Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:37, реферат
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -
человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как
субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1
1.1Общие представления и понятия личности.……………………... 4
1.2 История изучения личности………………………...…………… 7
ГЛАВА 2 Становление личности
2.1 Развитие личности………………………………………………….8
2.2 Механизмы формирования личности……………..…………….. 10
2.3 Структура личности…………………………………………….…12
ГЛАВА 3 Индивидуальность и ее проявления………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....23
2.2. Механизмы формирования
личности
Крайне важный для теории личности и для
практики воспитания вопрос о механизмах
формирования личности разработан далеко
не достаточно.
К стихийным механизмам формирования
личности можно отнести общий механизм
сдвига мотива на цель, а также более специальные
механизм идентификации и механизм принятия
и освоения ролей социальных. Это - механизмы
стихийные, ибо субъект, подвергаясь их
действию, не осознает их в полной мере,
и уж во всяком случае, сознательно ими
не управляет. Они господствуют до подросткового
возраста, но и после продолжают участвовать
в развития личности вместе с сознательными
формами самопостроения.
Названные механизмы в той мере, в коей
касаются развития личности, действуют
в русле общего, генерального процесса
опредмечения потребности в общении. Этой
потребности придается в психологии все
большее значение. По фундаментальности
она приравнивается к органическим потребностям:
она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение
приводит к ухудшению физического состояния
младенцев и детенышей высших животных,
и даже к их гибели. Она оказывается главной
движущей силой формирования и развития
личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех
этапах развития личности, только с возрастом
меняются и усложняются те главные мотивы
общения, кои направляют этот сдвиг на
осваиваемые действия, – ведь по мере
роста все шире становится круг социальных
контактов и связей.
Механизм начинает действовать с малых
лет: дети подражают родителям во всем
- в манерах, речи, одежде, занятиях. Все
это воспроизводится чисто внешне, но
одновременно усваиваются и внутренние
черты родителей. Очень ярко это проявляется
в играх ролевых, особенно при игре в семью.
Характерная особенность идентификации
– в том, что она проходит, особенно на
первых порах, независимо от сознания
ребенка, и не контролируется полностью
родителями. Это накладывает на воспитателей
особую ответственность - за качество
собственной личности. На более поздних
возрастных стадиях чрезвычайно расширяется
круг лиц, из коих выбирается образец -
объект идентификации. Среди таковых могут
быть не только реальные люди, знакомые
или незнакомые, но и литературные герои.
Но обычно Наступает время, когда “образец”
теряет притягательность и субъективную
значимость, и это естественно: личность
восприняла от образца нечто важное и
нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация
образца знаменует завершение определенного
этапа в развитии личности, ее подъем на
новую ступень: оказывается, что сложились
новые отношения, появились новые мотивы,
и это заставляет ставить новые цели и
искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения социальных
ролей тоже действует с раннего, дошкольного
возраста: старший дошкольник мечтает
стать школьником, и пр. Этот механизм
во многом сходен с механизмом идентификации,
но значительно более обобщен. Здесь часто
отсутствует персонализация осваиваемого
эталона – социальной роли или социальной
позиции. На более продвинутой фазе индивид
нередко срастается с ролью, она становится
частью его личности, и потеря привычной
роли переживается как утрата части личности.
Освоение социальных ролей имеет самое
непосредственное отношение к формированию
и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей,
этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования
личности могут принимать и осознанные
формы, но осознание не необходимо для
их действия, а часто и невозможно. Как
правило, все эти механизмы действуют
совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь,
и лишь умственное абстрагирование позволяет
рассматривать их в отдельности.
2.3. Структура личности
Рассмотрим структуру личности. В нее
обычно включаются способности, темперамент,
характер, волевые качества, эмоции, мотивация,
социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально-психологические
устойчивые свойства человека, определяющие
его успехи в различных видах деятельности.
Способности обнаруживаются в процессе
овладения деятельностью в том, насколько
человек при прочих равных условиях быстро
и основательно, легко и прочно осваивает
способы ее организации и осуществления.
Они тесно связаны с общей направленностью
личности, с мерой устойчивости склонностей
человека к некоторой деятельности. В
основе одинаковых достижений при выполнении
деятельности могут лежать различные
способности. В то же время одна способность
может быть условием успешности разных
видов деятельности. Это обеспечивает
возможности широкой компенсации способностей.
Темперамент
– под ним обычно понимаются те индивидуальные
свойства, которые в наибольшей мере зависят
от природных способностей человека. Это
– индивидуальная характеристика человека
со стороны динамических особенностей
его психической деятельности: интенсивности,
скорости, темпа, ритма психических процессов
и состояний. Темперамент включает качества,
от которых зависят реакции человека на
других людей и социальные обстоятельства.
Характер в узком
смысле – определяется как совокупность
устойчивых свойств индивида, в которых
выражаются способы его поведения и эмоционального
реагирования. Черты характера помогают
или мешают личности устанавливать правильные
взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку
и самообладание в решении сложных жизненных
вопросов, отвечать за свои действия и
поведение в обществе.
В структуре личности характер наиболее
полно отражает ее целостность и содержит
качества, определяющие поступки человека
в отношении других людей.
Волевые качества охватывают несколько
специальных личностных свойств, влияющих
на стремление человека к достижению поставленных
целей. Воля – сторона сознания, его деятельное
и регулирующее начало, призванное создать
усилие и удерживать его так долго, как
это необходимо. Способность человека,
проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции
им своей деятельности и различных процессов
психических. Благодаря ей, человек может
по собственной инициативе, исходя из
осознанной необходимости, выполнять
действия в заранее спланированном направлении
и с заранее предусмотренной силой. Более
того, он может соответственно организовать
свою психическую деятельность и направить
ее. Усилием воли можно сдержать внешнее
проявление эмоций или даже показать совершенно
противоположные.
Эмоции – психическое
отражение в форме непосредственного
пристрастного переживания смысла жизненного
явлений и ситуаций, обусловленного отношением
их объективных свойств к потребностям
субъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности,
могучее средство активизации сенсорно-перцептивной
деятельности личности.
Любые проявления активности человека
сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг
друга, лучше настраиваемся на совместную
деятельность и общение. Люди разных культур,
никогда раньше не встречавшиеся, поймут
друг друга по выражению лица, определяя
по нему, в каком состоянии находится человек.
Это доказывает, что основные эмоции имеют
врожденный характер, что способность
к их пониманию генотипически обусловлена.
Эмоции выступают как внутренний язык,
как система сигналов, посредством которой
субъект узнает о потребностной значимости
происходящего. Эмоции организуют деятельность
человека, стимулируя и направляя ее. Благодаря
вовремя возникшей эмоции организм имеет
возможность чрезвычайно выгодно приспособиться
к окружающим условиям.
Мотивация –
ее составляют побуждения, вызывающие
активность организма и определяющие
ее направленность. Осознаваемые психические
факторы, побуждающие человека к совершению
определенных действий и определяющие
их направленность и цели.
По своим проявлениям и функции в регуляции
поведения мотивирующие факторы могут
быть разделены на три относительно самостоятельных
класса: 1) при анализе вопроса о том, почему
организм вообще приходит в состояние
активности анализируются проявления
потребностей и инстинктов как источников
активности;
2) если изучается вопрос,
на что направлена активность
организма, ради чего
3) при решении вопроса
о том, каким образом
Социальные установки
– готовность, предрасположенность субъекта
к восприятию будущих событий и действиям
в определенном направлении. Она обеспечивает
устойчивый целенаправленный характер
протекания соответствующей деятельности,
служит основой целесообразной избирательной
активности человека.
Структура личности
– целостное системное образование, совокупность
социально значимых психических свойств,
отношений и действий индивидуума, сложившихся
в процессе онтогенеза и определяющих
его поведение как поведение сознательного
субъекта деятельности и общения.
ГЛАВА 3 Индивидуальность и ее проявления.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.
Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации.
Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно свойство
и изучается его проявление на
разных уровнях психической
В качестве индикатора может
рассматриваться связь как
Наконец признаком индивидуальности
могут выступить более крупные
аспекты характеристик
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.
В индивидуальности объединяются
в единое целое три формы развития.
Основная форма развития индивидных
свойств – онтогенез. Основная форма
развития личностных свойств – жизненный
путь человека в обществе. Для субъектных
свойств, (т.е. человека, познающего мир)
– история производственной деятельности
человека в обществе, в частности,
история формирования его профессиональной
деятельности. Начало, кульминация
и конец индивидных, личностных и
субъектных свойств не совпадением
в возрастном развитии. Индивидуальность
генетически формируется позже,
являясь результатом
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографических и исторических датах, происходящими событиями. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления.
К событиям внешней среды относятся, объективные, независящие от субъекта изменения «исторические события, изменения в составе родственников и др.». События поведения представляют собой поступки человека. Если впечатления действительности породили переживания, повлиявшие на ход жизненного пути, то такие впечатления являются событиями. Наиболее отчетливо такая природа событий выступает когда явления, произведшие впечатления, само по себе не имеет никакого объективного значения для жизненного пути. Одни и те же события исторического времени могут иметь разную степень значимости для человека, выступать или не выступать в качестве поворотных, узловых моментов его жизни. Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временем индивидуальность становится регулятором как хода собственного развития, так и гармонии ее свойств.
Изучение индивидуальности
требует рассмотрения ее как многомерной
системы, развитие и формирование которой
подчиняется определенным закономерностям.
Важным признаком человеческой индивидуальности
является активность созидающей творческой
деятельности человека. Мера активности,
напряженности работы внутреннего
мира является показателем духовности
индивидуальности. Эффекты внутренней
работы проявляются в поведении
и деятельности как результат
творчества, производящие ценности для
общества. Одним из проявлений активности
индивидуальности могут являться поступки
человека. «Вызревание» поступков происходит
в сфере переживаний личности,
в результате активной внутренней работы.
Действие их можно наблюдать в
разных формах. Это могут быть поступки
гражданского характера (отражающие отношения
человека к своему долгу гражданина),
коммуникативные (отражающие отношения
в сфере общения), трудовые (в форме
различного рода профессиональных действий).
Поступки человека могут проявляться
как устойчивый стиль поведения.
Такая индивидуальность выступает
как организатор и