Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:01, контрольная работа
Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие об эмоциях и чувствах…………………………………………….4
2. Физиологические механизмы эмоций и чувств……………………………6
3. Выражение эмоций и чувств………………………………………………….7
4. Формы переживания эмоций и чувств…………………………………….. ..9
5. Основные классификации эмоций………………………………………….12
Выводы…………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие об эмоциях и чувствах…………………………………………….4
2. Физиологические механизмы эмоций и
чувств……………………………6
3. Выражение эмоций и чувств………………………………………………….7
4. Формы переживания эмоций и чувств……………………………………..
..9
5. Основные классификации эмоций………………………………………….12
Выводы………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Благодаря познавательным процессам осуществляется
отражение окружающей действительности.
При этом каждый из изученных процессов
вносит свой вклад: ощущения доставляют
информацию об отдельных свойствах и признаках
предметов и явлений, восприятия дают
их целостные образы, память хранит воспринятое,
мышление и фантазия перерабатывают этот
материал в мысли и новые образы. Благодаря
воле и активной деятельности, человек
осуществляет свои планы и т. д. Может,
легко было бы обойтись без радости и страдания,
удовольствия и досады, наконец, без любви
и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы
знаем, что вся наша познавательная и предметная
деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима
без эмоций, без чувств.
Недаром издавна возникло представление
о трехчленной структуре психической
жизни: ум, воля и чувство; о противоположности
ума и сердца -- «ум с сердцем не в ладу»
и т.д. При этом, как отмечали историки
психологии, наибольшее внимание всегда
уделялось изучению познавательных и
волевых процессов, тогда как исследование
эмоциональной жизни оставалось уделом
поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой
эмоций и чувств занимаются многие ученые
и целые научные коллективы. И одним из
главных вопросов остается -- зачем нужны
чувства? Иными словами, каковы их функции,
какую роль играют они в психической жизни
человека?
1. Понятие об эмоциях
и чувствах
Деятельность человека, его поведение
всегда вызывают эмоции и чувства -- положительное
или негативное отношение к ней. Отношение
к действительности отражается в мозгу
и переживается человеком в форме удовлетворения
или недовольства, радости, горя, гнева,
стыда. Такие переживания называют эмоциями
или чувствами.
Человеческие эмоции и чувства ярко выражают
духовные запросы и стремления человека,
его отношение к действительности. Эмоции
и чувства органически связаны между собой,
но по содержанию и форме переживания
они не тождественны.
Эмоция -- это общая активная форма переживания
организмом своей жизнедеятельности.
Различают простые и сложные эмоции. Переживания
удовольствия от пищи, бодрости, усталости,
боли -- это простые эмоции. Они свойственны
и людям, и животным Простые эмоции в человеческой
жизни превратились в сложные эмоции и
чувства. Характерным признаком сложных
эмоций является то, что они возникают
в результате осознания предмета, выпавшего
их, понимания их жизненного значения,
например переживания наслаждения при
восприятии музыки, пейзажа.
Чувства -- это специфически человеческие,
обобщенные переживания отношения к потребностям,
удовлетворение или неудовлетворение
которых вызывает положительные или негативные
эмоции -- радость, любовь, гордость или
горе, гнев, стыд и т.п.
Эмоции и чувства характеризуются: качеством
и полярностью, активностью и интенсивностью.
В чувстве проявляется отношение человека
к работе, событиям другим людям, к самому
себе. По качеству переживания отличают
одни эмоции и чувства от других, например
радость от гнева, стыда, возмущения, любви
и т.п.
Эмоциям и чувствам свойственна полярность.
Она проявляется в том, что каждая эмоция,
каждое чувство при разных обстоятельствах
могут проявляться противоположно: «радость
-- горе», «любовь -- ненависть», «симпатия
-- антипатия», «удовлетворение -- недовольство».
Полярные переживания представляют явно
выраженный позитивный или негативный
оттенок. Условия жизни и деятельности
вызывают чувства разного уровня активности.
Различают стенические эмоции и чувства
-- те, что усиливают активность, понуждают
к деятельности, и астенические -- те, которые
угнетают человека, ослабляют его активность,
демобилизуют.
В зависимости от индивидуальных особенностей
человека, его состояния и отношения к
ситуации, к вызывающим переживания предметам,
эмоции и чувства проявляются более или
менее интенсивно и бывают продолжительными
или кратковременными.
Характерной особенностью эмоций и чувств
является то, что они захватывают человека
целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию,
объединяя в целое все функции организма,
эмоции сигнализируют о полезных или вредных
влияниях на организм. Благодаря этому
эмоции имеют универсальное значение
для жизни организма.
Охватывая все разновидности переживаний
человека - от глубоко травмирующих страданий
к высоким формам радости и ощущения жизни,
-- эмоции могут стать положительным фактором
жизнедеятельности -- повышать активность
организма, и негативным -- угнетать все
его функции.
Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено,
в частное то, что эмоции, а именно продолжительные
негативные эмоции (страх, переживание
боли и т.п.), играют решающую роль в развитии
так называемых нейрогенных заболеваний
Максименко С.Д. Общая психология. -- М.,
2000. С. 269..
Природа эмоций и чувств органически связана
с потребностями. Потребность как нужда
в чем-то всегда сопровождается положительными
или негативными переживаниями в разнообразных
их вариациях. Характер переживаний обусловливается
отношением человека к потребностям и
обстоятельствам, которые способствуют
или не способствуют их удовлетворению.
Потребности человека и животных отличаются
по своему содержанию, интенсивности и
способам удовлетворения. Это обусловливает
отличие эмоций у людей и животных, даже
таких, которые свойственны как людям,
так и животным -- гнев, страх, радость,
грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным
образом изменились в процессе исторического
развития, они очеловечились, приобрели
своеобразные особенности.
У человека как общественного существа
возникли высшие, духовные потребности,
а с ними и высшие чувства -- моральные,
эстетические, познавательные, не свойственные
животным. Эмоции животных остались на
уровне инстинктивных форм жизнедеятельности.
Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно
только человеку.
Эмоции и чувства человека связаны с его
деятельностью: деятельность вызывает
разнообразные переживания отношения
к ней и ее результатам, а эмоции и чувства,
в свою очередь, стимулируют человека
к деятельности, воодушевляют его, становятся
внутренней движущей силой, его мотивами.
Чувства обогащают жизнь человека. Идеи
без чувств -- холодны, «светят, но не греют»,
лишены жизненности и энергии, не способны
перейти в дело. Убежденность без чувств
невозможна.
2. Физиологические
механизмы эмоций и чувств
Эмоции и чувства представляют собой сложную
реакцию организма, в которой участвуют
почти все отделы нервной системы. Природа
эмоций и чувств, как и всех других психических
процессов, является рефлекторной. Физиологическим
механизмом эмоций как таковых является
деятельность подкорковых нервных центров
-- гипоталамуса, лимбической системы,
ретикулярной формации. Но кора больших
полушарий головного мозга играет ведущую
роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя
функцию регуляции подкорковых процессов,
направляя их деятельность в соответствии
с осознанием человеком своих переживаний.
Между корой и подкорковыми центрами нервной
системы постоянно происходит взаимодействие.
Подкорка оказывает положительное влияние
на кору больших полушарий как источник
их силы, тонизирует кору мозга, посылая
к ней мощные потоки раздражения. Кора
регулирует возбуждения, идущие из подкорки,
и под ее действием одни из этих возбуждений
реализуются в деятельности и поведении,
а другие тормозятся в зависимости от
обстоятельств и состояний человека. Поддержка
или нарушения устойчивости нервных связей
вызывает разнообразные эмоции и чувства.
Одним из физиологических механизмов
чувств является динамические стереотипы,
системы временных нервных связей. Здесь
возникают чувство тяжести и легкости,
бодрости и усталости, удовлетворения
и обиды, радости, торжества и отчаяния
и т.п.
В возникновении и движении чувств большую
роль играет вторая сигнальная система
в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет
наши настроения, вызывает увлечения,
глубокие переживания. Лучшим показателем
этого являются чувства, вызываемые поэтическими
произведениями. Осознавая как ситуацию,
которая вызывает определенные чувства,
так и сами чувства, мы можем уменьшить
силу переживания, воздерживаясь или регулируя
их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее
эмоциональное и чувственное состояния
при этом сохраняются.
3. Выражение эмоций
и чувств
Переживания эмоциональных состояний
-- радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности
или боли, горя, страха, ненависти, презрения,
отвращения и т.п. -- всегда сопровождаются
соответствующими внешними или внутренними
выражениями.
Достаточно возникнуть эмоциональному
возбуждению, оно немедленно охватывает
весь организм. Внешние выражения эмоций
и чувств проявляются в движениях, позах,
в двигательной и вокальной мимике, интонациях
речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя
или висцеральная выраженность переживаний
ярко проявляется в сердцебиении, дыхании,
кровяном давлении, изменениях в эндокринных
железах, органах пищеварения и выделения.
Эти внутренние переживания бывают астеническими
или сте-ническими, то есть проявляются
через подавление или возбуждение.
Внешнее или экспрессивное выражение
эмоций и чувств заметно даже у младенцев.
Но у них оно еще мало дифференцировано.
С опытом, особенно с освоением ребенком
речи, экспрессивное выражение эмоций
и чувств приобретает разнообразные оттенки.
Богатство их настолько велико, что в языке
существуют около 5000--6000 слов, которыми
преимущественно передаются переживания.
С опытом и развитием речи ребенок постепенно
овладевает экспрессивными выражениями,
в какой-то степени задерживает их, но
это не значит, что этим тормозится эмоция.
Нейрофизиологи считают, что в таких случаях
угнетаются только те или иные периферийные
компоненты эмоций -- движения, мимика,
сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно
распространяется на другие, преимущественно
висцеральные компоненты Максименко С.Д.
Общая психология. -- М., 2000. С. 272.. Формирование
выдержки у детей положительно отражается
на их жизнедеятельности и отношениях
в коллективе.
С овладением экспрессивными способами
выражения эмоций и чувств формируются
способности воспринимать и понимать
разнообразные формы и оттенки выражения
переживаний, умения их опознавать.
Вместе с этим развивается умение пользоваться
экспрессивными способами выражения чувств
с целью оказывать влияние на других. Эта
способность необходима для артиста, а
особенно для педагога, который, распознав,
благодаря наблюдательности, внутренние
состояния и переживания, может руководить
ими, влиять на других с воспитательной
целью собственными экспрессивно выраженными
чувствами.
В зависимости от обстоятельств и состояния
человека, его подготовленности к переживаниям,
эмоции и чувства могут быть выражены
no-разному. Чувство страха, например, может
вызвать астеническую реакцию -- скованность,
шок, или же реакцию стеническую. Горе
может вызвать апатию, бездействие, растерянность
или соответствующие энергичные действия.
Формы и интенсивность выявления эмоций
и чувств в значительной степени зависят
от воспитанности, уровня культуры человека,
традиций и обычаев. Это особенно отражается
на выражении их внешними способами --
мимикой, движениями, жестами. Внутреннее
же их выражение (сердцебиение, дыхание,
действие эндокринной системы) происходит
относительно независимо от социальных
факторов.
4. Формы переживания
эмоций и чувств
Эмоциональные состояния и формы их выявления
детерминируются преимущественно социальными
факторами, но нельзя игнорировать в выяснении
их природы и некоторых врожденных особенностей
человека. Богатство эмоциональных состояний
проявляется в форме настроений, аффектов,
стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение -- это общее эмоциональное
состояние, которое своеобразно окрашивает
на определенное время деятельность человека,
характеризует его жизненный тонус.
Различают положительные настроения,
которые проявляются в бодром состоянии
и при высоком тонусе, и негативные, которые
угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение -- это такое общее эмоциональное
состояние, которое не направлено на что-то
конкретное. Причины настроений -- самые
разные: неподготовленность к деятельности,
страх перед ожидаемой неудачей, болезненные
состояния, приятные известия и т.п.
Мера податливости настроениям имеет
индивидуальный характер. Лица, которым
свойственно самообладание, устойчивы
к изменениям настроения, не падают духом
даже в тех случаях, когда для этого есть
основания, а, наоборот, борются с трудностями.
Малодушные люди быстро поддаются изменениям
настроения. Они нуждаются в поддержке
коллектива.
Аффекты -- это сильное, кратковременное
возбуждение, которое возникает внезапно,
настолько овладевает человеком, что он
теряет способность контролировать свои
действия и поступки. Примером аффекта
может быть неожиданное переживание --
большой радости, взрыв гнева, страх.
В состоянии аффекта происходит саморегуляция
действий человека, осуществляемая эндокринной
системой. В этом состоянии ослабляются
тормозные процессы коры больших полушарий
головного мозга.
Особенно резко проявляется аффективное
состояние при опьянении, так как тормозные
процессы в этом случае значительно ослабляются.
Аффекты вызываются неожиданными острыми
жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение,
зависит в какой-то степени от индивидуальных
особенностей человека -- его темперамента,
характера, воспитания.
Аффекты вызывают глубокие изменения
в психике, истощают ее. Человек, воспитавший
в себе способность контролировать себя,
владеть эмоциями, может контролировать
свои аффективные реакции.
Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект,
возникает в напряженных условиях жизни
и деятельности, в опасных ситуациях, которые
возникают неожиданно и нуждаются в немедленных
мероприятиях для их преодоления.
В стрессовом состоянии поведение человека
дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные
движения, нарушается речь, ошибки в переключении
внимания, в восприятии, памяти и мышлении,
проявляются эмоции, не адекватные ситуации.
Практика показывает, что дисциплинированность,
организованность и самообладание предотвращают
дезорганизацию поведения при стрессовых
условиях.
Фрустрация представляет собой эмоциональное
состояние, характерным признаком которого
является дезорганизация сознания и деятельности,
а человек оказывается в состоянии безнадежности,
утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет
разновидности фрустрации: агрессивность,
деятельность по инерции, депрессивные
состояния, для которых характерны переживания
горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.
Фрустрация возникает в результате конфликтов
человека с другими людьми, особенно в
коллективе, в котором он не получает поддержки,
сочувственного отношения. Негативная
социальная оценка личности, которая затрагивает
значимость человека, его отношения, угрожает
престижу, человеческому достоинству,
приводит в состояние фрустрации. Она
возникает у людей с повышенной возбудимостью,
с недостаточно развитыми тормозными
процессами, у невоспитанных, распущенных
детей.
Страсти -- сильные, стойкие, продолжительные
чувства, которые захватывают человека,
владеют им и проявляются в соединении
всех устремлений человека в одном направлении,
в сосредоточении его на одной цели.
Страсть -- существенная сила человека,
который энергично стремится к своей цели.
Она порождает неослабевающую энергию
в стремлении к цели. Страсть проявляется
в самых различных сферах человеческой
жизни и деятельности -- в работе, обучении,
науке, спорте, искусстве.
Страсть имеет избирательный характер
и проявляется не только в эмоциональной,
но и в познавательной, волевой сферах,
в форме настойчивости.
Страсти бывают положительные и негативные.
Положительные страсти -- увлечение работой,
обучением -- являются силой человека,
которая порождает большую энергию в деятельности,
способствует продуктивности работы.
5. Основные классификации
эмоций
Среди вопросов об эмоциях, которые легче
задать, чем ответить на них, есть, казалось
бы, самый естественный и как будто простой:
какие бывают эмоции, какие бывают чувства?
Трудности здесь возникают, прежде всего,
из-за огромного многообразия эмоциональных
явлений. Ведь их можно классифицировать
по-разному: по «знаку» (плюс -- минус) переживания
-- приятные -- неприятные; по характеру
потребности, которая лежит в основе переживания,
-- биологическая или духовная; по предмету,
по явлению окружающего мира, вызвавшему
эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность
человека -- активизируют или тормозят;
по степени выраженности -- от легкого
«нравится» до страстной любви и т. д. Но
есть и еще одна трудность, связанная с
необходимостью определить то или иное
эмоциональное переживание словесно.
Основоположник научной психологии Вильгельм
Вундт предложил характеризовать эмоции
по трем направлениям: 1) удовольствие
-- неудовольствие, 2) напряжение -- разряжение,
3) возбуждение -- торможение. Современный
американский исследователь эмоций К.
Изард считает ряд эмоций фундаментальными,
а все остальные -- производными. К фундаментальным
относятся: 1) интерес -- волнение; 2) радость;
3) удивление; 4) горе -- страдание; 5) гнев;
6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд;
10) вина. Из соединения фундаментальных
эмоций возникают, например, такие комплексные
эмоциональные состояния, как тревожность,
которая может сочетать в себе и страх,
и гнев, и вину, и интерес -- возбуждение.
К комплексным (сложным) эмоциональным
переживаниям относят также любовь и враждебность.
Какой бы список эмоций мы ни рассматривали,
всегда обнаруживается одна интересная
особенность: к любой положительной эмоции
-- эмоции, которая переживается нами как
приятная, можно подобрать соответствующую
или, может быть, лучше сказать противоположную
эмоцию, что и составляет так называемую
полярность чувств и эмоций.
Важно отметить, что люди могут весьма
существенно отличаться друг от друга
не только по характеру переживаемых эмоций,
по их силе, но и по способности сочувствовать,
сопереживать. Эта способность получила
название эмпатии. По словам американского
психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии
эмпатии означает воспринимать внутренний
мир другого точно, с сохранением эмоциональных
и смысловых оттенков. Как будто становишься
этим другим, но без потери ощущения "как
будто". Так, ощущаешь радость или боль
другого, как он их ощущает, и воспринимаешь
их причины, как он их воспринимает... Быть
эмпатичным трудно. Это означает быть
ответственным, активным, сильным и в то
же время -- тонким и чутким».
В эмоциональной сфере человека особое
место занимают высшие чувства.
Они представляют собой отражение отношения
к явлениям социальной действительности
и их переживания. По содержанию высшие
чувства подразделяют на моральные, эстетические,
интеллектуальные и практические.
Уровень духовного развития человека
зависит от степени развития этих чувств.
В высших чувствах ярко проявляются их
интеллектуальные, эмоциональные и волевые
компоненты.
Высшие чувства являются не только личными
переживаниями, но и средством воспитательного
влияния на других.
Моральные чувства -- это чувства, в которых
проявляется стойкое отношение человека
к событиям, к другим людям, к самому себе.
Их источник -- совместная жизнь людей,
их отношения, борьба за достижение значимых
целей.
Моральные чувства человека образовались
в результате общественно-исторической
жизни людей, в процессе их общения, и стали
важным способом оценки поступков и поведения,
регуляции отношений человека.
Эстетические чувства -- это чувства красоты
явлений природы, гармонии красок, звуков,
движений и форм. Гармоническое согласование
в предметах целого и частей, ритмов, консонанс,
симметрия вызывают чувство приятного,
наслаждение, которое глубоко переживается
и облагораживает душу. Эти чувства вызывают
произведения искусства. Не только в мышлении,
а и чувствами человек утверждает себя
в предметном мире.
Выводы
Итак, мы выяснили, что эмоции и чувства
имеют не одну определенную функцию, а
несколько. Прежде всего, эмоции и чувства,
как и все остальные психические процессы,
представляют собой отражение реальной
действительности, но только в форме переживания.
При этом понятия «эмоции» и «чувства»,
которые «в быту» часто используются как
равноценные, на самом деле обозначают
различные психические явления, которые,
конечно, самым тесным образом связаны
между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются
потребности человека, вернее, то, как
эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях отражается
жизненная значимость действующих на
человека явлений и ситуаций. Иначе говоря,
эмоции -- это отражение в форме пристрастного
переживания жизненного смысла явлений
и ситуаций. В общем, можно сказать, что
все способствующее или облегчающее удовлетворение
потребностей вызывает положительные
эмоциональные переживания, и, наоборот,
все, что этому препятствует, -- отрицательные.
Важное отличие чувств от эмоций заключается
в том, что чувства обладают относительной
устойчивостью и постоянством, а эмоции
возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется,
прежде всего, в том, что чувство переживается
и обнаруживается именно в конкретных
эмоциях. Так, чувство любви к близкому
человеку может переживаться в зависимости
от ситуации как эмоция радости за него,
удовольствия от общения, тревоги в случае,
если ему что-либо угрожает, досады, если
он не оправдал наших надежд, гордости
за его успехи, стыда в случае, если он
совершил что-либо недостойное, и т. д.
В структуру чувства входит не только
эмоция, непосредственное переживание,
но и более обобщенное отношение, связанное
со знанием, пониманием, понятием.
Одна из главных функций эмоций состоит
в том, что они помогают ориентироваться
в окружающей действительности, оценить
предметы и явления с точки зрения их желательности
или нежелательности, полезности или вредности.
По мнению советского психофизиолога
П.В. Симонова, эмоция возникает тогда,
когда появляется рассогласование между
тем, что необходимо знать и для того, чтобы
удовлетворить потребность (необходимая
информация), и тем, что на самом деле известно.
Тем не менее, многие явления эмоциональной
жизни никак в психологические формулу
не укладываются. И это не удивительно:
жизнь всегда богаче формул. Тем более,
эмоциональная!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т. 35.
2. Изарт К.Е. Эмоции человека. -- М., 1980.
3. Коломинский Я.Л. Человек: психология:
Книга для учащихся старших классов. --
М., Просвещение, 1986.
4. Максименко С.Д. Общая психология. -- М.,
2000.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
-- М., 1946.
6. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность
человека. Мотивационно-эмоциональные
аспекты. -- М., Наука, 1975.
7. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию:
эмоции и чувства. -- М., Логос, 2002.
8. Эмоции и чувства // http://psy.samara.ru/content.
1