложным по структуре
духовно-практическим образованием, проявляющимся
на всех уровнях социальной жизни людей.
Благодаря этому адаптация становится
одним из важнейших универсальных способов
преодоления негативных кризисных общественных
явлений и подготовки людей к включению
в инновационные социальные системы. Тем
самым, адаптация обеспечивает последовательность
и закономерность эволюционной трансформации
общества, снижение риска проявления деструктивных
тенденций и гармонизацию складывающихся
социальных отношений.
Адаптация к социальным изменениям
в обществе связана, прежде
всего, с существованием нормативно регулируемой
в исторически определенный период времени
социетальной системы. Ее важнейшими компонентами
выступают разнообразные экономические,
социальные, политические и идеологические
структуры. Социокультурные системы составляют
«ядро» содержания форм адаптации населения
к социальным изменениям. Это происходит
в связи с тем, что они непосредственно
воздействуют на характер восприятия
такого рода изменений, поскольку в их
основе можно выделить определенный вид
культуры. Адаптация к экономическим изменениям
отражает элементы экономической культуры
и должна опираться на них. Когда человек
адаптируется к политическим изменениям,
он неизбежно обращается к нормам политической
культуры.
Все виды адаптации взаимосвязаны
между собой, но доминирующим здесь
является социальная. Полная социальная
адаптация человека включает физиологическую,
управленческую, экономическую, педагогическую,
психологическую и профессиональную адаптацию.
Управленческая (организационная)
адаптация. Без управления невозможно
предоставить человеку благоприятные
условия (на работе, в быту), создать предпосылки
для развития его социальной роли, влиять
на него, обеспечивать деятельность, отвечающую
интересам общества и личности.
Социальная адаптация — процесс
управляемый. Управление им может осуществляться
не только в русле воздействия социальных
институтов на личность в ходе ее производственной,
внепроизводственной, допроизводственной,
постпроизводственной жизнедеятельности,
но и в русле самоуправления. Последнее
предполагает требовательное, самокритичное
отношение человека к самому себе, к своим
мыслям и поступкам.
Экономическая адаптация. Это
сложнейший процесс усвоения
новых социально-экономических норм
и принципов экономических отношений
индивидов, субъектов. Для технологии
социальной работы здесь важен так называемый
«социальный блок», включающий адаптирование
к реальной социальной действительности
размеров пособий по безработице, уровню
зарплаты, пенсий и пособий. Они должны
отвечать не только физиологическим, но
и социокультурным потребностям человека.
Нельзя говорить о полноценной социальной
адаптации человека, если он беден или
влачит нищенское существование или является
безработным.
Педагогическая адаптация. Это
приспособление к системе образования,
обучения и воспитания, которые формируют
систему ценностных ориентиров индивида.
Следует указать и на то, что адаптация
человека зависит от комплексного воздействия
на него природных, наследственных, географических
факторов, хотя последние и не играют решающей
роли в его социализации.
Адаптационные изменения представляют
собой более или менее сознательные
изменения, через которые проходит
личность в результате трансформации,
перемены ситуации. Изменения постоянно
сопровождают жизнь человека, поэтому
для каждого индивида важно быть
готовым к критическим периодам, поворотным
моментам, сознательному пересмотру своей
жизненной позиции в новых обстоятельствах.
Это создает реальные предпосылки готовности
к полноценной, активной адаптации.
В последнее время особую
актуальность для педагогов приобрела
проблема дезадаптации детей и подростков.
Сейчас в России около 45 миллионов детей
и подростков оказались вне системы школьного
образования; десятки тысяч превратились
в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических
средств; 16% испытывают в школах физическое
и 24% — психологическое насилие; до 76% детей
школьного возраста имеют различные формы
психических нарушений (среди дезадаптированных
школьников эта цифра возрастает до 95%);
смертность от самоубийств среди подростков
выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая
преступность, особенно по тяжким и групповым
преступлениям, растет быстрее, чем преступность
взрослого населения.
Психологическая адаптация.
В психологии адаптацию рассматривают
как процесс приспособления
органов чувств к особенностям действующих
на них стимулов с целью их лучшего восприятия
и предохранения рецепторов от излишней
нагрузки. Процесс психологической адаптации
человека происходит непрерывно, поскольку
постоянно изменяются социально-экономические
условия жизни, политические и морально-этические
ориентации, экологическая обстановка
и т.д.
В системе психологической
адаптации большую роль играют
терапевтические (психотерапевтические)
методы воздействия, такие как
дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные
методы (психодрама, гештальттерапия,
трансактный анализ), методы, основанные
на невербальной активности (арттерапия,
музыкотерапия, пантомима, хорео-терапия
и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая
терапия, суггестивные методы.
Психологическая поддержка
является частью более широкой
программы социальной помощи
индивидам по ликвидации кризисных
ситуаций и оказанию помощи
человеку или группе лиц (правовая,
психологическая, сексологическая,
информационная и др.). Главные
усилия социальных работников должны
быть направлены на содействие социальной
адаптации в новых социально-экономических
условиях (помощь клиенту в поиске работы
в утверждении социального статуса, в
восстановлении веры в духовные ценности
и др.).
Профессиональная адаптация —
это приспособление индивида к новому
виду профессиональной деятельности,
новому социальному окружению, условиям
труда и особенностям конкретной специальности.
Успех профессиональной адаптации зависит
от склонности адаптанта к конкретной
профессиональной деятельности, совпадения
общественной и личной мотивации труда
и других причин.
Адаптация включает широкий
круг понятий: от элементарного
опыта приспособления живого
организма к среде до сложнейшей
социально-психологической адаптации
личности в процессе ее социализации.
Человека — субъекта деятельности необходимо
рассматривать как сложную, многомерную
социопсихологическую-биофизиологическую
систему. В рамках системного подхода
адаптация личности предстает и процессом,
и результатом функционирования целостной
саморегулирующейся системы, адаптивность
которой обеспечивается за счет взаимодействия
отдельных ее элементов.
Адаптация к духовно-нравственным
изменениям связана с нравственной
культурой. Адаптация молодежи
к изменениям в образовательной
сфере связана с культурой образования,
в профессиональной сфере — с профессиональной
культурой, в досуговой сфере — с культурой
досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным
изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо
одной культуре, а к нескольким, поскольку
социальные изменения имеют комплексный
характер и могут дифференцироваться
в зависимости от той или иной социальной
сферы человеческой жизнедеятельности
.
Следовательно, полноценное
исследование адаптации человека
возможно лишь при реализации
комплексного подхода к изучению всех
уровней организации человека: от психосоциального
до биологического с учетом их взаимосвязей
и взаимовлияний.
Социальная адаптация – процесс
активного приспособления индивида
к условиям социальной среды;
вид взаимодействия личности или
социальной группы с социальной средой;
результат гармонизации отношений субъекта
и социальной среды.
Важным компонентом социальной
адаптации являются: согласование
оценок, притязаний индивида, его
личных возможностей со спецификой
социальной среды; целей, ценностей, ориентаций
личности и способностей их реализации
в конкретной социальной среде; взаимоотношения
индивида и его окружения как процесс
гомеостатического уравновешивания. Одним
из видов социальной адаптации является
адаптация социально-педагогическая,
т. е такое взаимодействие личности и социальной
среды, которое приводит к оптимальному
соотношению целей и ценностей личности
и группы. Этот вид приспособления предполагает
поисковую активность личности, осознания
социального статуса, идентификацию личности
и группы в процессе выполнения совместной
деятельности, принятия ею норм, ценностей
и традиций социальной группы.
Человек входит в широкую
систему профессиональных, деловых,
межличностных, социальных отношений,
которые позволяют ему адаптироваться
в данном социуме. Система социальной
адаптации включает разные виды адаптивных
процессов: производственная и профессиональная
адаптация; бытовая; досуговая; политическая
и экономическая; адаптация к формам общественного
сознания (наука, религия, искусство, мораль
и пр.); к природе и др.
Любой вид социальной адаптации
требует от человека определенных
способностей. Характер и степень
адаптации либо дезадаптации
личности зависит во многом
от биологических, физиологических,
психических свойств человека и
его социального развития. Но, с другой
стороны, хорошо организованная профессиональная
работа со стороны социальных служб различного
профиля направлена на обеспечение помощи
отдельным личностям, группам, социальным
слоям общества на различных этапах их
развития и уровня их социальной адаптации.
Социальная адаптация является
целенаправленным взаимодействием
элементов сознания и поведения
социального субъекта и ценностной
системы внешней для него среды
с целью установления между
ними соответствия и преодоления
разногласий взаимоотношений. Адаптация
выступает в качестве разновидности общественных
отношений, процессов, деятельности и
социальных институтов, оптимизирующих
и направляющих ее развитие. Главные цели
адаптации как общественного феномена
— преодоление дисфункций социальной
системы, гармонизация взаимосвязей социального
субъекта с элементами среды.
Одним из основных условий
адаптации россиян к современной
социально-экономической обстановке
являются адекватные изменения
в сознании людей — выбор новых
стратегий экономического поведения,
готовность нести личную ответственность
за свое жизнеобеспечение. Происходят
ли подобные изменения? Есть основания
утверждать, что у известной части населения
не происходят. Более того, изменения в
экономике и структуре массового сознания
часто носят разнонаправленный характер.
Переход на новые образцы экономического
поведения, адекватные рыночным отношениям,
сильно тормозится инерцией социально-психологических
установок населения на патернализм государства,
на прежнюю систему социальных гарантий,
мало связанных с объективными результатами
трудовой деятельности работников. По-прежнему,
у большинства трудоспособного населения
проявляется ориентация на социально-экономическую
зависимость.
На уровне отдельного человека
подобные установки ведут к социальной
дезадаптации трудоспособного населения.
Ориентация на получение помощи извне
не стимулирует активную экономическую
деятельность. Такие люди не вписываются
в систему рыночных отношений: зависимая,
социально инфантильная личность имеет
мало шансов найти себе нишу в нынешних
экономических условиях. Общество же заинтересовано
в том, чтобы как можно больше граждан
превратились из «социально подопечных»
в самостоятельных «людей возможностей».
Свободная и независимая личность — это
центральная фигура гражданского общества.
Установки трудоспособных людей
на социально-экономическую зависимость
являются дисфункцией, как для
личности, так и для общества
в целом, препятствуя, в первом
случае, полноценной социальной
адаптации, в последнем — модернизации
и становлению гражданского общества.
Социальной адаптации россиян
мешает и анемическое состояние
современного общества. Согласно
классическому определению, аномия
представляет собой результат
конфликта или рассогласования
между «культурной» и «социальной» структурами,
выражающийся, прежде всего, в невозможности
достичь «определяемых культурой целей»
нормальными, законными, установленными
обществом, средствами, и побуждении к
поиску иных — девиантных — способов
удовлетворения потребностей.
Отход от законных общественных
способов удовлетворения потребностей
и псевдоадаптация к девиантным
формам поведения (которые, как
ни странно, в современных условиях
порой лучше обеспечивают жизнедеятельность
людей, чем законные и одобряемые
нравственностью нормы поведения), имеет
пагубное значение для российского общества
и потребует решительных контрмер, специализированных
социальных технологий для решения этой
злободневной проблемы.