Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:52, реферат
Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
Введение …………....………………………………………..............3
Понятие об эмоциях и чувствах...…………………………………4
Способы управления эмоциями…………………………………….6
Самосовершенствование…………………………………………....8
Заключение………………………..………………………………..10
Список литературы...…..……..……………………………………11
Содержание:
Введение
Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.
Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в ладу» и т.д. При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается — зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?
2. Понятие об эмоциях и чувствах
Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.
Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.
Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.
Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.
Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.
В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.
Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.
Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.
В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.
Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.
Охватывая все разновидности переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.
Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное то, что эмоции, а именно продолжительные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.п.), играют решающую роль в развитии так называемых нейрогенных заболеваний1.
Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.
Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.
Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.
Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств — холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.
3 . Способы управления эмоциями
Первый способ — распределение эмоций — заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них. Необходимость в сознательном распределении эмоций возникает при чрезмерной концентрации переживаний человека. Неспособность распределять эмоции может приводить к существенному ухудшению здоровья.
Распределение
эмоций происходит в результате расширения
информации и круга общения. Информация
о новых для человека объектах необходима
для формирования новых интересов, которые
превращают нейтральные ситуации в эмоциональные.
Расширение круга общения выполняет ту
же функцию, поскольку новые социальные
и психологические контакты позволяют
человеку найти более широкую сферу проявления
своих чувств.
Второй способ управления эмоциями — сосредоточение — необходим
в тех обстоятельствах, когда условия
деятельности требуют полной концентрации
эмоций на чем-то одном, имеющем решающее
значение в определенный период жизни.
В этом случае человек сознательно исключает
из сферы своей активности ряд эмоциогенных
ситуаций, чтобы повысить интенсивность
эмоций в тех ситуациях, которые являются
для него наиболее важными. Могут применяться
различные житейские приемы сосредоточения
эмоций. Об одном из них рассказывал известный
кинорежиссер Н. Михалков. Чтобы полностью
сконцентрировать усилия в работе над
замыслом нового фильма, он обрил волосы
и тем самым утратил эмоциональный стимул
к тому, чтобы лишний раз появляться на
людях. Популярный актер театра и кино
А. Джигарханян сформулировал для себя
«закон сохранения эмоций». Он считает
обязательным хотя бы один раз в неделю
исключать ситуации, в которых щедро расходуются
эмоции, необходимые для творческой деятельности.
Наиболее общим приемом сосредоточения
эмоций является ограничение информации
из привычных источников и исключение
благоприятных условий деятельности в
тех ситуациях, которые способствуют «распылению»
Третий способ управления эмоциями — переключение — связан
с переносом переживаний с эмоциогенных
ситуаций на нейтральные. При так называемых
деструктивных эмоциях (гнев, ярость, агрессия)
необходима временная замена реальных
ситуаций иллюзорными или социально незначимыми
(по принципу «козла отпущения»). Если
же конструктивные эмоции (прежде всего
интересы) сконцентрированы на пустяках,
иллюзорных объектах, то необходимо переключение
на ситуации, имеющие повышенную социальную
и культурную ценность. Применение этих
способов управления эмоциями требует
определенных усилий, изобретательности,
выдумки. Поиск конкретных приемов зависит
от личности, уровня ее зрелости.
4. Самосовершенствование
Самосовершенствоваться
- это кропотливая и долгая работа над
достижением гармонии души и тела. Стремление к совершенству
- это особая возможность данная человеку
в жизни. Чтобы стать совершенным, нужно
сильное желание. Впрочем, такую возможность,
как самосовершенствование, стремиться использовать
Человек, который стремиться
властвовать собой, прежде всего, ставит
цель, обладает сильным и независимым
характером. Обучаясь управлять самим
собой, большинство работает над внутренним
содержанием и духовным миром своего «Я».
Есть достаточно много способов самосовершенствоваться.
Из этого огромного количества способов
и технологий, каждый находит себе то,
что дает возможность чувствовать себя
лучше не только когда хорошо на душе,
в жизни, но и тогда, когда нужно огромное
самообладание и умение сохранять свое
человеческое достоинство: в кризисных
ситуациях, при возрастных психофизиологических
изменениях, в период адаптации в новом
коллективе и т.п. Какие бы способы и психотехнологии
человек не использовал для управления
собой, лучше применять простые и доступные
1. Дыхательная гимнастика.
При рождении первый крик ребенка
как первое дыхание в новом пространстве,
в новой среде. Любой человек каждый день
оказывается в новом: доме, работе, городе
или с новыми людьми. Умение дышать правильно
позволяет сохранять покой в организме,
ритм и скорость в движении, поведении, способе
2. Молитва.
Немногие могут признаться
себе, что они чувствовали как сила молитвы
их поддерживала и спасала в трудные минуты,
когда было трудно на душе и хотелось плакать.
Молитва – это особый способ духовного
самосовершенствования и духовного роста
над теми животными проявлениями, которые
могут проявиться в самый неподходящий
момент жизни. Святые старцы достигали
духовного самосовершенствования над
собой и своими слабостями
3. Написание.
В школе
мы изучаем буквы и слова, умение читать
рассказы и стихи. Нас учат писать сначала
диктанты и изложения, затем сочинения.
А почему бы не использовать этот простой
способ дома: вести дневниковые записи,
или писать размышления о прошедших событиях
в течение дня? Возможно, чрез воспоминания
прошлого, можно будет обрести разумный
и простой способ управлять собой.
4. Двигаться: бег, активная
Мы двигаемся
всю жизнь. Сначала за руку с родителями,
потом самостоятельно. Этот способ так
естественен, что если человек перестает
активно передвигаться в течении дня,
над этим стоит задуматься. В большинстве
случаях, это говорит о накопившихся проблемах
в голове, а потом и в теле. Все тело становится
тяжелым, болеть начинают ноги, спина,
жить становится не интересно. Возможно,
простые прогулки вернут интерес к жизни,
если их совершать ежедневно как зарядку.
Или посещать занятия танцами. Где новые
люди и жизнерадостное пространство, позволят
вновь управлять собой.
5. Пение.
Голос человека
– это дар свыше. Научившись говорить,
мы пытаемся петь или подпевать. Если вы
обладаете желанием петь, то пойте. И никогда
не стесняйтесь этого делать. Побеждая
страх, вы двигаетесь дальше.
Заключение:
Итак, мы выяснили, что ответить
на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?»
односложно нельзя. Дело в том, что эмоции
и чувства имеют не одну определенную
функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции
и чувства, как и все остальные психические
процессы, представляют собой отражение
реальной действительности, но только
в форме переживания. При этом понятия
«эмоции» и «чувства», которые «в быту»
часто используются как равноценные, на
самом деле обозначают различные психические
явления, которые, конечно, самым тесным
образом связаны между собой. И в эмоциях
и в чувствах отражаются потребности человека,
вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.
Искусство владеть собой - не
означает отказ от эмоций. Оно означает,
способность воспринимать реальности
с минимальными потерями на проекцию.
Это способность проводить границу между
тем, что было там и тогда и тем, что происходит
Это способность осознавать свои потребности
и задачи в условиях объективной реальности.
Данная способность развивается в процессе
узнавания себя, внутренней интеграции,
упорядочивания и принятия всей полноты
субъективного, эмоционального опыта.
Список литературы: