Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа
Знание психологических особенностей личности, умение анализировать свойства и качества личности умение, учитывать их при подборе кадров и организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Умение определять психологические свойства людей и использовать их в целях успешного развития как производства, так и личности сотрудников – это и есть практический учет того самого "человеческого фактора", который признан центральным в современных системах управления. Именно это определяет научную актуальность исследуемой темы.
Объектом исследования является - комплексный анализ личности и его методы.
Предмет исследования – деловые качества и личностные качества менеджера.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности, а также изучение методов изучения деловых и личностных качеств менеджера.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава I. Понятие личности в психологии………………………………...5
1.1. Понятие личности и структура личности……………………………5
1.2. Индивидуально - психические свойства личности…………………8
1.3. Взаимоотношения личности и группы и социально - психологические феномены поведения личности в группе 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 23
2.1. Общая характеристика методов изучения свойств личности 23
2.2. Оценка деловых и личностных качеств руководителя 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Известна притча о том, что вначале Бог наделил человека тремя основными качествами: талантом, волей и порядочностью. А затем по каким – то неизвестным причинам передумал и оставил каждому представителю рода человеческого только по два качества. С тех пор, якобы, и ходят по Земле: порядочные и волевые, но бесталанные; талантливые и порядочные, но без - вольные; волевые и талантливые, но непорядочные. Каждый менеджер в силу своей профессиональной деятельности обязательно должен обладать и организаторским талантом, и развитой волей, и безупречной порядочностью. Как можно гармонично сочетать все “изначально данные” человеку качества? Любой организации нужны "правильные" люди на "правильном месте". Как же узнать, кто из них соответствует этому определению, а кто - нет? Только на основе правильной оценки каждой группы качеств и последующей систематической работы по коррекции и развитию “отстающих” групп.
1) Бандурка А.Н, Бочарова С.П, Землянская Е.В. Психология управления. – Харьков.: ООО "Фортуна - ПРЕСС", 1998.
2) Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.: СПб издательство "Питер", 2001.
3)Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.
4) Иванова С.И. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. – М.: издательство "Альпина Бизнес Букс", 2004.
5) Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
6) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб издательство "Питер", 2001.
7)Морозов А. Деловая психология. Курс лекций. – СПб, издательство "Союз", 1999.
8)Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов-на-Дону.: издательство "Феникс", 2005.
9) Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления/Серия "Учебники для высшей школы". – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2004.
10) Щокин Г.В. Организация и психология управления персоналом: Учебно-методическое пособие. – К.: МАУП, 2002.
Ориентировочная анкета (по В. Смейклу и М. Кучеру)
Инструкция:
Данная анкета рассчитана на получение ориентировочной информации о некоторых особенностях Вашего характера. Не думайте над вопросами слишком долго: первый выбор обычно бывает наиболее правильным. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы, в те ли графы, во всех ли скобках проставлены буквы. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четким. Если Вы хорошо поняли инструкцию, приступайте к работе.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А - одобрения моей работы;
В - сознания того, что работа выполнена хорошо;
С - сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А - тренером, который разрабатывает тактику игры;
В - известным игроком;
С - выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А - проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
В - вызывает интерес к предмету так, что обучающийся с удовольствием углубляет свои знания об этом предмете;
С - создает в коллективе обстановку, при которой никто не боится высказывать своего мнения.
4. Мне нравится, когда люди:
А - радуются выполненной работе;
В - с удовольствием работают в коллективе;
С - стремятся выполнить свою работу.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А - были отзывчивыми и помогали людям, когда для этого представляется возможность;
В - были верны и преданы мне;
С - были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А - с кем складываются хорошие отношения;
В - кто может многого достичь в жизни;
С - на кого всегда можно положиться.
7. Больше всего я не люблю:
А - когда у меня что-то не получается;
В - когда портятся отношения с приятелями;
С - когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А - не скрывает, что некоторые обучающиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
В - вызывает дух соперничества в коллективе;
С - недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А - проводить время с друзьями;
В - ощущение выполненных дел;
С - когда меня за что-либо хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А - добивается успеха в жизни;
В - по-настоящему увлечен своим делом;
С - отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь система образования должна:
А - научить решать задачи, которые ставит жизнь;
В - развивать прежде всего индивидуальные способности обучающихся;
С - воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было много свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А - для общения с друзьями;
В - для отдыха и развлечений;
С - для любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь тогда, когда:
А - работаю с людьми, которые мне симпатичны;
В - у меня интересная работа;
С - мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А - другие меня ценят;
В - испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
С - приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, то мне бы хотелось, чтобы:
А - рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с работой, учебой, спортом и т.д., в котором я участвовал;
В - речь шла о моей деятельности;
С - обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Я делаю наибольшие успехи в обучении, если преподаватель:
А - имеет ко мне индивидуальный подход;
В - сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
С - устраивает коллективное обсуждение изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А - оскорбление личного достоинства;
В - неудача при выполнении важного дела;
С - потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А - успех;
В - возможность хорошей совместной работы;
С - здравый, практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А - считают себя хуже других;
В - часто ссорятся и конфликтуют;
С - возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А - работаешь над важным для всех делом;
В - имеешь много друзей;
С - вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По моему мнению, руководитель прежде всего должен быть:
А - доступным для всех;
В - авторитетным;
С - требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А - о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми;
В - о жизни знаменитых людей;
С - о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А - дирижером;
В - композитором;
С - солистом.
24. Мне бы хотелось:
А - придумать интересный конкурс;
В - победить в конкурсе;
С - организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важно знать:
А - что я хочу сделать;
В - как достичь цели;
С - как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А - другие были им довольны;
В - прежде всего выполнить свою задачу;
С - его нельзя было упрекнуть за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А - в общении с друзьями;
В - просматривая развлекательные фильмы;
С - занимаясь любимым делом.
№ п\п | Больше всего | Меньше всего | № п\п | Больше всего | Меньше всего |
1 | / / | / / | 15 | / / | / / |
2 | / / | / / | 16 | / / | / / |
3 | / / | / / | 17 | / / | / / |
4 | / / | / / | 18 | / / | / / |
5 | / / | / / | 19 | / / | / / |
6 | / / | / / | 20 | / / | / / |
7 | / / | / / | 21 | / / | / / |
8 | / / | / / | 22 | / / | / / |
9 | / / | / / | 23 | / / | / / |
10 | / / | / / | 24 | / / | / / |
11 | / / | / / | 25 | / / | / / |
12 | / / | / / | 26 | / / | / / |
13 | / / | / / | 27 | / / | / / |
14 | / / | / / | НС= ВД= НЗ= |
Обработка материала проводится следующим образом. Если указанная в ключе буква (А, В или С) занесена в графу “Больше всего”, то ей при - писывается 2 балла по данному виду направленности. Если она располо - жена под индексом “Меньше всего”, то ей дается 0 баллов. Затем сумми - руют количество “2” и записывают результат внизу бланка для ответов рядом с буквами НС, ВД или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовать. Так же суммируют количество “0”. Если сумма “0” меньше суммы “2”, к их разности прибавляют число 27; в противном случае эту разность вычитают из числа 27. Полученный результат характеризует уровень по данному виду направленности. Общая сумма баллов по трем видам направленности должна равняться 81. В противном случае нужно искать ошибку, допущенную при расчете.
Ключ к анкете
[1] Щокин Г.В. Организация и психология управления персоналом. Киев., 2002. С. 543.
[2] Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001. С. 471.
[3] Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001. С. 473-475.
[4] Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления/Серия "Учебники для высшей школы". – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2004, с. 158-159.
[5] Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001. С. 568.
.
[6] Морозов А. Деловая психология. Курс лекций. – СПб издательство "Союз", 1999. С. 248
[7] Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления/Серия "Учебники для высшей школы". – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2004, с. 168-171
[8] Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика: СПб. Издательство "Питер", 2001, с. 159.
[9] Морозов А. Деловая психология. Курс лекций. – СПб, издательство "Союз", 1999. С. 238.
Информация о работе Понятие личности в психологии. Личностные качества руководителя