Понятие общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Основной вопрос: как теоретически описать общение? Как объяснить значение общения в жизни человека? Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение проявляется сущность человека.
Целью данной контрольной работы является раскрыть истинное значение процесса коммуникации, руководствуясь психологическим аспектом.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 30.65 Кб (Скачать файл)

Введение

Общение и отношение занимают центральное место в отечественной социальной психологии, где предметом изучения  являются  отношения человека к другим людям (межличностные отношения) и к самому себе.

Отношения человека в первую  очередь связаны с его социальными  потребностями (В. Шутц: все межличностные отношения опосредствены  тремя базовыми  социальными  потребностями: во включении в различные  социальные группы; во власти, в контроле себя и других; в любви, установлении  близких значимых  отношений.

В основе отношений лежит  два явления: образ, который возникает  при встрече с другим человеком; социальные потребности, которые наш  партнер может удовлетворить:

ОБРАЗ – ОТНОШЕНИЕ –  ОБРАЩЕНИЕ.

В.Н. Мясищев: «порочный круг отношений и взаимоотношений, влияющих  негативно  на общение  и развитие  личности. Отношения всегда реализуются в общении.

Основной вопрос: как теоретически описать общение? Как объяснить  значение общения в  жизни  человека? Реальность и необходимость  общения  определена  совместной  жизнедеятельностью  людей. Корни общения  мы находим  в самой  их материальной  жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно  в процессе  общения и только через общение проявляется сущность человека.

Целью данной контрольной  работы  является раскрыть истинное значение  процесса  коммуникации, руководствуясь психологическим аспектом.

 

 

 

 

 

  1. Понятие общения

«Единственная настоящая  роскошь -

это роскошь человеческого  общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

В  психологии  отсутствует  общепринятое определение  общения. Как правило используется описательное  определение Б.Д. Парыгина, указывающее  на основные стороны общения: «Общение – это сложный  и многогранный процесс, который может выступать  в одно и то же время и как  процесс  взаимодействия  индивидов, и как, информационный процесс. и  как отношение  людей друг к  другу. и как процесс их взаимовлияния  друг ан друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Общение - это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми. При характеристике структуры  общения  выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Содержание общения - информация, которая в межличностных контактах передается от одного субъекта к другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии , об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными, являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика  процессов общения, рассматриваемых  под углом зрения взаимоотношений  личности и общества, изучается в  рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды общения

С точки зрения  психологии  выделяют следующие виды общения:

  • «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.
  • Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  • Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

♦  вербальному  (речевому, от латинского «устный, словесный»);

♦  невербальному (неречевому).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Однако, исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции общения

Функции общения - его системные свойства, детерминирующие специфику проявления.

Прагматическая  функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации  и поддержания межличностных  отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная  функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

При характеристике структуры общения  в ней  выделяют три взаимосвязанные  стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности.

Интерактивная сторона (взаимодействие). Общение состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

Перцептивная сторона (взаимовосприятие). Общение предполагает восприятие и понимание между субъектами.

Близкая классификация  функций предлагается в работах Б. Ф. Ломова:

1) информационно-коммуникатывная функция  (связанная с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативная  функция (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативная функция (связана с эмоциональным состоянием человека).

 

 

 

 

 

Заключение

Общение включает в  себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим».

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения  человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное  условие  связывания индивидов и вместе с  тем как способ развития самих  этих индивидов.

Общение  предусматривает  взаимодействие трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

 Отечественная психология исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Причём связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется.

Общение во всех случаях  есть процесс взаимовлияния. Это  взаимовлияние может быть большим  или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного  богатства личности, а также от личных качеств человека.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Психология личности и группы: учеб. пособие/М.В. Васильченко, М.П. Литвиненко и др.; под ред. С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. – 174 с.
  2. Психология для студентов вузов. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  3. Лабунская В.А.. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учеб.пособие. Ростов-на- Дону,Феникс, 1999.
  4. Реан А. А.. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2001.
  5. Радугин А.А. Социальная психология: учебное пособие для высших учебных заведений / А.А. Радугин, О.А. Радугина. – М.: Библионика, 2006.
  6. Столяренко Л.Д.. Основы психологии: Учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие общения