Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:17, реферат
Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется всё время за кем-то идти? Мой реферат поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером. Тем самым, можно будет определить, являются ли эти качества врожденными или нет и в зависимости от этого (если они всё-таки поддаются корректировки) сформировать эти качества в любом другом человеке.
Введение 3
1. Понятие лидерства и его компонентов………………………………………..4
2. Что такое лидер и лидерство …………………………………………………..5
3. Качества присущие лидеру …………………………………………………….7
4. Окружение лидера ……………………………………………………………...8
5. Карьера лидера …………………………………………………………………9
6. Общие теории лидерства…………………………………………………........10
Заключение ………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы: ……………………………………………
Содержание
Введение 3
1. Понятие лидерства и его компонентов………………………………………..4
2. Что
такое лидер и лидерство ………………
3. Качества
присущие лидеру ……………………………………
4. Окружение
лидера ……………………………………………………………
5. Карьера
лидера ……………………………………………………………
6. Общие
теории лидерства…………………………………………………..
Заключение
………………………………………………………………………..
Список
использованной литературы: ……………………………………………13
Введение
В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».
Можем
ли мы сами управлять своей жизнью,
выбирать, реализовывать свои потребности
и желания или же нам придется
всё время за кем-то идти? Мой реферат
поможет сформировать некое представление
о личности лидера, о его влиянии на социальную
группу и самое главное определит набор
тех или иных качеств, которые делают человека
лидером. Тем самым, можно будет определить,
являются ли эти качества врожденными
или нет и в зависимости от этого (если
они всё-таки поддаются корректировки)
сформировать эти качества в любом другом
человеке.
1. Понятие лидера и его компонентов.
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения:
* индивид,
обладающий наиболее ярко
* лицо,
за которым данное сообщество
признает право на принятие
решений, наиболее значимых с
точки зрения группового
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость
выделения лидирующих позиций зависит
от типа общности, составляющей систему,
ее взаимоотношений с окружающей
действительностью. В системах с низкой
групповой интеграцией, высокой степенью
автономии различных уровней организации
и свободы отдельных элементов, функции
лидера развиты слабо. По мере усиления
потребности системы и самих людей в сложно
организованных коллективных действиях
и осознания этих потребностей в форме
коллективных целей, потребность в лидере
и спецификация его функций повышаются.
2. Что такое лидер и лидерство
На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве главные - не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает именно такой расклад. В самом деле, между народом, обществом и государством, властью всегда существовало своего рода соглашение думать так. Власть неизменно объяснялась, оправдывалась, возвышалась во мнении подчиненных и подданных как дарованная свыше, обладающая не только правом управлять, распоряжаться, командовать, но и умением править, знаниями и всеми прочими необходимыми для руководства качествами. Легитимация политики и власти (признание всех лучших качеств) правителей всегда была их главной задачей. В 20 в., когда ответственность власти и требования общества к ней резко возросли, появилась специальная теорий политической элиты - лучшей, избранной группы профессионалов, верхушки правящих сил, занимающихся политикой и потому занимающих руководящие посты на разных уровнях управления страной.
Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена в своем окружении и во всех тех людях - классах, группах, обществе, которыми она должна руководить. Между обществом и государством, народом и властью, руководителями и подчиненными отнюдь не всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимное или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и конфликтами. Когда народ оглядывается в прошлое, то обнаруживает там весьма немного действительно одаренных политиков, еще меньше выдающихся руководителей, к каждому из которых могут быть предъявлены те или другие претензии. Зато в истории великое множество неудачливых государей и министров, ничем не примечательных руководителей, правление которых отмечено всевозможными просчетами, ошибками, проигранными войнами, упущенными возможностями. Конечно, политика мало отличается от других видов деятельности, но ее просчеты более всего сказываются на судьбах людей и народов. К тому же истор
ия богата и именами выдающихся в своем роде политических злодеев, и злодеяниями неординарных лиц.
В России подобных явлений было не больше, чем в других странах, но в целом государственное правление нередко оказывалось весьма слабым местом отечественной политики, а ее достижения доставались, обществу дорогой ценой, будь то расширение пределов государства, развитие страны, установление в ней порядка. Общество медленно и не до конца изживало самые болезненные и архаичные способы управления страной и движениями народа. Не случайно такими заметными в истории Отечества фигурами были самозванцы, временщики, атаманы, батьки, лихоимцы, столичные и провинциальные всевластные повелители. Стойкими оказались феодальные формы власти.
На каждом новом этапе политическая жизнь общества нуждалась в руководстве нового типа. Иной тип политических отношений требовал другой формы власти, нового руководителя.
Вопрос
о лидерстве не случайно возник только
в наше время. Лидерство - это не новый
стиль руководства, а способ организации
власти в, гражданском обществе с развитым
политическим сознанием всех или большинства
его социальных слоев.Такое общество возникло
сравнительно недавно либо еще только
складывается, и то пока не везде. Но это
перспектива и необходимость истории
и политики. Члены гражданского общества
- мыслящие участники политической жизни,
поэтому они имеют возможность сознательно
выбирать себе лидера.
Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.
Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Лидерство
- это отношения учителя и
3. Качества присущие лидеру
Никакие
нравственные, интеллектуальные, духовные
добродетели сами по себе не превращают
политического деятеля в
Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику.
Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.В малой группе (это может быть элита верхних уровней власти и ядро любого иного руководства) роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества, умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).
Иным оказывается лидерство на уровне "большой политики", управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти.