Министерство образования
Ставропольского края
Филиал государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
образования
«Ставропольский
государственный педагогический институт»
в г. Железноводске
Психолого-педагогический
факультет
Кафедра общей и социальной
педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Понятие личности
в психологии»
по дисциплине «Психология»
Студентки II курса
группы Б2Н1
Аракелян Оксаны
Арамовны
Железноводск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
Глава 1. ЛИЧНОСТЬ
В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Сущность понятия «личность»
в психологии………………………………5
1.2 Особенности изучения личности
в психологии…………………………….9
1.3.Формирование и развитие
личности……………………………………….15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы связана
с изучением понятия личности. Тема личности
является весьма актуальной для современной
психологии. Об этом свидетельствует огромная
научная литература, посвященная концепциям
и теориям личности, которая насчитывает
несколько сотен наименований. Подобный
интерес к психологическому изучению
личности, конечно, не случаен. Обращаясь
к изучению личности, психологи надеются
понять человека, с одной стороны, как
целое, соединить различные представления
о нем, полученные в разных психологических
теориях, с другой - как уникальное и индивидуальное
субъективное образование.
Личность – это основополагающее
понятие для многих наук (философии, этики,
социологии, права, психиатрии и т.д.), в
том числе и для психологии. Определение
личности несколько разниться, в зависимости
от той отрасли знаний, применительно
к которой используется это понятие. Кроме
того, «личность» как понятие широко используется
в повседневной жизни человека. Если житейское
«определение» личности подразумевает
содержание сознательной деятельности
человека и его отношений с другими людьми,
то одно из самых распространенных определений
личности в науке подразумевает, что личность
- это устойчивая система социально-значимых
черт, характеризующих индивида как члена
того или иного общества.
Все определения личности так или иначе
обусловливаются двумя противоположными
взглядами на ее развитие. С точки зрения
одних, каждая личность формируется и
развивается в соответствии с ее врожденными
способностями, а социальное окружение
при этом играет весьма незначительную
роль. Представители другой точки зрения
полностью отвергают врожденные внутренние
черты и способности личности, считая,
что личность – это некоторый продукт,
полностью формируемый в ходе социального
опыта.
Проблема исследования обуславливается
многозначностью и дискуссионностью понимания
личности, в учете специфики подхода психологии к изучению
личности, его отличия от социального
и философского. В данной работе личность рассматривается как элемент
социальной жизни, как субъект психосоциальных
взаимодействий.
Цель данной курсовой работы – изучения понятия
личности в психологии.
Достижение указанной цели обеспечивается
решением следующих задач:
1.Привести мнения некоторых
наиболее крупных специалистов в психологии
о понятии «личность»;
2.Описать составляющие процесса
изучения личности в психологии (структура
личности, направленность);
3. Описать процесс формирования
и развития личности.
Объектом исследования является
понятие личности в психологии.
Предметом исследования является структура личности
и теории личности как отечественных,
так и зарубежных психологов.
Методы исследования
– теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме личности в психологии.
Методологической
базой данной курсовой работы послужили работы
А.Г. Асмолова, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева,
С.Л.Рубинштейна, А.В.Петровского, Ю.Б.
Гиппенрейтер. А.Г. Ковалева, И.Б. Котовой
и О. Гордона и других исследователей сущности
личности в психологии.
Теоретическая значимость данной работы состоит в факте
более глубокого знакомства c некоторыми
вопросами структуры личности в психологии,
процесса ее формирования и развития.
Структура курсовой работы состоит из
введения, одной главы теоретической направленности
(включает три параграфа), выводов по главе,
заключения и списка литературы (24 источника).
Глава 1. ЛИЧНОСТЬ
В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Сущность понятия
«личность» в психологии
Проработкой особенностей личности,
значимых для психологии, занимались множество
зарубежных и отечественных ученых. В
дальнейшем изложении мы приведем мнения
некоторых наиболее крупных специалистов.
Понятие личности начало складываться
уже в древности. Первоначально термин
«личность» обозначал маску, которую надевал
актёр древнего театра, затем самого актёра
и его роль в представлении. Термин «личность»
впоследствии стал обозначать реальную
роль человека в общественной жизни. С
развитием психологии в отдельную науку,
личность стала являться одним из центральных
объектов изучения, как в теоретической,
так и прикладной психологии [7].
Так, «личность» по мнению А.Н.
Леонтьева [12], это психологическое образование
особого типа, порождаемое жизнью человека
в обществе. Соподчинение различных деятельностей
создаёт основание личности, формирование
которой происходит на протяжении всего
цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные
особенности человека как: физическая
конституция, тип нервной системы, темперамент,
динамические силы биологических потребностей,
природные задатки, а также прижизненно
приобретённые навыки, знания, умения,
в том числе профессиональные к характеристике
личности не относятся, а формируют индивидуальность
человека, которая в свою очередь составляют
предпосылки и условия формирования личности.
Таким образом, личность – есть продукт
интеграции процессов, осуществляющих
жизненные отношения субъекта. Научные
разработки А.Н. Леонтьева стали основой
для выработки общего подхода к личности
в отечественной психологии.
Один из последователей А.Н.
Леонтьева – советский ученый А.В. Петровский
[19] занимался развитием его подхода. Он,
в частности, даёт следующее определение
личности: «Личностью в психологии обозначается
системное социальное качество, приобретаемое
индивидом в предметной деятельности
и общении и характеризующее уровень и
качество представленности общественных
отношений в индивиде»[19]. Таким образом, «личность»-
это особое качество, которое приобретается
индивидом в обществе, причём она неотторжима
от системы социальных связей, в которую
она включена. Личность воплощает в себе
систему отношений, общественных по своей
природе, которые вмещаются в сферу бытия
индивида как его системное качество.
Российский психолог С.Л. Рубинштейн
считал[20], что все психические процессы,
с изучения которых начинается анализ
психического содержания деятельности
человека, протекают в личности, и каждый
из них в своём реальном протекании зависит
от неё.
Зависимость психических процессов
от личности как индивидуальности выражается,
в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных
различиях. Люди в зависимости от общего
склада их индивидуальности различаются
по типам восприятия и наблюдения, памяти,
внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные
различия проявляются в самом содержании
воспринимаемого, запоминаемого, что ярко
выступает в избирательном характере
запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов
от личности выражается, во-вторых, в том,
что они, как показал анализ, не имея самостоятельной
линии, зависят от общего развития личности.
Тот факт, что психические процессы человека
суть проявления личности, выражается
в том, что у человека они не остаются только
процессами, совершающимися самотёком,
а превращаются в сознательно регулируемые
действия, которыми личность к овладевает
и которые она направляет на разрешение
встающих перед ней задач.
Другой ученый – А.Г. Ковалев[9], определил личность как сложное,
многогранное явление общественной жизни,
звено в системе общественных отношений.
Личность является продуктом общественно-исторического
развития, с одной стороны, и деятелем
общественного развития – с другой. Личность
– созидатель общественного богатства.
Личность – сознательное существо, оно
может выбирать из многих возможных тот
или иной образ жизни: смиряться или бороться
против несправедливости, отдавать все
силы обществу или жить только личными
интересами. Всё это зависит не только
от общественного положения человека,
но и от уровня осознания им объективных
закономерностей и потребностей общественного
развития.
Таким образом, исходя из всех
приведенных мнений, можно выделить синтезированное
понятие [7], согласно которому личность
характеризуется как особое качество,
приобретаемое индивидом в совокупности
общественных по своей природе отношений
(А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует
индивида со стороны его связей с другими
индивидами (А.В.Петровский), в общении
с другими людьми.
В зарубежной психологии определению
понятия личность, также уделялось довольно
большое влияние:
- «личность» по определения
американского ученого У.Джеймса, возникает
как взаимодействие инстинктивных и привычных
граней сознания, а также личных волевых
аспектов. Патологии, персональные различия,
стадии развития, тенденции самоактуализации
и всё остальное – это реорганизация основных
«строительных» блоков, предоставленных
природой[8];
- Г.У. Олпорт, американский
ученый, который впервые дал теоретическую
характеристику чертам личности сформулировал
известное определение личности: «личность
есть динамическая организация тех психофизических
систем в индивиде, которые определяют
его поведение и мышление»[16];
- в работах ученых В.Мак-Дугалла,
и А.Адлера, личность трактовалась как
ансамбль иррациональных бессознательных
влечений [6];
- в рамках концепции
«бихевиоризма», личность не рассматривалась
вообще, заменяемая механической
схемой «стимул – реакция»[6];
- американский психолог
В.Джеймс писал, что личность «в
наиболее широком смысле –
есть общий итог того, что человек
может назвать своим, т.е. не только
собственное тело и собственные
психические силы, но и принадлежащие
ему дом, жену, детей, предков, друзей, поземельную
собственность, лошадей, яхту и текущий
счёт». Отсюда – потеря личности ведет
к потере определенных составляющих личности [24];
- согласно З. Фрейду, личность
есть замкнутая в себе биологическая
индивидуальность, живущая в обществе
и испытывающая его влияния, но
противостоящая ему. Оказывается, что
источником активности личности
являются подсознательные влечения:
сексуальные и влечения к смерти.
Соответственно смысл жизни состоит
в удовлетворении этих изначальных
биологических влечений. Общественное
развитие, цивилизация с её многочисленными
моральными запретами, по Фрейду,
вредят нормальному развитию
человеческой личности, являются
источниками её неврозов [1];
- Личность, по Юнгу, включает
три основные системы: Эго, личное
бессознательное и коллективное
бессознательное. При этом, Эго – это
центр сознания, представляющий собой
часть души (личности), включающей чувства,
ощущения, воспоминания, мысли и всё то,
что позволяет человеку чувствовать свою
целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное – это структура,
включающая в себя вытесненные воспоминания,
чувства, переживания и комплексы. Коллективное
бессознательное представлено архетипами,
являющимися универсальными общечеловеческими
моделями восприятия, содержащими значительный
эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил
две психологические установки, или ориентации
личности: экстраверсия и интроверсия.
У каждого человека присутствуют обе установки,
но одна из них является доминирующей.
Экстраверсия – направленность вовне,
к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия
– направленность в себя, в свой внутренний
мир[23].