Понятие метода и методологии в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный метод.
Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие метода и методологии в современной психологии.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

• конструктивные тесты, предполагающие создание целого из отдельных  частей;

• интерпретационные  тесты, имеющие целью толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений;

• катартические тесты, предусматривающие творческую деятельность в особо организованных условиях;

• экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную  деятельность на свободную или заданную тему;

• импрессивные тесты, требующие  выбора, предпочтения одних стимулов другим;

• аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа, истории и др.

    Особенностью работы  с проективными методами является  то, что интерпретация во многом  зависит от квалификации и  опыта психолога.

    Экспериментальные методы.

    Эксперимент – один  из главных методов современной психологии; это исследование, в процессе которого мы сами называем интересующие нас психические явления и создаём условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения их связей между собой и обстоятельствами жизни человека. Эксперимент – это метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.

    Основные признаки эксперимента:

• активная позиция исследователя; это означает, что исследователь  может вызвать психическое явление  столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы; 
• создание заранее продуманной, искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.

    В отечественной и  зарубежной психологии существуют различные подходы к видам эксперимента. 
    Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, констатирующем, формулирующем.

    Наиболее точным и  доказательным считается лабораторный  эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

    Для того, чтобы придать  лабораторному эксперименту естественность, используется один из главных  методических приёмов детской  психологии – игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций.

    Наиболее продуктивным  и распространённым в детской  психологии является естественный  эксперимент. Естественный эксперимент  – это эксперимент, проводимый  в обычных условиях обучения, жизни, труда. Но со специальной их организацией, влияние которой изучается.

    Эксперимент является  важнейшим инструментом науки.  В процессе проведения эксперимента  исследователь систематически изменяет  ситуацию с целью определить  эффект от подобных изменений  и сделать важные выводы. Большинство экспериментов может быть описано просто в терминах «если – то». Экспериментатор обычно говорит: «Если сделать то-то, то получится следующее». «Если» в таком случае – независимая переменная, «то» - зависимая. Например, возьмём гипотезу: поощрение учеников позитивно влияет на последующее обучение. Перефразируем её в терминах: «если – то»: «Если учеников поощрять, то это позитивно повлияет на их последующее обучение». 
Для проверки этого предположения экспериментатор должен определить основные понятия, необходимые для наблюдения и оценки результата. Это действие называется операционализацией понятий.

    Операциональным определением  понятия «поощрение учеников»  может быть присвоение более  высоких степеней, устная похвала,  определённые привилегии отличившемуся и т.д. «Последующее обучение» можно определить с точки зрения последующей успеваемости.

    Таким образом, данный  педагогический эксперимент проводится  с целью проверить следующую  гипотезу: «Поощрение учеников оказывает  позитивное влияние на последующее обучение».

 


Информация о работе Понятие метода и методологии в современной психологии