Понятие личности в психологии. Личностные качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Знание психологических особенностей личности, умение анализировать свойства и качества личности умение, учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Умение определять психологические свойства людей и использовать их в целях успешного развития как производства, так и личности сотрудников – это и есть практический учет того самого "человеческого фактора", который признан центральным в современных системах управления. Именно это определяет научную актуальность исследуемой темы.
Объектом исследования является - комплексный анализ личности и его методы.
Предмет исследования – деловые качества и личностные качества менеджера.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава I. Понятие личности в психологии………………………………...5
1.1. Понятие личности и структура личности……………………………5
1.2. Индивидуально - психические свойства личности…………………8
1.3. Взаимоотношения личности и группы и социально - психологические феномены поведения личности в группе 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 23
2.1. Общая характеристика методов изучения свойств личности 23
2.2. Оценка деловых и личностных качеств руководителя 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Известна притча о том, что вначале Бог наделил человека тремя основными качествами: талантом, волей и порядочностью. А затем по каким – то неизвестным причинам передумал и оставил каждому представителю рода человеческого только по два качества. С тех пор, якобы, и ходят по Земле: порядочные и волевые, но бесталанные; талантливые и порядочные, но без - вольные; волевые и талантливые, но непорядочные. Каждый менеджер в силу своей профессиональной деятельности обязательно должен обладать и организаторским талантом, и развитой волей, и безупречной порядочностью. Как можно гармонично сочетать все “изначально данные” человеку качества? Любой организации нужны "правильные" люди на "правильном месте". Как же узнать, кто из них соответствует этому определению, а кто - нет? Только на основе правильной оценки каждой группы качеств и последующей систематической работы по коррекции и развитию “отстающих” групп.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1)     Бандурка А.Н, Бочарова С.П, Землянская Е.В. Психология управления. – Харьков.: ООО "Фортуна - ПРЕСС", 1998.

      2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.: СПб        издательство "Питер", 2001.

      3)Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

      4) Иванова С.И. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. – М.: издательство "Альпина Бизнес Букс", 2004.

      5) Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

     6) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб издательство "Питер", 2001.

    7)Морозов А. Деловая психология. Курс лекций. – СПб, издательство "Союз", 1999.

   8)Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов-на-Дону.: издательство "Феникс", 2005.

9) Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления/Серия "Учебники для высшей школы". – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2004.

  10) Щокин Г.В. Организация и психология управления персоналом: Учебно-методическое пособие. – К.: МАУП, 2002.

 


Приложение 2

 

Ориентировочная анкета (по В. Смейклу и М. Кучеру)

Инструкция:

Данная анкета рассчитана на получение ориентировочной информации о некоторых особенностях Вашего характера. Не думайте над вопросами слишком долго: первый выбор обычно бывает наиболее правильным. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы, в те ли графы, во всех ли скобках проставлены буквы. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четким. Если Вы хорошо поняли инструкцию, приступайте к работе.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А - одобрения моей работы;

В - сознания того, что работа выполнена хорошо;

С - сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А - тренером, который разрабатывает тактику игры;

В - известным игроком;

С - выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А - проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

В - вызывает интерес к предмету так, что обучающийся с удовольствием углубляет свои знания об этом предмете;

С - создает в коллективе обстановку, при которой никто не боится высказывать своего мнения.

4. Мне нравится, когда люди:

А - радуются выполненной работе;

В - с удовольствием работают в коллективе;

С - стремятся выполнить свою работу.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А - были отзывчивыми и помогали людям, когда для этого представляется возможность;

В - были верны и преданы мне;

С - были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А - с кем складываются хорошие отношения;

В - кто может многого достичь в жизни;

С - на кого всегда можно положиться.

7. Больше всего я не люблю:

А - когда у меня что-то не получается;

В - когда портятся отношения с приятелями;

С - когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А - не скрывает, что некоторые обучающиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

В - вызывает дух соперничества в коллективе;

С - недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А - проводить время с друзьями;

В - ощущение выполненных дел;

С - когда меня за что-либо хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А - добивается успеха в жизни;

В - по-настоящему увлечен своим делом;

С - отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь система образования должна:

А - научить решать задачи, которые ставит жизнь;

В - развивать прежде всего индивидуальные способности обучающихся;

С - воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было много свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А - для общения с друзьями;

В - для отдыха и развлечений;

С - для любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь тогда, когда:

А - работаю с людьми, которые мне симпатичны;

В - у меня интересная работа;

С - мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А - другие меня ценят;

В - испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

С - приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, то мне бы хотелось, чтобы:

А - рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с работой, учебой, спортом и т.д., в котором я участвовал;

В - речь шла о моей деятельности;

С - обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Я делаю наибольшие успехи в обучении, если преподаватель:

А - имеет ко мне индивидуальный подход;

В - сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

С - устраивает коллективное обсуждение изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А - оскорбление личного достоинства;

В - неудача при выполнении важного дела;

С - потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А - успех;

В - возможность хорошей совместной работы;

С - здравый, практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А - считают себя хуже других;

В - часто ссорятся и конфликтуют;

С - возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А - работаешь над важным для всех делом;

В - имеешь много друзей;

С - вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По моему мнению, руководитель прежде всего должен быть:

А - доступным для всех;

В - авторитетным;

С - требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А - о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми;

В - о жизни знаменитых людей;

С - о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А - дирижером;

В - композитором;

С - солистом.

24. Мне бы хотелось:

А - придумать интересный конкурс;

В - победить в конкурсе;

С - организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важно знать:

А - что я хочу сделать;

В - как достичь цели;

С - как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А - другие были им довольны;

В - прежде всего выполнить свою задачу;

С - его нельзя было упрекнуть за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А - в общении с друзьями;

В - просматривая развлекательные фильмы;

С - занимаясь любимым делом.

 


БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

 

№ п\п

Больше всего

Меньше всего

№ п\п

Больше всего

Меньше всего

1

/ /

/ /

15

/ /

/ /

2

/ /

/ /

16

/ /

/ /

3

/ /

/ /

17

/ /

/ /

4

/ /

/ /

18

/ /

/ /

5

/ /

/ /

19

/ /

/ /

6

/ /

/ /

20

/ /

/ /

7

/ /

/ /

21

/ /

/ /

8

/ /

/ /

22

/ /

/ /

9

/ /

/ /

23

/ /

/ /

10

/ /

/ /

24

/ /

/ /

11

/ /

/ /

25

/ /

/ /

12

/ /

/ /

26

/ /

/ /

13

/ /

/ /

27

/ /

/ /

14

/ /

/ /

НС= ВД= НЗ=

 

Обработка материала проводится следующим образом. Если указанная в ключе буква (А, В или С) занесена в графу “Больше всего”, то ей при - писывается 2 балла по данному виду направленности. Если она располо - жена под индексом “Меньше всего”, то ей дается 0 баллов. Затем сумми - руют количество “2” и записывают результат внизу бланка для ответов рядом с буквами НС, ВД или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовать. Так же суммируют количество “0”. Если сумма “0” меньше суммы “2”, к их разности прибавляют число 27; в противном случае эту разность вычитают из числа 27. Полученный результат характеризует уровень по данному виду направленности. Общая сумма баллов по трем видам направленности должна равняться 81. В противном случае нужно искать ошибку, допущенную при расчете.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к анкете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 


 



[1] Щокин Г.В. Организация и психология управления персоналом.      Киев., 2002. С. 543.

[2] Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001. С. 471.

[3] Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001. С. 473-475.

[4] Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления/Серия "Учебники для высшей школы". – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2004, с. 158-159.

 

[5] Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001. С. 568.

.

[6] Морозов А. Деловая психология. Курс лекций. – СПб издательство "Союз", 1999. С. 248

[7] Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления/Серия "Учебники для высшей школы". – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2004, с. 168-171

[8] Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика: СПб. Издательство "Питер", 2001, с. 159.

[9] Морозов А. Деловая психология. Курс лекций. – СПб, издательство "Союз", 1999. С. 238.


Информация о работе Понятие личности в психологии. Личностные качества руководителя