Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:54, реферат
Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения
Содержание
Введение
1.Понятие «нормы», аномального и нормального развития в современной психологии и психиатрии
1.2. Дефект и аномальное развити
2.Обсессивно – компульсивный невроз
2.1.Клиническая картина
2.2.Диагностика
2.3.Течение
2.4.Лечение
В основе аномального развития всегда лежат органические, либо функциональные нарушения нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора. Однако в ряде случаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем или центральной нервной системы. Так, неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка могут привести к «педагогической запущенности».
Причины,
приводящие к возникновению детских
аномалий, подразделяются на врожденные
и приобретенные (подробно они будут
рассмотрены ниже). Подчиняясь в
целом общим закономерностям
психического развития ребенка, развитие
аномального имеет и ряд
Так,
при нарушении слухового
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли.
Следует
обратить внимание на взаимодействие
первичных и вторичных
Важной
закономерностью аномального
В дефектологии выделяются основные категории аномальных детей:
— с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
— с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
— с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);
— с тяжелыми речевыми нарушениями (дети-логопаты);
— с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);
— с
нарушениями опорно-
— с выраженными психопатическими формами поведения.
Процесс
обучения аномальных детей опирается
не только на сформировавшиеся функции,
но и на формирующиеся. Задача обучения
— постепенно и последовательно
переводить зону ближайшего развития
в зону актуального развития. Коррекция
и компенсация аномального
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу.
Проблема нормы и патологии – одна из самых сложных в современной психологической науке. Одно из наиболее комплексных определений психической нормы – это индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, позволяющая ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными потребностями.
При этом многие ученые рассматривают понятие нормы только во взаимосвязи с понятием патологии, некоторые из них добавляют – «… между условными полюсами «нормы» и «патологии» находится обширное поле отклонений, аномалий развития». При этом норма есть баланс сил, а патология - крайняя противоположность нормы, аномалия - переходное состояние между двумя антиподами (пограничное состояние).
Дефект рассматривается в психологии и психиатрии как форма изменения личности, характеризующаяся обеднением, упрощением преимущественно высших ее свойств и утратой прежних возможностей, наблюдающаяся при различных болезнях и травмах головного мозга. При этом, дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.
Л.С.
Выготский ввел понятие о первичном
и вторичном дефектах. Первичные
дефекты возникают в результате
органического повреждения или
недоразвития какой-либо биологической
системы (анализаторов, высших отделов
головного мозга и др.). Вторичные
— имеют характер психического недоразвития
и нарушений социального
Характеризуется
повторяющимися неконтролируемыми
нередко иррациональными
2.1.Клиническая картина
Проявляется в непроизвольных, непреодолимо возникающих, чуждых личности больного сомнениях, страхах, представлениях, мыслях, воспоминаниях, стремлениях, влечениях, движениях и действиях при сохранности критического к ним отношения и попытках борьбы с ними.
Варианты навязчивых состояний:
2.2.Диагностика
Обычно затруднений не вызывает. Однако следует выяснить, не является ли симптомокомплекс акцентуацией характера - психастенией, которая является особыми чертами личности (форма психопатии) и проявляется неуверенностью в себе, постоянными сомнениями, тревожностью, мнительностью. Невроз навязчивых состояний возникает у лиц со слабостью или недостаточной подвижностью нервных процессов, тревожно-мнительных, боязливых, повышенно совестливых. Изолированные навязчивости возникают и у практически здоровых людей, например боязнь животных, некоторых насекомых, темноты, высоты и др. Сюда же следует отнести некоторые тики. При объективном обследовании больных неврозом навязчивых состояний органических изменений со стороны нервной системы и внутренних органов не отмечается. Могут наблюдаться оживление глубоких рефлексов, дрожание пальцев вытянутых рук, вегетативные и вегетативно-сосудистые нарушения, гипергидроз кистей.