Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:04, доклад
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
на тему: «Понятие и функции общения.»
студентки гр.ИП-17
Брицыной Татьяны
1) Определение общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия
между людьми, заключающийся в обмене
информацией, а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Субъектами общения
являются живые существа, люди. В принципе
общение характерно для любых живых существ,
но лишь на уровне человека процесс общения
становиться осознанным, связанным вербальными
и невербальными актами. Человек, передающий
информацию, называется коммуникатором,
получающий ее – реципиентом.
В общении можно
выделить ряд аспектов: содержание,
цель и средства.
Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения
– способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки
Информация между людьми может передаваться
с помощью органов чувств, речи и других
знаковых систем, письменности, технических
средств записи и хранения информации.
2) Функции общения.
Признание самодостаточности и самоценности
общения предполагает более широкий взгляд
на функции общения, предполагающий не
только обеспечение деятельности, но как
средство удовлетворения многих разнообразных
потребностей: социальных, культурных,
познавательных, творческих, эстетических,
потребностей интеллектуального роста,
нравственного развития и ряда других.
В связи с этим можно выделить восемь функций (целей) общения:
1) контактная, цель,
которой – установление
2) информационный
обмен сообщениями, т.е. прием
– передача каких-либо
3) побудительная
стимуляция активности
4) координационная
– взаимное ориентирование и
согласование действий при
5) понимание – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний и т.д.)
6) возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7) установление
отношений – осознание и
8) оказание влияния
– изменение состояния, поведен
Заключение.
Общение выполняет различные жизненно
значимые функции: сообщение или обмен
информацией, мыслями, чувствами через
язык, знаки и символы; передача социальных,
культурных и нравственных ценностей
для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие;
воздействие на сознание и поведение людей;
предпосылка и сопровождение деятельности;
способ взаимодействия; фактор поведения;
форма самопознания личности; процесс
узнавания себя в другом и другого в себе;
условие регламентации межличностных
отношений и др.
Средства общения — это те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Можно выделить три основных категории средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения); речевые средства (высказывания, вопросы, ответы, реплики).