Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоционального состояния. Высшие чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие об эмоциях и чувствах (реферат 1) !!!.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)
      1. Определение эмоций и чувств.

 

Когда вы наблюдаете восход  солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Они— одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» — отмечает      Ф. Энгельс. 

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек  проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. 

Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные  отношения, которые становятся предметом  чувств и эмоций. 

В эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим  поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. 

Эмоции и чувства —  это своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе. 

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. 

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление. 

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. 

Мир чувств и эмоций очень  сложен и многообразен. Тонкость его  организации и многогранность выражения  нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа  испытываемых чувств объясняется также  тем, что отношение к предметам  и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.

Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые  слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

 

1.2. Основные функции чувств и эмоций.

 

В современной психологии выделяют несколько основных функций  эмоций:

  • Сигнальная (информационная). Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.
  • Оценочная. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
  • Приспособительная. Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
  • Регуляторная. Возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая деятельность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.
  • Коммуникативная. Свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.
  • Стабилизирующая (защитная) эмоция является регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.
  • Мотивирующая. Эмоции, сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.

Также выделяют несколько  основных функций чувств:

- Мотивационная. Чувства мотивируют поведение.

- Сигнальная. Чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность.

- Оценочная. Чувства помогают определить значимость всего, что происходит.

- Функция синтезирующая основы образа. Отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований.

- Экспрессивная. Обеспечивает невербальную коммуникацию.

Любые качественно разнообразные  чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка и др.) могут рассматриваться  как положительные, отрицательные  или неопределенные (ориентировочные).

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает  в новой, незнакомой ситуации, при  отсутствии опыта в отношениях с  новым окружающим миром или при  знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при  изменении ситуации.

Необходимо выделить еще  одно специфическое свойство эмоций и чувств – их полярность. Полярность – это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость-грусть, любовь-ненависть, обаяние-отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают, сложны и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.

Чувства можно разделить  на три группы, в зависимости от предмета, на который они направлены:

  1. Нравственные или моральные чувства (патриотизм, долг, ответственность, гуманизм) – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними.
  2. Эстетические чувства (чувство прекрасного, отношение к природе) представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издевка, чувство трагического, драматического.
  3. Интеллектуальные чувства (любознательность, неуверенность, сомнения) связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи (А.И. Кравченко «Психология и педагогика» учебник).

Деление чувств на отдельные  виды является до некоторой степени  условным, так как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в слитном  комплексе, в различных сочетаниях, дополняя, обогащая и переходя друг в друга.

 

 

1.3. Основные качества эмоций и чувств.

 

 

  Протекание чувств характеризуется  динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека. 

Вслед за напряжением наступает  разрешение, переживаемое человеком  как облегчение, умиротворение или  полная обессиленность.

Любые качественно разнообразные  чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут  рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает  в новой, незнакомой ситуации, при  отсутствии опыта в отношениях с  новым окружающим миром или при  знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при  изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную  или отрицательную эмоцию или  чувство.

Необходимо выделить еще  одно специфическое свойство эмоций и чувств — их полярность. Полярность — это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство     противоречивых чувств (радость—грусть, любовь—ненависть, обаяние — отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают, сложны и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства. Находясь в Седлецкой тюрьме - Ф. Э. Дзержинский писал своей сестре: «...Я чувствую себя счастливым в страдании и хочу этим счастьем поделиться с тобой... Я думаю, о тебе и вместе с тобой люблю твоих детей и мучаюсь за них...».

 

 

1.4. Физиологические основы чувств и эмоций.

 

Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания  обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе.. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.

Ведущую роль в эмоциях  и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного  мозга человека. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

И. П. Павлов связывал происхождение  сложных чувств с деятельностью коры мозга. Поддержание или разрушение систем связей изменяет субъективное отношение к действительности. Он указывал, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей.

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность  или огорчение, бодрость или усталость  в зависимости от поддержания  или разрушения динамических стереотипов. Отрицательно окрашенные чувства возникают, если нарушается обычное соотношение  между процессами торможения и возбуждения. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных  связей. Благоприятные, привычные внешние  условия, хорошее состояние здоровья облегчают образование временных  связей и переживаются как положительные  состояния.

На протекание эмоций и  чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии  предметов, но могут быть вызваны  словами. Рассказ о пережитом  может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря  деятельности второй сигнальной системы  эмоции и чувства становятся осознанными  процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение  между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми  чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как  моральные, интеллектуальные, эстетические.

Информация о работе Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоционального состояния. Высшие чувства