Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:32, контрольная работа
Как происходит становление личности, как она развивается, как из "не личности" или "еще не личности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.
Введение
1. Сущность понятия личность
2. Развитие личности и его факторы
3. Этапы развития личности
4. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
1. Сущность понятия личность
2. Развитие личности и его факторы
3. Этапы развития личности
4. Развитие психики и развитие личности.
Проблема ведущей деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Как происходит становление личности,
как она развивается, как из "не личности"
или "еще не личности" рождается личность.
Младенец, очевидно, личностью быть не
может. Взрослый, бесспорно, личность.
Как и где произошел этот переход, трансформация,
скачок к новому качеству? Этот процесс
имеет постепенный характер; шаг за шагом
мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать
личностью. Есть ли в этом движении какая-либо
закономерность или все это носит чисто
случайный характер? Вот где приходится
выйти на исходные рубежи давней дискуссии
о том, как развивается человек, становясь
личностью.
Личностное развитие человека несет на
себе печать его возрастных и индивидуальных
особенностей, которые необходимо учитывать
в процессе воспитания. С возрастом связаны
характер деятельности человека, особенности
его мышления, круг его запросов, интересов,
а также социальные проявления. Вместе
с тем каждому возрасту присущи свои возможности
и ограничения в развитии. Так, например,
развитие мыслительных способностей и
памяти наиболее интенсивно происходит
в детские и юношеские годы. Если же возможности
этого периода в развитии мышления и памяти
не будут в должной мере использованы,
то в более поздние годы уже трудно, а иногда
и невозможно наверстать упущенное. В
то же время не могут дать эффекта попытки
забегать вперед, осуществляя физическое,
умственное и нравственное развитие ребенка
без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на
необходимость глубокого изучения и умелого
учета возрастных и индивидуальных особенностей
детей в процессе воспитания. Эти вопросы,
в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж.
Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег,
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того,
отдельные из них разрабатывали педагогическую
теорию, исходя из идеи природа сообразности
воспитания, то есть учета природных особенностей
возрастного развития, хотя эта идея и
интерпретировалась ими по-разному. Однако
все они сходились в одном: нужно внимательно
изучать ребенка, знать его особенности
и опираться на них в процессе воспитания.
1. Понятие
личности
Будучи высшим творением природы, в известной
нам части Вселенной, человек не является
чем-то застывшим, раз и навсегда данным.
Он изменяется, развивается. В процессе
развития он становится личностью, в полной
мере ответственной за свои поступки и
действия.
Существенное значение для педагогики
имеет уяснение самого понятия "личность".
В каком соотношении находится это понятие
с понятием "человек"? Понятие "личность"
выражает совокупность социальных качеств,
которые приобрел индивид в процессе жизни
и проявляет их в разнообразных формах
деятельности и поведения. Это понятие
используется как социальная характеристика
человека. Каждый ли человек является
личностью? Очевидно, нет. Не был личностью
человек в родовом строе, поскольку его
жизнь была полностью подчинена интересам
первобытного коллектива, растворена
в нем, а его личные интересы еще не обрели
должной самостоятельности. Не является
личностью человек, сошедший с ума. Не
является личностью человеческий ребенок.
Он обладает определенным набором биологических
свойств и признаков, но до какого-то периода
жизни лишен признаков социального порядка.
Поэтому он не может совершать поступков
и действий, движимый чувством социальной
ответственности.
Личность - социальная характеристика
человека, это тот, кто способен на самостоятельную
(культуросообразную) социально-полезную
деятельность. В процессе развития человек
раскрывает свои внутренние свойства,
заложенные в нем природой и сформированные
в нем жизнью и воспитанием, то есть человек
- двойственное существо, ему свойственен
дуализм, как и всему в природе: биологическое
и социальное.
Личность - это осознание себя, внешнего
мира и места в нем. Такое определение
личности дал в свое время Гегель. А в современной
педагогике наиболее удачным считается
следующее определение: личность - это
автономная, дистанцированная от общества,
самоорганизованная система, социальная
сущность человека.
Известный философ В.П. Тугаринов к числу
важнейших признаков личности относил
1. разумность,
2. ответственность,
3. свободу,
4. личное достоинство,
5. индивидуальность.
Личность – это социальный облик человека
как субъекта общественных отношений
и действий, отражающих совокупность социальных
ролей, которые он играет в обществе. Известно,
что каждый человек может выступать сразу
во многих ролях. В процессе исполнения
всех этих ролей у него формируются соответствующие
черты характера, манеры поведения, формы
реакции, представления, убеждения, интересы,
склонности и т.д., которые в совокупности
и образуют то, что называем личностью.
Понятие «личность» употребляется для
характеристики всеобщих, присущих всем
людям качеств и способностей. Это понятие
подчеркивает наличие в мире такой особой
исторически развивающейся общности,
как человеческий род, человечество, которое
отличается от всех иных материальных
систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
«Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его тоже во всех отношениях»,-
так К.Д. Ушинский понимает одно из условий
педагогической деятельности: изучать
природу ребенка. Педагогика должна иметь
научное представление о личности учащегося,
поскольку ученик - это предмет и одновременно
субъект педагогического процесса. В зависимости
от понимания сущности личности и ее развития
строятся педагогические системы. Поэтому
вопрос о природе личности носит методологический
характер и имеет не только теоретическое,
но и большое практическое значение. В
науке различаются понятия: человек, индивид,
индивидуальность, личность.
Человек - биологический вид, высокоразвитое
животное, способное к сознанию, речи,
труду.
Индивид - это отдельная особь, человеческий
организм с присущими только ему особенностями.
Индивид соотносится с человеком, как
особенное с типическим и всеобщим. Понятие
«индивид» в этом случае употребляется
в значении «конкретный человек». При
такой постановке вопроса не фиксируются
как особенности действия различных биологических
факторов (возрастных особенностей, пола,
темперамента), так и различия социальных
условий жизнедеятельности человека.
Индивид в данном случае рассматривается
как отправной момент для формирования
личности человека, личность – итог развития
индивида, наиболее полное воплощение
всех человеческих качеств.
Индивидуальность так же соотносится
с понятием личность, отражая особенности
конкретной личности.
Личность (центральное понятие для человековедческих
наук) - это человек как носитель сознания,
социальных ролей, участник общественных
процессов, как существо общественное
и формирующееся в совместной с другими
деятельности и общении.
Слово «личность» употребляется только
по отношению к человеку, и притом начиная
лишь с некоторого этапа его развития.
Мы не говорим «личность новорожденного»,
понимая его как индивида. Мы всерьёз не
говорим о личности даже двухлетнего ребёнка,
хотя он многое приобрёл из социального
окружения. Поэтому личность не есть продукт
перекрещивания биологического и социального
факторов. Раздвоение личности – отнюдь
не фигуральное выражение, а реальный
факт. Но выражение «раздвоение индивида»
– бессмыслица, противоречие в терминах.
То и другое – целостности, но разные.
Личность, в отличие от индивида, не есть
целостность, обусловленная генотипом:
личностью не родятся, личностью становятся.
Личность относительно поздний продукт
социально – исторического и онтогенетического
развития человека.
А.Н. Леонтьев подчёркивал невозможность
поставить знак равенства между понятиями
«личность» и «индивид» ввиду того, что
личность – это особое качество, приобретаемое
индивидом благодаря общественным отношениям.
Личность - особое системное качество
человека, которое приобретается при жизни
среди людей. Личностью можно стать среди
других людей. Личность - системное состояние,
включающее в себя биологические пласты
и социальные образования на их основе.
Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные
учения видят в личности низшие пласты
(тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека
духовна и изначально задана верховными
сверхчувственными силами. Смысл человеческой
жизни - приближение к богу, спасение через
духовный опыт.
З.Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях,
выделял в личности три сферы:
- подсознание ("Оно"),
- сознание, разум ("Я")
- сверхсознание ("сверх-Я").
Природной и разрушительно опасной основой
личности З.Фрейд считал половое влечение,
придавая ему характер двигательной силы,
определяющей поведение человека.
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение),
направление в психологии, сводит личность
к формуле "стимул-реакция", рассматривает
личность как набор поведенческих реакций
в ответ на ситуации, стимулы и исключает
из структуры личности ее самосознание,
то, что и есть основа личности.
В отечественной психологии (К.К. Платонов)
выделяются четыре подструктуры личности:
- биопсихические свойства: темперамент,
половые, возрастные особенности;
- психические процессы: внимание, память,
воля, мышление и пр.;
- опыт: умения, навыки, знания, привычки;
- направленность: мировоззрение, стремления,
интересы и пр.
Из этого видно, что природа личности биосоциальна:
в ней есть биологические структуры, на
основе которых развиваются психические
функции и собственно личностное начало.
Как видно, разные учения выделяют в личности
примерно одинаковые структуры: природные,
низшие, пласты и высшие свойства (дух,
направленность, сверх - Я), однако объясняют
их происхождение и природу по-разному.
Понятие личность показывает, как в каждой
личности индивидуально отражаются социально-значимые
черты, и проявляется её сущность как совокупность
всех общественных отношений.
Личность – это сложная система способная
воспринимать внешние воздействия, отбирать
из них определённую информацию и оказывать
воздействие на окружающий мир по социальным
программам.
Неотъемлемыми, характерными чертами
личности являются самосознание, ценностные
социальные отношения, известная автономность
в отношении к обществу, ответственность
за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью
не рождаются, а становятся.
На протяжении 19 века ученые полагали,
что личность существует как нечто, полностью
сформировавшееся. Личностные черты индивида
долгое время приписывались наследственности.
Семья, предки и гены определяли то, будет
ли человек гениальной личностью, заносчивым
хвастуном, закоренелым преступником
или благородным рыцарем. Но в первой половине
ХХ века доказали, что врожденная гениальность
автоматически не гарантирует того, что
из человека получится великая личность.
Оказалось, что решающую роль играет социальная
среда и атмосфера, в которую попадает
человек после рождения.
Личность невозможна вне социальной деятельности
и общения. Только включаясь в процесс
исторической практики, индивид проявляет
социальную сущность, формирует свои социальные
качества, вырабатывает ценностные ориентации.
Главная сфера становления человека –
его трудовая деятельность. Труд составляет
основу социального бытия человека, потому
что именно в труде он в самой большой
степени выражает себя как общественный
индивид. На формирование личности оказывают
влияние факторы трудовой деятельности,
общественный характер труда, его предметное
содержание, форма коллективной организации,
общественная значимость результатов,
технологический процесс труда, возможность
для развертывания самостоятельности,
инициативы, творчества.
Личность не только существует, но и впервые
рождается именно как «узелок», завязывающийся
в сети взаимных отношений. Внутри тела
отдельного индивида реально существует
не личность, а её односторонняя проекция
на экран биологии, осуществляемая динамикой
нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление
социального “Я” - это процесс взаимодействия
с себе подобными в процессе социализации,
когда одна социальная группа обучает
“правилам жизни” другую.
2. Развитие
личности и его факторы
“Мы постоянно узнаем о себе что-то новое.
Год за годом открывается нечто такое,
чего мы раньше не знали. Нам всякий раз
кажется, что вот теперь-то нашим открытиям
наступил конец, но этого никогда не будет.
Мы продолжаем обнаруживать в себе то
одно, то другое, порой переживая потрясения.
Это говорит о том, что всегда остается
часть нашей личности, которая по-прежнему
бессознательна, которая по-прежнему находится
в становлении. Мы незавершенны; мы растем
и изменяемся. Хотя та будущая личность,
которой мы будем когда-то, уже присутствует
в нас, просто она пока что остается в тени.
Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая
личность не видна, но мы движемся вперед,
где вот-вот начнут вырисовываться ее
очертания. Таковы потенциалы темной стороны
эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем,
какими станем!”
К. Г. Юнг
Поскольку личностные качества человека
развиваются прижизненно, для педагогики
важное значение имеет раскрытие сущности
понятия "развитие".
Развитие личности - одна из главных категорий
в психологии и педагогике. Психология
объясняет законы развития психики, педагогика
строит теории о том, как целенаправленно
руководить развитием человека. В науке
есть формула: человеком рождаются, личностью
становятся. Следовательно, личностные
качества приобретаются в процессе развития.
Развитие личности понимается как процесс
количественных и качественных изменений
под влиянием внешних и внутренних факторов.
Развитие ведет к изменению качеств личности,
к появлению новых свойств; психологи
называют их новообразованиями. Изменение
личности от возраста к возрасту протекает
в следующих направлениях:
- физиологическое развитие (скелетно-мышечная
и другие системы организма),
- психическое развитие (процессы восприятия,
мышления и пр.),
- социальное развитие (формирование нравственных
чувств, усвоение социальных ролей и др.).
Развитие происходит:
1. В единстве биологического и социального
в человеке.
2. Диалектично (переход количественных
изменений в качественные преобразования
физических, психических и духовных характеристик
личности), развитие идет неравномерно
(каждый орган развивается в своем темпе),
интенсивно в детстве и юношестве, потом
замедляется.
Существуют оптимальные
сроки для становления
Пластичность нервной системы: слабые
функции могут быть компенсированы сильными
(слабая память - высокая организация познавательной
деятельности).
1. посредством разрешения противоречий
(между потребностями и возможностями
их удовлетворения, возможностями ребенка
и требованиями общества, между целями,
которые ставит перед собой, и условиями
их достижения и т.д.).
2. через деятельность (игра, труд, учеба)
Споры в науке вызывает вопрос о том, что
движет развитием личности, под влиянием
каких факторов оно протекает. Анализ
факторов развития начат еще античными
учеными. Всем было интересно узнать ответ
на вопрос: почему разные люди достигают
разного уровня развития? Что оказывает
влияние на развитие личности?
Схема 1
Факторы, влияющие на развитие личности
SHAPE \* MERGEFORMAT
Что оказывает влияние на развитие личности? |
Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание |
Биологические факторы развития: наследственность, задатки, способности |
Социальные факторы развития: среда обитания, политические, географические |
Развитие личности |
Развитие детерминировано
С точки зрения биологически ориентированных
направлений, развитие понимается как
развертывание генетических программ
организма, как наследственно запрограммированное
созревание природных сил. Значит, определяющим
фактором развития являются задатки -
анатомо-физиологические особенности
организма, наследуемые от предков. Вариантом
этой позиции является взгляд на индивидуальное
развитие (онтогенез) как на повторение
всех стадий, которые прошел человек в
процессе своей исторической эволюции
(филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде
повторяется филогенез. Согласно З.Фрейду,
в основе развития человека тоже лежат
биологические процессы, проявление в
разных формах либидо - полового влечения.
Многие психологи, биологи утверждают,
что развитие ребенка предопределяется
врожденными инстинктами, особыми генами
сознания, носителями постоянных наследуемых
качеств. Это породило в начале 20 века
учение о диагностировании свойств личности
и практику тестирования детей в начальной
школе, деление их по результатам тестов
на группы, которые должны обучаться по
разным программам в соответствии со способностями,
данными природой. Однако у науки нет ясного
ответа на вопрос о том, что именно биологически
наследует человек.
Социологически ориентированные направления
рассматривают среду как определяющий
источник развития человека. Среда это
все, что составляет окружение человека.
Ученые выделяют некоторые группы средовых
факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам
относят космос, мир, климат, общество,
государство; мезофакторы - отдельные
социальные группы людей и институты,
школа, средства массовой информации;
микрофакторы - семья, сверстники. Развитие
и формирование человека под влиянием
всех средовых факторов в социологии принято
называть социализацией. В педагогике,
как было сказано, оно близко к понятию
воспитание в социальном значении.
Российская наука понимает проблему соотношения
влияния разных факторов на развитие личности
следующим образом. Биологически наследуемые
особенности индивида только создают
почву для развития личности. Они развиваются
под воздействием среды и воспитания (одного
из институтов социализации). При рождении
здоровые люди обладают относительно
одинаковыми задатками, возможностями.
И только социальное наследование, то
есть прижизненное влияние окружающей
среды и воспитания обеспечивает развитие.
Воспитание выгодно отличается от средовых
факторов тем, что это управляемый процесс,
который регулирует, создает преднамеренно
условия для развития и адаптации. Это
же относится и к обучению как части целостного
педагогического процесса: обучение ведет
за собой развитие.
Этот главный закон развития личности,
сформулированный Л.С. Выготским, означает,
что посредством совместной деятельности
и общения формируются психические функции
ребенка, социальные навыки, этические
нормы, самосознание и пр. Воспитание среди
всех факторов социализации трактуется
как наиболее значимый в развитии личности
именно в силу его направленности и организованности.
Следовательно, развитие личности представляет
собой процесс, который определяется внутренними
и внешними факторами. Происходит он:
- во-первых, в зависимости от внутреннего
мира личности, ее внутренних побуждений,
присущих ей субъективных потребностей,
интересов и мотивов,
- во-вторых, в зависимости от меняющихся
условий внешней среды и обстоятельств
ее жизни.
Человек развивается непрерывно с момента
рождения и до смерти, проходя ряд последовательно
сменяющихся стадий: младенчество, детство,
отрочество, юность, зрелость, старость.
Все они накладывают свой отпечаток на
его образ жизни и поведение.
Каждый человек живет как бы в постоянно
расширяющейся для него действительности.
Вначале сферу жизни для него составляет
узкий круг непосредственно окружающих
его людей, предметов и явлений. Но далее
в природном и социальном мире для него
открываются все новые и новые горизонты,
расширяющие поле его жизни и деятельности.
Отношения, связывающие его с миром, приобретают
не только иной масштаб, но и иную глубину.
Чем больше раскрывается для него действительность,
тем более богатым становится его внутренний
мир.
Проявляется развитие личности в тех изменениях,
которые происходят в ее внутреннем мире,
в системе ее внешних связей и отношений.
В процессе развития личности изменяются
ее потребности и интересы, цели и установки,
стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания
и умения, желания и стремления, социальные
и нравственные качества, изменяются сфера
и условия ее жизнедеятельности. В той
или иной мере преобразуется ее сознание
и самосознание. Все это приводит к изменениям
структуры личности, которая приобретает
качественно новое содержание.
С середины 20 века, однако, активно развивается
несколько иной взгляд на развитие личности.
Гуманистическая психология (А. Маслоу
и др.) утверждает, что становление личности
не в меньшей мере зависит от активности
самого человека. Активность понимается
как стремление каждого к самоактуализации,
познанию себя и высших смыслов существования,
к самореализации, часто вопреки окружающей
среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность.
А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают, что
помощь человеку, ученику школы состоит
именно в том, разбудить его собственные
стремления к самоактуализации, которые,
как они думают, изначально ему присущи.
На таком понимании личности и ее развитии
в последние десятилетия строятся воспитательные
концепции на Западе, а в недавнее время
и в нашей стране. В более традиционных
для отечественной науки терминах такая
позиция означает, что активность самого
ученика, его воля, убеждения, деятельность
по саморазвитию и самовоспитанию относятся
к внутреним факторам развития личности.
Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные
свойства личности, части ее структуры,
формируются под воздействием воспитания
в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка
сами становятся источником, движущей
силой его развития. Этим объясняется
отчасти, что под влиянием одних и тех
же воспитательных и средовых условий
ученики вырастают разными. Это ставит
вопрос о важности самовоспитания и его
связи с воспитанием. Педагогика понимает
его так: воспитание вызывает самовоспитание,
и чем быстрей, тем лучше.
Развитие личности может быть прогрессивным
и регрессивным. Прогрессивное развитие
связано с ее совершенствованием, подъемом
на более высокую ступень. Этому способствуют
рост знаний и умений, повышение квалификации,
образования и культуры, возвышение потребностей
и интересов, расширение сферы жизнедеятельности,
усложнение форм деятельности и т.д.
Регрессивное развитие, напротив, проявляется
в деградации индивида как личности. Здесь
на основе "сужения" потребностей
и интересов происходит утрата индивидом
былых навыков, знаний и умений, снижение
уровня его квалификации и культуры, упрощение
форм деятельности и т.п. Жизненное пространство
личности и ее внутренний мир могут, таким
образом, как расширяться, раздвигать
свои границы, так и оскудевать. Этого
оскудения можно не замечать, а можно переживать
как беду.
В процессе развития личности одни качества
к ней приходят, приобретаются, занимая
свою нишу в ее структуре, другие уходят,
утрачивая было значение, третьи остаются,
открываясь нередко с новой, порой неожиданной
стороны. Такого рода изменения происходят
постоянно, вызывая переоценки устоявшихся
ценностей, сложившихся стереотипов.
Процесс развития личности глубоко индивидуален.
У разных людей он протекает по-разному.
У одних быстрее, у других медленнее. Зависит
это от социально-психологических особенностей
личности, ее социального положения, ценностных
ориентаций, конкретно-исторических условий
бытия. Свою печать на ход развития личности
накладывают конкретные жизненные обстоятельства.
Благоприятные условия способствуют течению
этого процесса, а различного рода жизненные
препятствия, преграды тормозят его. Для
развития человек должен быть обеспечен
и материальными благами, и духовной пищей.
Без того либо другого полноценного развития
быть не может.
Параметры развития - способности ребенка,
ценности, к которым он приобщился с помощью
взрослых, фонды развития, фонды "могу"
и "хочу" (в точке их пересечения рождается
гармония компетентности и активности).
Задача педагога - создать условия, способствующие
развитию, и устранить препятствующие:
1. страх, рождающий неуверенность в себе,
комплекс неполноценности, следствием
чего становится агрессия;
2. несправедливые обвинения, унижения;
3. нервное напряжение, стрессы;
4. одиночество;
5. тотальную не успешность.
Стимулирует процессы развития эмоциональная
стабильность, радость бытия, гарантия
безопасности, соблюдение прав ребенка
не на словах, а на деле, приоритет оптимистического
взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого
- это роль помощника-фасилитатора - помогать
ребенку в процессе его развития (в России
таких 10%).
Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня
развития детей:
· уровень актуального развития: отражает
особенности психических функций ребенка,
сложившихся на сегодняшний день;
· зона ближайшего развития: отражает
возможности значительно больших достижений
ребенка в условиях сотрудничества со
взрослыми.
Схема 2
Уровни развития
SHAPE \* MERGEFORMAT
Воспитание |
Уровень ближайшего развития |
Уровень актуального развития |
Л.С. Выготский обосновал
Воспитание, идущее впереди развития вверх
– признается, а по прямой – нет. Поэтому
задача воспитания состоит в том, чтобы
создать зону ближайшего развития, которая
в дальнейшем перейдет в зону актуального
развития, способствовать развитию организма,
индивидуальности и личности ребенка.
Ребенка мы не просто переставляем со
ступеньки на ступеньку, ребенок занимает
активную жизненную позицию. Воспитание
играет решающую роль в развитии личности,
оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование
ее активности в работах над собой, то
есть в саморазвитии.
Личность вовсе не является продуктом
только внешних влияний. Свою биографию
она во многом "пишет" сама, проявляя
самостоятельность и субъективную активность.
В известной мере каждый человек сам делает
свою жизнь, сам определяет линию и стиль
своего поведения. Он не является простой
"калькой" внешних условий среды,
а выступает как результат индивидуального
взаимодействия со средой. К влияниям
и воздействиям среды человек относится
избирательно, принимая одно и отвергая
другое. Более того, человек активно воздействует
на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая
к своим нуждам и потребностям. Изменяя
среду, он одновременно изменяется и сам,
овладевая новыми навыками, знаниями и
умениями. С помощью лопаты и экскаватора,
например, человек выполняет одну и ту
же работу. Однако землекоп не может просто
бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора.
Он должен научиться пользоваться новой
техникой, овладеть навыками обращения
с нею. Иначе говоря, человек - не только
объект воздействия извне, но и субъект,
творец своей собственной жизни, своего
развития.
Развитие личности включает в себя развитие
разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное,
и политическое, и правовое, и нравственное,
и экологическое, и эстетическое развитие.
Причем, развитие разных сторон ее происходит
с неодинаковой скоростью, неравномерно.
Одни стороны ее в течение тех или иных
исторических периодов могут развиваться
быстрее, а другие медленнее. Так, физически
современный человек мало чем отличается
от того, который жил 50 тысяч лет назад,
хотя физическое развитие организма человека
в это время также происходило. Развитие
же его интеллекта, разума за это время
было поистине колоссальным: от примитивного
первобытного состояния мышление сделало
гигантский скачок вперед, достигнув высот
современного уровня. Возможности разума
человека в этом отношении безграничны.
Как, впрочем, не имеет границ и развитие
личности в целом.
Межнаучный анализ проблемы развития
личности приводит педагогику к следующим
выводам методологического характера.
Педагогический процесс следует рассматривать
как основной фактор формирования личности,
что ведет к разработке относительно новой
парадигмы в образовании, обновления всех
компонентов педагогического процесса.
Такая парадигма получила в науке название
личностно-ориентированного образования.
Разработка такого взгляда требует как
от ученых, так и от педагогов-практиков
опоры на названные выше подходы: системный,
личностный, деятельностный, технологический.
Анализ педагогического процесса в свете
теории развития личности ведет к утверждению
субъект-субъектных отношений между учителем
и учеником, что характеризует современную
педагогику как гуманистическую. Личностная
ориентация педагогического процесса
обязывает видеть воздействие образования
не только на ученика, но и на учителя,
личность которого также развивается
в педагогической деятельности, что определяет
ряд проблем в подготовке и профессиональном
росте педагог.
3. Этапы развития
личности
Процесс развития личности подчинен психологическим
закономерностям, которые воспроизводятся
относительно независимо от особенностей
той группы, в которой он протекает: в начальных
классах школы, и в новой компании, и в
производственной бригаде, и в воинском
подразделении, и в спортивной команде.
Они вновь и вновь будут повторяться, но
каждый раз наполняясь новым содержанием.
Их можно назвать фазами развития личности.
Этих фаз три.
Итак, первая фаза становления личности.
Человек не может осуществить свою потребность
в персонализации раньше, чем освоит действующие
в группе нормы (нравственные, учебные,
производственные и др.) и не овладеет
теми приемами и средствами деятельности,
которыми владеют другие ее члены.
Это достигается (одними более, другими
менее успешно), но, в конечном счете, при
переживании некоторой утраты своих индивидуальных
отличий. Ему может показаться, что он
полностью растворен в "общей массе".
Происходит нечто вроде временной потери
личности. Но это его субъективные представления,
потому что фактически человек зачастую
продолжает себя в других людях своими
деяниями, имеющими значение именно для
других людей, а не только для него самого.
Объективно он уже на этом этапе может
при известных обстоятельствах выступить
для других как личность.
Вторая фаза порождается обостряющимся
противоречием между необходимостью "быть
как все" и стремлением человека к максимальной
персонализации. Что же, приходится искать
средства и способы для осуществления
этой цели, для обозначения своей индивидуальности.
Например, если некто попал в новую для
него компанию, то он, по-видимому, не станет
пытаться сразу в ней выделиться, а прежде
попробует усвоить принятые в ней нормы
общения, то, что можно назвать языком
этой группы, допустимую в ней манеру одеваться,
общепринятые в ней интересы, выяснит,
кто для него друг, а кто враг.
Но вот, справившись, наконец, с трудностями
адаптационного периода, поняв, что для
этой компании он "свой", иногда смутно,
а иногда остро он начинает осознавать,
что, придерживаясь этой тактики, он как
личность в какой-то мере себя утрачивает,
потому что другие не могут в этих обстоятельствах
его разглядеть. Не разглядят из-за его
неприметности и "похожести" на любого.
Третья фаза - интеграция - определяется
противоречиями между уже сложившимися
стремлением человека быть идеально представленным
в других своими особенностями и потребностью
окружающих принять, одобрить и культивировать
лишь те его индивидуальные свойства,
которые им импонируют, соответствуют
их ценностям, способствуют их общему
успеху и т. д.
В результате эти выявившиеся отличия
у одних (смекалка, юмор, самоотверженность
и т. п.) принимаются и поддерживаются,
а у других, демонстрирующих, например,
цинизм, лень, стремление свои ошибки свалить
на другого, наглость, могут встретить
активное противодействие.
В первом случае происходит интеграция
личности в группе. Во втором, если противоречия
оказываются неустраненными, - дезинтеграция,
имеющая следствием вытеснение личности
из группы. Может случиться и так, что возникнет
фактическая изоляция личности, которая
ведет к закреплению в характере многих
отрицательных черт.
Особый случай интеграции наблюдается,
когда не столько человек приводит в соответствие
свою потребность в персонализации с потребностями
общности, сколько общность трансформирует
свои потребности в соответствии с его
потребностями, и тогда он занимает позицию
лидера. Впрочем, взаимная трансформация
личности и группы, очевидно, всегда так
или иначе происходит.
Каждая из этих фаз порождает и шлифует
личность в ее важнейших проявлениях и
качествах - в них протекают микроциклы
ее развития. Представим, что человеку
не удается преодолеть трудности адаптационного
периода и вступить во вторую фазу развития
- у него, скорее всего, будут складываться
качества зависимости, безынициативности,
соглашательства, появится робость, неуверенность
в себе и своих возможностях. Он как бы
"пробуксовывает" на первой фазе
становления и утверждения себя как личности,
и это приводит к ее серьезной деформации.
Если, находясь уже в фазе индивидуализации,
он пытается реализовать свои потребности
"быть личностью" и предъявляет окружающим
свои индивидуальные отличия, которые
те не приемлют и отвергают как не соответствующие
их потребностям и интересам, то это способствует
развитию у него агрессивности, замкнутости,
подозрительности, завышению самооценки
и понижению оценки окружающих, "уходу
в себя" и т. д. Может быть, отсюда берется
"мрачность" характера, озлобленность.
Человек на протяжении своей жизни входит
не в одну, а во многие группы, и ситуации
успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации
и интеграции многократно воспроизводятся.
У него формируется достаточно устойчивая
структура личности.
Сложный, как это очевидно, процесс развития
личности в относительно стабильной среде
еще больше усложняется в связи с тем,
что она в действительности не является
стабильной, и человек на своем жизненном
пути оказывается последовательно и параллельно
включен в общности, далеко не совпадающие
по своим социально-психологическим характеристикам.
Принятый в одной группе, где он вполне
утвердился и давно уже "свой", он
оказывается иной раз отвергнутым в другой,
в которую он включается после первой
или одновременно с ней. Ему снова и снова
приходится утверждать себя в качестве
самостоятельной личности. Таким образом
завязываются узлы новых противоречий,
возникают новые проблемы и трудности.
Помимо этого, сами группы находятся в
процессе развития, постоянно меняются,
и к изменениям можно приспособиться только
при условии активного участия в их воспроизводстве.
Поэтому наряду с внутренней динамикой
развития личности в пределах относительно
стабильной социальной группы (семья,
школьный класс, дружная компания и т.
д.) надо учитывать объективную динамику
развития самих этих групп, их особенности,
их нетождественность друг другу. И те,
и другие изменения становятся особенно
заметными в возрастном развитии личности,
к характеристике которого мы переходим.
Из всего вышесказанного складывается
следующее понимание процесса развития
личности: личность формируется в группах,
последовательно сменяющих друг друга
от возраста к возрасту. Характер развития
личности задается уровнем развития группы,
в которую она включена и в которой она
интегрирована. Можно сказать и так: личность
ребенка, подростка, юноши формируется
в результате последовательного включения
в различающиеся по уровню развития общности,
имеющие для него значение на разных возрастных
ступенях.
Наиболее благоприятные условия для формирования
ценных качеств личности создает группа
высокого уровня развития - коллектив.
На основе этого предположения может быть
сконструирована вторая модель развития
личности - на этот раз возрастного. Существуют
различные возрастные периодизации. В
разное время свои периодизации предлагали
Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и
другие.
Периодизация детства по Давыдову:
По ведущему типу деятельности
- От 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;
- 3-6 лет - игровая;
- 6-10 лет - учебная;
- 10-15 лет - общественно-полезная;
- 15-18 лет - профессиональная.
В современной науке принята следующая
периодизация детского возраста:
1. Младенчество (до 1 года)
2. Преддошкольный период (1-3)
3. Дошкольный возраст (3-6)
4. Младший (3-4)
5. Средний (4-5)
6. Старший (5-6)
7. Младший школьный возраст (6-10)
8. Средний школьный возраст (10-15)
9. Старший школьный возраст (15-18)
Основа периодизации - стадии психического
и физического развития и условия, в которых
протекает воспитание (детсад, школа).
Воспитание должно естественно основываться
на возрастных особенностях.
Психолого-педагогические доминанты развития
дошкольников: развитие речи и мышления,
внимания и памяти, эмоционально-волевой
сферы, формирование самооценки, первоначальных
нравственных представлений.
Психолого-педагогические доминанты младших
школьников: изменение социального статуса
(дошкольник - школьник). Смена режима жизни
и деятельности, новая система взаимоотношений
с окружением, адаптация к школе.
Психолого-педагогические доминанты старших
школьников: акселерация - разрыв между
физическим и социальным созреванием,
самоанализ, самосозерцание, самоутверждение.
Широта интересов, ориентация на будущее.
Гиперкритицизм. Потребность быть понятым,
тревожность. Дифференцирование отношений
к окружающим, родителям, учителям.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал
на строгом учете возрастных особенностей.
Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности.
Учет возрастных особенностей - один из
основополагающих педагогических принципов.
Опираясь на него, учитель регламентирует
учебный процесс, нагрузку, выбор форм
и методов учебно-воспитательной деятельности.
В данной работе за основу взяты следующие
этапы возрастного формирования личности:
- ранний детский (“преддошкольный”) возраст
(0-3);
- дошкольное и школьное детство (4-11);
- отрочество (12-15);
- юность (16-18).
SHAPE \* MERGEFORMAT
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». |
В раннем детском возрасте развитие
личности осуществляется преимущественно
в семье и зависит от принятой
в ней тактики воспитания, от того,
что в ней преобладает - сотрудничество,
доброжелательность и взаимопонимание
или же нетерпимость, грубость, окрик,
наказание. Это будет определяющим.
В результате складывается личность ребенка
либо как нежного, заботливого, не боящегося
признать свои ошибки или оплошности,
открытого, не уклоняющегося от ответственности
маленького человека, либо как трусливого,
ленивого, жадного, капризного маленького
себялюбца. Важность периода раннего детства
для формирования личности была отмечена
многими психологами, начиная с 3. Фрейда.
И в этом они были правы. Однако причины,
его определяющие, нередко мистифицировались.
В действительности дело в том, что ребенок
с первых месяцев сознательной жизни находится
в достаточно развитой группе и в меру
присущей ему активности (здесь большую
роль играют особенности его высшей нервной
деятельности, его нервно-психической
организации) усваивает тип отношений,
которые в ней сложились, претворяя их
в черты своей формирующейся личности.
Фазы развития личности в преддошкольном
возрасте:
- первая - адаптация, выражающаяся в освоении
простейших навыков, овладении языком
при первоначальном неумении выделить
свое Я из окружающих явлений;
- вторая - индивидуализация, противопоставление
себя окружающим: "моя мама", "я
мамина", "мои игрушки", - и тем самым
подчеркивание своих отличий от окружающих;
- третья - интеграция, позволяющая управлять
своим поведением, считаться с окружающими,
не только подчиняться требованиям взрослых,
но и в какой-то мере добиваться, чтобы
взрослые с ним считались (правда, для
этого используется, к сожалению, чаще
всего "управление" поведением взрослых
с помощью ультимативных требований "дай",
"хочу" и т. д.).
Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь
в семье, уже с трех-четырех лет, как правило,
протекает одновременно и в детском саду,
в группе сверстников, "под руководством"
воспитателя. Здесь возникает новая ситуация
развития личности. Если переход к новому
периоду не подготовлен успешным завершением
фазы интеграции в предыдущем возрастном
периоде, то здесь (как и на рубеже между
любыми другими возрастными периодами)
складываются условия для кризиса развития
личности. В психологии давно был установлен
факт "кризиса трехлетних", через
который проходят многие малыши.
Дошкольный возраст. Ребенок включается
в группу ровесников в детском саду, управляемую
воспитательницей, которая, как правило,
становится для него наравне с родителями
наиболее значимым лицом. Укажем фазы
развития личности внутри этого периода.
Адаптация - усвоение детьми норм и способов
одобряемого родителями и воспитателями
поведения. Индивидуализация - стремление
каждого ребенка найти в себе нечто, выделяющее
его среди других детей либо позитивно
в различных видах самодеятельности, либо
в шалостях и проказах. При этом дети ориентируются
не столько на оценку сверстников, сколько
на родителей и воспитательниц. Интеграция
- согласованность стремления обозначить
свою неповторимость и готовности взрослых
принять в ребенке только то, что соответствует
важнейшей для них задаче - обеспечить
ему безболезненный переход на новый этап
воспитания, - третий период развития личности.
В младшем школьном возрасте ситуация
развития личности во многом напоминает
предшествующую. Школьник входит в совершенно
новую для него группу одноклассников
под "предводительством" учительницы.
Теперь перейдем к подростковому возрасту.
Первое отличие - если раньше каждый новый
цикл развития начинался с перехода ребенка
в новую группу, то здесь группа остается
все той же. Вот только в ней происходят
большие изменения. Это все тот же школьный
класс, но как он изменился! Конечно, есть
причины внешнего характера, например
вместо одной учительницы, которая была
суверенным "властителем" в начальной
школе, появляется много учителей. А раз
педагоги разные, то возникает возможность
сравнения их, а, следовательно - критики.
Все большее значение приобретают встречи
и интересы внешкольные. Это может быть,
к примеру, спортивная секция и компания,
собирающаяся для веселого времяпрепровождения,
где центр групповой жизни связан с различными
"тусовками". Само собой разумеется,
социальная ценность этих новых общностей
для того, кто в них входит, весьма различна,
но как бы то ни было, в каждой из них молодому
человеку приходится пройти все три фазы
вхождения - адаптироваться в ней, найти
в себе возможности защитить и утвердить
свою индивидуальность и быть интегрированным
в ней.
Как успех, так и неудача в этом деле неизбежно
накладывают отпечаток на его самооценку,
позицию и поведение в классе. Перераспределяются
роли, выделяются лидеры и аутсайдеры
- все теперь по-новому.
Конечно, это не единственные причины
коренных преобразований группы в этом
возрасте. Тут и изменения взаимоотношений
мальчиков и девочек, и более активное
включение в общественную жизнь, и многое
другое. Одно бесспорно: школьный класс
по своей социально-психологической структуре
за год-полтора изменяется до неузнаваемости,
и в нем чуть ли не каждому, для того чтобы
утвердить себя как личности, надо едва
ли не заново пройти адаптацию к изменившимся
требованиям, индивидуализироваться и
быть интегрированным. Таким образом,
развитие личности в этом возрасте вступает
в критическую фазу.