Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:18, лекция
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Понятие общение
Общение – сложный
процесс взаимодействия между людьми,
заключающийся в обмене информацией,
а также в восприятии и понимании
партнерами друг друга. Субъектами общения
являются живые существа, люди. В
принципе общение характерно для
любых живых существ, но лишь на уровне
человека процесс общения становиться
осознанным, связанным вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий информацию,
называется коммуникатором, получающий
ее – реципиентом. В общении можно выделить
ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая
в межиндивидуальных контактах передается
от одного живого существа другому. Это
могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном
и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке
во внешней среде. Наиболее разнообразно
содержание информации в том случае, если
субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради
чего существо вступает в акт общения?».
Здесь имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения не выходят
обычно за рамки актуальных для них биологических
потребностей. У человека же эти цели могут
быть весьма и весьма разнообразными я
являть собой средства удовлетворения
социальных, культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
Средства общения – способы кодирования,
передачи, переработки и расшифровки информации,
которая передается в процессе общения
от одного существа к другому. Кодирование
информации – это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться
с помощью органов чувств, речи и других
знаковых систем, письменности, технических
средств записи и хранения информации.
Общение – сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности, включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятие и понимание
другого человека.
Следовательно, основное назначение этого
процесса заключается в том, чтобы люди
контактировали, искали и находили точки
соприкосновения друг с другом, взаимодействовали
между собой в процессе совместной деятельности,
что бы они обменивались информацией и
стремились к пониманию друг друга. Поэтому
психологи условно выделяют в общении
три стороны: коммуникативную, интерактивную
и персептивную.
Коммуникация – процесс обмена информации.
В процессе обмена информации важно, чтобы
каждый участник коммуникации правильно
понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор
должен четко излагать необходимую для
передачи информацию, а реципиент должен
внимательно слушать, воспринимая все
сказанное партнером по общению, и только
после усвоения всего материала, он может
не согласиться с услышанным, сопоставить
со своей точкой зрения и т.д.
К свойствам личности, необходимым в процессе
общения, можно отнести способность слушать,
внушать, уважать партнера по общению
(ведь человека, которого уважаешь всегда
выслушиваешь с большей внимательностью,
чем того, кто не заслуживает внимания),
опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые напротив
создают помехи коммуникации, относятся
вспыльчивость, нетерпеливость, слишком
развитая самоуверенность и высокомерие
по отношению к собеседнику (поскольку
у человека с такими качествами уже изначально
«притуплено» внимание к партнеру по общению,
а значит и к получаемой от него информации)
и др.
Персептивная сторона общения включает
в себя процесс восприятия и понимания
другого человека, формирования его образа.
Впечатление, которое возникает при восприятии
человека, играет важную роль в общении.
На основе восприятия человека человеком
формируется представление не только
о внешнем облике, но также о намерениях,
мыслях, способностях, эмоциях, установках
партнера по общению. Интерактивная сторона
общения представляет собой взаимодействие
(и воздействие) людей друг с другом в процессе
межличностных отношений. Действие является
одним из главных компонентов общения.
Интерактивная сторона общения проявляется
не только через обмен информацией, но
и через усилия людей по организации совместных
действий, позволяющих партнерам организовывать
какую-либо совместную деятельность. К
качествам личности создающим помехи
для интерактивного общения можно отнести
свойства противоположные перечисленным,
а так же замкнутость, безынициативность,
безответственность, неопытность в конкретной
области и др.
Виды общения
Различают вербальное,
невербальное и паравербальное общение. Вербальное общение является
наиболее исследованной разновидностью
человеческой коммуникации. Кроме этого,
это наиболее универсальный способ передачи
мысли. На вербальный человеческий язык
можно ‘перевести’ сообщение, созданное
с помощью любой другой знаковой системы.
Например, сигнал красный свет переводится
как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’;
поднятый вверх палец, прикрытый ладонью
другой руки, как ‘прошу дополнительную
минуту перерыва’ в спортивных состязаниях
и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет
сложную многоярусную структуру (от дифференциального
признака фонемы до текста и интертекста)
и выступает в различных стилистических
разновидностях (различные стили и жанры,
разговорный и литературный язык, диалекты
и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики
и другие компоненты коммуникативного
акта способствуют его (успешной либо
неуспешной) реализации. Говоря с другими,
мы выбираем из обширного инвентаря (в
современной лингвистике иногда говорят:
поля) возможных средств речевой и неречевой
коммуникации те средства, которые нам
кажутся наиболее подходящими для выражения
наших мыслей в данной ситуации. Это –
социально значимый выбор. Процесс этот
и бесконечен, и бесконечно многообразен.
В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся,
что слова не являются просто знаками
для обозначения предметов или классов
предметов. Говоря, используя слова в коммуникации,
мы создаем целые системы идей, верований,
мифов, свойственных определенному сообществу,
определенной культуре (примеры: establishment,
авось, партия) это особенно хорошо видно
при попытке перевести высказывания с
этими словами. Иногда иностранцу приходится
читать целую лекцию о межкультурных соответствиях,
прежде чем он начнет правильно понимать
и употреблять даже кажущиеся схожими
слова и стоящие за ними понятия. Даже
вполне переводимые лексемы имеют разную
культурную, и следовательно, коммуникативную
ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры
также можно увидеть различия в употреблении
слов (однозначный).Невербальное общение
— это форма общения без использования
речи, как таковой, то есть с помощью жестов,
движений, мимики, эмоционального окраса
голоса, взмахов и символов. По действиям
человека, его реакции, мимике, походке
несложно сложить представление о его
нраве, о манере себя вести, о его оценке
происходящих событий. Проиллюстрированные
случаи — только малая доля того, что можно
узнать, присматриваясь к поведению людей,
и изучив все о невербальном общении. Не
стоит также забывать и о собственном
поведении. Не избегайте символов симпатии,
но и не выказывайте смущенности и нерешимости. Хотя вербальные символы (слова)
— основное наше средство для кодирования
идей, предназначенных к передаче, мы используем
и невербальные символы для трансляции
сообщений. В невербальной коммуникации
используются любые символы, кроме слов.
Зачастую невербальная передача происходит
одновременно с вербальной и может усиливать
или изменять смысл слов. Обмен взглядами,
выражение лица, например, улыбки и выражения
неодобрения, поднятые в недоумении брови,
живой или остановившийся взгляд, взгляд
с выражением одобрения или неодобрения
— все это примеры невербальной коммуникации.
Использование пальца как указующего
перста, прикрывание рта рукой, прикосновение,
вялая поза также относятся к невербальным
способам передачи значения (смысла).
Общение чрезвычайно многогранно, может
быть различных видов.
Различают межличностное и массовое общение.
Межличностное общение связано с непосредственными
контактами людей в группах или парах,
постоянных по составу участников. Массовое
общение – это множество непосредственных
контактов незнакомых людей, а также коммуникация,
опосредованная различными видами средств
массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое
общение. В первом случае участниками
общения являются конкретные личности,
обладающие специфическими индивидуальными
качествами, которые раскрываются по ходу
общения и организации совместных действий.
В случае ролевой коммуникации ее участники
выступают как носители определенных
ролей (покупатель – продавец, учитель
– ученик, начальник – подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной
спонтанности своего поведения, так как
те или иные его шаги, действия диктуются
исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет
себя уже не как индивидуальность, а как
некоторая социальная единица, выполняющая
определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным.
Первое отличается тем, что в его ходе
передается особо значимая информация.
Доверительность – существенный признак
всех видов общения, без чего нельзя осуществлять
переговоры, решать интимные вопросы.
Конфликтное общение характеризуется
взаимным противостоянием людей, выражениями
неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное
общение – это обмен неофициальной информацией.
А деловое общение – процесс взаимодействия
людей, выполняющих совместные обязанности
или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное.
Прямое (непосредственное) общение является
исторически первой формой общения людей
друг с другом. На его основе в более поздние
периоды развития цивилизации возникают
различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение – это взаимодействие
при помощи дополнительных средств (письма,
аудио- и видеотехники).
Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос -- что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение -- это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. -- М., 1992. С. 7.
Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом -- инициатором общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие
виды общения: социально-ориентированное
общение; 2) групповое предметно
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, -- «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий» Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. -- Воронеж, 2002. С. 31--32..
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом -- явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий -- не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.
К коммуникативным категориям
относятся категория общения, категории
вежливости, грубости, коммуникабельности,
коммуникативной
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
ѕ установление знакомства между людьми;
ѕ поддержание определенных связей, отношений;
ѕ связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);
ѕ общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком) Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост. Е.В. Яфарова. -- Балашов, Изд-во «Николаев», 2004. С. 12--13.. Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.
Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы.
С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.
Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» Психологические исследования общения. -- М., Наука, 1985.. А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.
Все основные категории средств
общения формируются у человека
прижизненно в процессе реальных
контактов с окружающими
В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.
Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия Нейролигвистического программирования без тайн. -- М., 2001.. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.
Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Человек-визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия. Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собой и другими.
Люди, действующие в кинестетической категории общения, в значительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить то, что происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно по возможности займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с которыми они разговаривают.
Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.
Хотя люди, действующие на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. -- М., 2001.
2. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост. Е.В. Яфарова. -- Балашов, Изд-во «Николаев», 2004.
3.Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. -- М., 1979.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. -- М., 1997.