Понятие и функции эмоций и чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Содержание

Введение 3
Понятия об эмоциях и чувствах 4
1.2.Физиологические механизмы формирования эмоций 5
2. Виды эмоций и чувств 7
3.Функции чувств и эмоций 9
4.Эмоциональные состояния человека 12
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

3)Нравственные. Характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, людям и обществу в целом. Чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства.

4) Практические. Проявляются в практической деятельности и отражают эмоциональное отношение, как к результатам, так и к процессу труда.

 

3.Функции чувств и  эмоций

 

Для того чтобы изучить  какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида — например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Выделяют несколько основных функций эмоций и чувств.

1) Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма». Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в учении и обучении. В учении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения.

2) Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.

3) Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

4) Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что «...эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им». Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.

5) Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезною или вредного воздействия на организм. Переживания явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека).

6) Функция формирования сознания. Сознание, как известно, вторичная,  субъективная форма существования психического. Это отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия заключается в механизме самого психического процесса восприятия. В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В переживаниях он сам выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания. В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок.

7) Функция формирования  внутренней реальной человеческой  жизни. Понимание эмоций как  переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни. «Понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в нем более или менее выражен, но он всегда присущ в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом — знания, особенно существенного для сознания». Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Понимая огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания и знания на первое место среди других принципов познания природы психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта. Переживания интимно входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения, прежде всего, обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Эмоциональные состояния человека

 

 

Эмоции управляют  человеком намного сильнее, чем  это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. Не важно, к какой социальной группе относится человек, каков его образовательный уровень, его реакции на жизнь, на окружающих, будут определяться только его эмоциональным состоянием. Верно, даже наоборот, его образование, интересы, группа, к которой он принадлежит, будут определяться его эмоциями. Каждый человек способен испытывать эмоции только в некотором небольшом диапазоне, а для того, чтобы испытать существенно иные эмоции, надо чтобы произошло какое-то совсем нерядовое событие. Например, если человек неэмоциональный, то вызвать эмоции могут только большой выигрыш, или сильная потеря, а все остальное может только привлечь его внимание или вызвать небольшой интерес или отторжение. В то же время, на эмоционально сильного человека даже подобная существенная потеря, например, денег или работы, не окажет существенного влияния. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно  в  художественном  творчестве.  Собственная  эмоциональная   сфера художника  отражается  в  выборе  сюжетов,  в  манере  письма,   в   способе разработки избранных  тем  и  сюжетов.  Все  это  вместе  взятое  составляет индивидуальное своеобразие художника.  В своих исследованиях, К.Е. Изард, выделил следующие основные, или,  как он  их  называл,  «фундаментальные»,  эмоции,  определяющие  все   основные: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединения   фундаментальных   эмоций   возникают   комплексныеэмоциональные состояния, такие  как,  например,  тревожность,  сочетающая  в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в  основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности  (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и  т.д.).

1) Интерес - наиболее  часто  испытываемая  положительная  эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в  развитии  знаний,  навыков, интеллекта. Интерес –   это   единственная   мотивация,   которая   может поддерживать  повседневную  работу  нормальным  образом.  Он  необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью  в  отсутствие внешней стимуляции.   Распространенной  причиной  эмоции  интереса  являются генерируемые индивидом воображаемые образы, связанные с  достижением  целей, которые ставит перед собой индивид. С точки зрения внешних проявлений  интерес  трудно  определить  точно, поскольку выражения лица при интересе не столь определенны, как  при  многих других  эмоциях. Инстинктивным при этом может являться легкое  приподнимание или опускание бровей, небольшое расширение или сужение  век,  легкий  наклон головы к плечу. В целом заинтересованный человек выглядит так, как будто он присматривается, или прислушивается. Человек  обнаруживает признаки любопытства и захваченности, при интенсивном интересе  человеку  свойственно воодушевление и оживление. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Интерес рассматривается как одна из фундаментальных врожденных  эмоций и считается доминирующей из всех эмоций у нормального,  здорового  человека. Предполагается,  что  именно  эмоция  интереса  постоянно   присутствует   в сознании  и  что  именно  она  вместе  с   познавательными   структурами   и ориентациями  направляет восприятие, познание и действие.  На  сознательном уровне ключевыми  детерминантами  интереса  являются  новизна  и  изменение. Источником изменений и новизны  могут быть  как  окружающая  среда,  так  и воображение, память и мышление. Эмоция интереса  поддерживает  исследование, изучение и конструктивную деятельность, межличностные и семейные  отношения, важен для развития умений и  интеллекта  индивида,  играет  ведущую  роль  в развитии и формировании личности.

2) Радость – положительная   эмоция,   характеризующаяся    ощущением уверенности, удовлетворенности и личной  значимости.  В  связи  с  тем,  что чувство   радости   гармонизирует   состояние человека, насыщая его самоудовлетворенностью,   удовлетворенностью   окружающим его миром и миросозданием в  целом,  эмоция  эта,  по  объективным   причинам,  является относительно  кратковременной,  подверженной  смене  другими  эмоциональными состояниями. Выражение    радости    универсально,    сопровождается характерным растягиванием и искривлением  губ  (улыбкой),  мимическим  сужением  глаз  с образованием  лучистых морщинок. Исследователи сходятся во мнении, что достаточно непросто  говорить  о причинах радости,  поскольку её  переживание необязательно   следует   из специфической  ситуации  или  действия.  Скорее,  это   побочный   результат восприятия, мышления или действия. Радость  может  возникнуть на различной стадии работы, от  удовлетворения  достигнутым  результатом,  от  физических упражнений, от удовлетворения физиологических потребностей, либо вследствие процессов, уменьшающих или нивелирующих отрицательные личностные  состояния, при  узнавании  чего-то  знакомого,  во  время  мечтаний  или других   форм воображения и познания. Радость имеет большое значение в жизнедеятельности человека, облегчая и усиливая   социальные   связи,   тем   самым   увеличивая   адаптационные характеристики личности,  и обозначая освобождение от негативной  стимуляции и напряженных состояний. Испытываемая  человеком,  эта  эмоция  облегчает повседневную жизнь, повторяясь, радость привносит способность справляться  с трудностями, достигать целей, способствует уверенности и,  что  немаловажно, успокаивает человека, снижая его напряженные состояния.

3) Удивление – это не имеющая четко выраженного   положительного или отрицательного  знака  эмоциональная  реакция  на  внезапно возникающего обстоятельства. Удивление тормозит все   предыдущие   эмоции,   направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить  в  интерес. В  строгом  смысле  удивление  не  является   ни   положительным,   ни отрицательным.  Но  если  человек  относительно  часто  испытывал   приятное удивление, то он придет к его положительной оценке, если относительно  часто испытывал неприятное удивление, он может прийти к его  отрицательной  оценке и хуже справляться  с  ситуациями,  вызывающими  это  чувство.  В  последнем случае человек может стать боязливым и  неэффективным  в  присутствии  чего- либо нового и необычного, даже независимо от того, появилось это  неожиданно или нет. Удивление является приходящим чувством. Оно быстро наступает  и быстро проходит, не  мотивируя поведение  в  течение  длительного  времени. Функция удивления состоит в  подготовке  индивида  к  успешным  действиям  в условиях нового внезапного  события,  в  приспособлении  нервной  системы  к внешним изменениям. С эволюционной точки  зрения  готовность  иметь  дело  с неожиданностями и умение ориентироваться в  условиях  внезапно  появляющихся опасностей имеет неоценимое значение.

4) Гнев. Одной из причин гнева является чувство физического или психологического  препятствия  –  физические  помехи,  правила, законы или собственная неспособность. Если препятствия  незначительны  или  неочевидны, непосредственная реакция может  в  гневе  и  не  выражаться,  однако  что-то действительно мешает  достижению  страстно  желаемой  цели,  гнев  рано  или поздно обязательно возникнет. Низкие уровни гнева можно подавлять в  течение длительного времени, что сопряжено с  известным  вредом  для  здоровья  и  с риском крайнего взрыва гнева.  Другие причины гнева включают в себя  личное оскорбление, прерывание ситуаций интереса или  радости,  обман,  принуждение сделать что-то против желания. Эти причины вызывают гнев  у  многих  людей, хотя существуют другие,  индивидуальные  и  зависящие от уровня развития причины гнева. В эволюции человека гнев  имел  важное значение  для  выживания. Оно объясняется  способностью  мобилизовать  энергию  индивида  и  сделать   его готовым к активной самозащите. При развитии цивилизации  необходимость  этой функции  гнева   стала   столь   редкой,   что   большинством   ученых   она рассматривается как помеха,  а не  преимущество. Теперь,  за  исключением редких  случаев,  нападение  в  гневе  почти  всегда  является    нарушением юридического и этического  кодексов.   В ряде случаев небольшой   по интенсивности, регулируемый гнев  может быть  источником психологической силы (веры в себя), которая бывает, необходима  в ряде  жизненных ситуаций. Существуют данные, свидетельствующие, что  невозможность  или  неспособность выразить соответствующим образом  справедливый  гнев   может  мешать  ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к  психосоматическим  расстройствам.

5) Отвращение. Это  отрицательное  эмоциональное  состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и  др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с  идеологическими, нравственными или эстетическими принципами или установками субъекта. Когда что-то вызывает отвращение, человек стремится  устранить  этот объект  или  изменить  его  таким  образом,  чтобы  он   перестал   вызывать отвращение.  В  процессе  эволюции  отвращение,   вероятно,   способствовало поддержанию  санитарного  состояния  среды  и   предотвращало   употребление испорченной пищи и воды. Возможно,  что  отвращение  играет  важную  роль  в поддержании личной гигиены. Помимо этого отвращение может  быть  направлено на идею или личность, включая свою собственную.  Отвращение,  сопряженное  с гневом может быть очень опасным, поскольку гнев  может  вызвать  агрессивное поведение и нападение, а отвращение  -  желание  физического  избавление  от кого-либо или чего-либо. Отвращение, как и гнев, может быть  направлено  на самого индивида, понижая самооценку и  вызывая  самоосуждение.  Совокупность гнева и отвращения в  отношении  себя,  как  правило,  испытывают страдающие депрессией.

Информация о работе Понятие и функции эмоций и чувств