Понятие личности в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Понятие о личности в отечественной психологии……………………....5
2.Структура личности………………………………………………………12
2.1. Основные психологические сферы личности……………………...12
2.2. Основные свойства и качества личности…………………………..13
2.3. Индивидуальное и общее в личности……………………..…..…...18
2.4. Основные закономерности психологического
развития личности…………………………………………………..19
3. Формирование личности, в онтогенезе……………………... ………21
Заключение………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

понятие личности в отечественной психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исходя из всех определений  личности отечественными психологами, мы в качестве исходного принимаем  подход, согласно которому личность характеризуется  как особое качество, приобретаемое  индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми (М.И.Лисина).

Итак, исходное понимание личности предполагает специфику последней как порождаемую  (а в нашем понимании - реализуемую) включённостью  человека в общественные отношения, в систему взаимоотношений людей.

2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

2. 1. Основные психологические  сферы личности

Что бы понять, какие же психологические особенности человека характеризуют его как личность, надо вспомнить, что психика системна и целостна. Попытка описать личность длинным перечнем качеств («коллекционерский подход») не позволяет правильно понять суть психологии личности.

Во внутреннем мире личности существуют и во взаимодействии функционируют  три основные психологические сферы, связанные между собой в определенном соподчинении.

Задающий уровень:

  сфера направленности;

  сфера операциональная.

Обслуживающий уровень:

  модуляционная сфера.

Сфера направленности (ее называют еще мотивационной или ценностно-целевой) включает в себя все внутренние побудительные силы личности- ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы и т.д. Сфера направленности ответственна за то, «куда живет человек», что его влечет, к чему стремится и прикладывает силы, чего он добивается. Этой сфере принадлежит задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.

Сфера операциональная включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.

Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на их проявления. Это обнаруживается в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний. В иерархии сфер эта сфера самая низшая, обслуживающая.

2.2. Основные свойства  и качества личности

Психологические сферы определяют основные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность, способности, подготовленность (опыт) и темперамент личности. Разберем эти свойства подробнее.

  1. Направленность личности - ее ведущее психическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности. Ее микроструктура включает ряд качеств.

Мировоззрение - совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество.

Потребность - испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интерес, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей- основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливает ее роль в направленности личности. Потребности делятся на 2 группы: материальные и духовные.

Материальные (социализированные) - это потребности в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и т.д. они развиваются на основе биологических, наследственных признаках, но социализируются в онтогенезе, приобретая новые признаки и содержание.

Духовные - это потребности в самореализации, самоутверждении, знании, информации, общении, труде, защите Родины, творчестве, красоте, чтении, музыке и т.д. Духовные потребности взрослого человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий.

Идеалы - образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.

Жизненные цели - долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

Интересы - избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.

Социальные  установки - сложившиеся на основе опыта устоявшееся предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действии, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.

Склонности - положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.

Мотивы - осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий.

  1. характер личности (свойство, относящееся к операциональной сфере)- это сложившееся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям, к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.

Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативности, организованности и т.д.

Отношение к  людям выражены в уважительности личности, гуманности, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруизме, коммуникабельности, сотрудничестве, конфликтности и др.

Отношение к  себе характеризуется самовоспитанием  и самооценкой личностью себя и своих особенностей , отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью, владением собой, отношением к самосовершенствованию, личному росту, самореализации и др.

Большинство отношений личности, закрепленных в характере, - моральные. Мораль- это система ценностей и норма поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себе моральные особенности личности. Это не абстрактная мораль, а живущий в личности и действующий арсенал моральных отношений, порождающих е поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения задач.

  1. Особенности личности (также относится к операциональной сфере)- свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению.

Различают способности  частные и способности к определенной профессии, специальности.

К частным  способностям относят: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, к наблюдению, к запоминанию, музыкальному слуху и т.д. они обусловлены, как  правило, особым развитием отдельных качеств.Способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Работа не по способностям малопродуктивна, неудачлива, трудна. Человек без способностей к делу, которым он занимается, принимает, как правило, не лучшие решения, не очень успешно реализует имеющиеся средства и условия труда, часто совершает ошибки и промахи. Оценка способностей- дело нужное, тонкое и должно осуществляться при участии специалиста-психолога.

  1. Опыт (подготовленность) личности - еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере, - это совокупность знаний, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть желаемого в жизни.

  1. Темперамент личности - свойство, характеризующее модуляционную сферу, - это совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.

Выделяют  ряд особенностей темперамента:

 сила- интенсивность,  выраженность психических процессов;

 подвижность - быстрота возникновения и прекращения психических процессов;

 скорость  протекания психических процессов;

 уравновешенность - сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;

 ригидность/ пластичность- трудность или легкость  приспособляемости к новой обстановке, задачам, коррекции привычек, навыков  и т.д.;

 активность - устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности; сентизивность - повышенная или пониженная чувствительность человека ко всем или некоторым воздействиям на органы чувств. Так, небольшой шум в читальном зале может раздражать одного студента, в то время как другой студент может даже не замечать его;

эмоциональность - степень эмоционального реагирования на воздействия;

 психофизиологическая  устойчивость- устойчивость к риску  и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;

 работоспособность-  запас психофизиологической выносливости. 

Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы. Их названия даны еще в V веке до н.э. Гиппократом:

♦ Сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Сангвиник отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, весел, но при этом обладает пониженной усидчивостью, нелюбовью к монотонной работе, непостоянством.

♦ Холерический. Холерик тоже отличается высокой  активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией,. Недостатки- неуравновешенность, быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность.

♦ Флегматический. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, малоподвижен, медлителен, избегает перемен и ситуаций, где необходимо быстро реагировать, осторожен, нерешителен, консервативен.

♦ Меланхолический. Меланхолик (примерно 2% людей) отличается слабостью нервных процессов. Поэтому  он повышенно сензитивен, эмоционален, и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним, склонен к отрицательным настроениям, растерян, пессимистичен, плаксив, работоспособность пониженная. Плюсы - хорошая наблюдательность, внимание к бедам других, отзывчивость, повышенная самокритичность.

Вывод: Итак, с точки зрения темпераментов, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики отличаются некоторой пассивностью. Наиболее живые и подвижные люди – холерики и сангвиники. Причем холерик – самый неуравновешенный из них, и это хорошо заметно по тому, что он неуравновешен и внешне и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, наоборот, неуравновешен внутренне, хотя внешне это не всегда проявляется, если только у него нет дополнительной примеси холерического или сангвинического темперамента. Темпераменты не только вносят разнообразие в описания типов личности, но также обуславливают их биоритмы работоспосбности.

2. 3. Индивидуальное и  общее  в личности

  Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы одинаковы, что делает каждого личность человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность. В каждом из нас индивидуальное (единичное) сочетается с общим и особенным. Общие у нас психологические свойства, мышление. Ведь получая образование, мы приобретаем знания из арсенала человеческой культуры, причем более или менее одинаковые. Мы загружаем свою память сведениями, получаемыми из единых учебников. Обмениваемся информацией, используя сигналы единого кода - словесного и т.д. Особенное же – это то, что делает нас психологически похожими на людей определенной группы- граждан своего государства, представителей профессиональной группы, национальностей, группы и т.д. Необходимо различать в личность индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм как особая философия- тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность психологии индивида- эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, о своих достоинствах, убежденность в необходимости жить только для себя, игнорируя интересы других людей и общества.

Индивидуальность  ценна, а индивидуализм аморален, паразитичен, ибо связан с присвоением  право жить за счет других.

2.4 Основные закономерности  психологического развития личности

Развитие  личности и становление ее свойств - процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы:

  1. возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость.

Информация о работе Понятие личности в отечественной психологии