Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:58, лекция
Специфику общения составляет тот факт, что обе стороны взаимодействия представлены равноправными активными субъектами и личностями. Поэтому схемы и категории анализа предметной деятельности требуют здесь серьезной коррекции. В предметной деятельности существует жесткая и однозначная дифференциация субъекта и объекта.
Внутренние компоненты общения
выполняют функцию мотивации,
целеполагания, планирования, принятия
решения, ориентировки в
Соотношение внешних и
Одним
из важнейших свойств общения
является способность к развитию.
В ходе этого процесса оно подвергается
очень существенным преобразованиям
по целому ряду параметров. Во-первых,
оно становится более совершенным
в техническом плане, поскольку
субъект овладевает множеством умений,
навыков и приемов общения: умением
слушать, выражать свои мысли, оказывать
моральную поддержку, сочувствовать
и др. Во-вторых, уменьшается количество
ошибок, что значительно повышает
качественный уровень общения. В-третьих,
сокращаются временные
Необходимым условием развития
общения являются упражнения
и тренировки. Обычно это происходит
стихийно в ходе повседневной
жизни, что порождает
5.3. Виды
общения
Общение
- это необыкновенно сложный и
многоплановый процесс
Внешнее
общение существует в форме доступного
для наблюдения взаимодействия реальных
субъектов: разговор двух людей, обмен
рукопожатиями или улыбками и
т. п. В нем принимают участие
артикуляционный аппарат, лицо, руки,
ноги, туловище. Оно имеет свои пространственно-временные
координаты и другие физические параметры.
Внешнее общение может быть вербальным и невербальным. Вербальное общение осуществляется с помощью речи. Оно является доминирующим у человека и имеет важное значение во многих видах профессиональной деятельности. Это связано с тем, что речь обладает уникальными и безграничными возможностями в плане кодирования и передачи информации, выражения внутреннего душевного состояния человека, построения бесконечно многообразных вариантов психологического взаимодействия и др. Кроме того, оно способно к изменению формы. Из внешнего, отягощенного физическими свойствами процесса оно легко преобразуется во внутренний умственный процесс, то есть в мышление, и наоборот. То, что человек говорит кому-то, уже было неоднократно сказано им мысленно. В свою очередь, любой разговор может стать предметом внутренних размышлений.
Невербальное общение осуществляется на основе всевозможных неречевых средств:
а) кинетических (мимика, жесты, пантомимика);
б) паралингвистических (особенности голоса);
в) экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп, сиплость и др.);
г) проксемических (пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.);
д) визуальных (выражение глаз);
е) практических действий и их продуктов;
ж) физических прикосновений и поглаживаний;
з) одежды
и других атрибутов оформления внешнего
облика.
Невербальное
общение имеет более раннее происхождение.
Оно возникает у ребенка на
первом году жизни. По сравнению с
вербальным общением оно значительно
хуже контролируется человеком и
потому несет более достоверную
информацию. Это широко используется
специалистами для глубокого
психологического анализа личности.
В настоящее время созданы
специальные приборы - детекторы
лжи, позволяющие контролировать степень
искренности человека по невербальным
компонентам общения.
Внутреннее общение по происхождению производно от внешнего и по своей сущности идентично ему. Вместе с тем оно отличается от него множеством специфических особенностей. Внутреннее общение можно определить как взаимодействие субъекта с другим человеком, совершаемое во внутреннем субъективном плане, то есть мысленно, образно или эмоционально. В качестве партнера здесь выступает не столько реальный человек, облеченный в привычную телесную форму, сколько его субъективный образ. Фактически это общение с человеком без него самого. Партнер может быть хорошо или мало знакомым субъекту, другом или врагом, конкретным лицом или обобщенным идеалом, находящимся рядом или удаленным на большое расстояние, современником или представителем другой исторической эпохи, живущим или уже умершим, индивидуальным или групповым. Им может быть не только человек, но и литературный герой, Бог (или дьявол), не только другой человек, но и сам субъект. В этом отношении внутреннее общение не имеет никаких ограничений.
Другая его особенность
В зависимости
от способа контакта партнеров различают
два вида общения: непосредственное
и опосредствованное.
Непосредственное
общение реализуется с помощью
естественных средств: речи, мимики, пантомимики,
жестов и т. п. При этом партнеры находятся
рядом друг с другом ("лицом
к лицу").
Опосредствованное
общение имеет место в
прогресса
произошла настоящая революция
в средствах общения. Например, видеотелефон
позволяет приблизить к естественному
общение людей, разделенных в пространстве.
Глобальная система "Интернет" потенциально
дает возможность установить контакт
с любым человеком и пообщаться на интересующую
тему или получить нужную информацию.
Современные технические средства общения
позволяют принципиально иначе и гораздо
более эффективно решать многие задачи
во всех сферах общественной жизни: в управлении,
в политике, в бизнесе, в образовании, в
экономике, в армии, в быту и т. д. Несомненно,
они будут иметь очень серьезные последствия
для общества, причем как позитивные, так
и негативные. Например, в последнее десятилетие
они широко используются для манипуляции
общественным сознанием, особенно в бизнесе
(реклама) и в политике (всевозможные избирательные
компании). Технические средства общения
постоянно совершенствуются. Поэтому
всегда будет возникать соблазн использовать
их не только во благо, но и во зло.
В зависимости
от уровня регламентированности общения
можно выделить два его вида: формальное
(ролевое) и неформальное.
Формальное
общение регламентировано какими-то
правилами, инструкциями, должностными
обязанностями, морально-этическими нормами,
традициями, предрассудками, кодексами,
правовыми и административными
актами, ролевыми предписаниями и др. Они
ограничивают общение по тем или иным
параметрам: по содержанию, форме, средствам,
времени, виду, количеству участников,
месту, ситуации, особенностям партнера
и др. Например, при общении с учеником
педагог не может выходить за рамки определенного
содержания, должен соблюдать психологическую
дистанцию, ограничиваться в средствах
и методах воздействия и т. д. Свои ограничения
имеет профессиональное общение любого
специалиста: врача, работника милиции,
психолога, руководителя, офицера, политика,
дипломата. При длительной работе в той
или иной области особенности профессионального
общения как бы срастаются с личностью
и переносятся в другие ситуации, где они
оказываются просто неуместными. Так,
например, известна назидательно-поучающая
манера общения старого педагога, жесткий
авторитарный стиль общения пожилого
руководителя или офицера и т. п. Иногда
причиной
94
формального
общения могут быть личностные особенности
и комплексы неполноценности
человека. Особенно это часто встречается
в межполовом общении. Например, молодой
руководитель, испытывающий симпатию
к одной из своих подчиненных,
даже во время неофициального общения
с ней никак не может выйти
за рамки формально-деловых
Неформальное
общение не имеет никаких нормативных
ограничений. Правила и нормы
этого общения определяются самими
партнерами. Поэтому оно глубоко личностно
и индивидуально. Неформальное общение
позволяет человеку максимально раскрывать
себя в личностном плане. Оно очень характерно
для людей, связанных положительными личными
отношениями. Причем чем глубже и интимнее
отношения между людьми, тем более раскрепощенным
становится их общение и тем полнее они
могут раскрываться в нем. В предельном
случае может наступать полная интеграция
партнеров. Они как бы растворяются и идентифицируются
друг в друге. Каждый доверяет другому
как самому себе. В результате с общения
снимаются любые ограничения. Подобное
общение встречается среди очень близких
друзей, любящих друг друга людей (например,
супругов), матери и ребенка. Неформальное
общение имеет очень важное значение для
человека, поскольку позволяет удовлетворять
базовые личностные потребности: в общении,
в эмоциональном контакте, в признании,
в любви и др. Его отсутствие приводит
к очень серьезным негативным последствиям
для личности: чувству одиночества, невротизации,
потере смысла жизни и т. п. Лишенные его
младенцы сильно отстают в психическом
и даже в физическом развитии.
Общение
можно классифицировать также и
по многим другим основаниям: в зависимости
от количества участников, статусных
позиций партнеров, целей, мотивов,
соотношения интересов
5.4. Психологическая
характеристика содействия как
единицы общения
С внешней
стороны общение выглядит как
процесс реального
95
Эту сторону
общения называют интерактивной. Для
глубокого понимания общения
очень важное значение имеет правильное
выделение единицы его анализа. Она должна
быть достаточно простой и, вместе с тем,
сохранять в себе все основные свойства
и функции целостного процесса общения.
В психологической литературе в качестве
таковой чаще всего рассматривается социальное
действие или воздействие (социальное,
межличностное, педагогическое). В обоих
случаях речь идет об отдельных актах
общения, направленных на изменение человека,
которому они адресованы: его мыслей, чувств,
эмоциональных состояний, черт характера,
поступков и т. д. По своей психологической
сущности действие или воздействие представляет
собой акт манипуляции субъекта с неодушевленным
объектом. Таким способом субъект изменяет
объект, поскольку последний не способен
к самоизменению. Человека как субъекта
и как личность нельзя изменять подобным
образом. Он сам себя изменяет: сам мыслит,
сам переживает, сам принимает решения
и совершает поступки и т. д. Другие люди
могут только содействовать этому с той
или иной степенью успешности. Именно
поэтому единицей общения является содействие
как акт, направленный на актуализацию
собственной активности другого человека:
интеллектуальной, эмоциональной, волевой,
практической и т. д. Содействие не изменяет
другого человека, а только создает условия
для самоизменения. Например, объясняя
новый материал, учитель не "вкладывает"
его в учеников и не изменяет их таким
способом. Он только создает условия для
усвоения материала, но понимают и запоминают
его сами ученики.