Понятие о личностном росте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Личностный рост.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

 

При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:

ИНТРАПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:

 

Принятие  себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору", веру в себя и свои возможности, доверие  собственной природе, организму. Последнее  следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного "Я" (тем более – лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что "цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание".

 

Открытость  внутреннему опыту переживаний. "Опыт переживаний" – одно из центральных  понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса ("потока") субъективного переживания событий  внутреннего мира (включающих и отражение  событий мира внешнего). Чем более  сильная и зрелая личность – тем  более она свободна от искажающего  влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись  к ней как к достойной доверия и "жить настоящим".

 

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление  о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность  увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и  защит; адекватная и гибкая "Я"-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение "Я"-реального и "Я"-идеального – вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

 

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим  собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М.М.Бахтин, "не-алиби-в-бытии"). Это также означает "внутренний локус оценивания" – ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

 

Целостность. Важнейшее направление ЛР – усиление и расширение интегрированности  и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно –  целостности внутреннего мира и  самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала "младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся". Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, "Я"-реальным и "Я"-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

 

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий ЛР – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно "быть в процессе" – "скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель".

 

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ЛР:

 

Принятие  других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с "основополагающим доверием к человеческой природе" и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

 

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному  и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и  в особенности – других людей. Важнейший критерий ЛР – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

 

Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и "жить с другими в максимально возможной гармонии":

 

Творческая  адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и  открыто встречать жизненные  проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "творческую адаптацию к новизне конкретного  момента"  и "умение выразить и  использовать все потенциальные  внутренние возможности".

 

Естественно, изменения в каждом из этих направлений  ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном "личностном измерении" способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, – более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно – ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ..

 

 

Список литературы:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.
  2. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии
  3. Психологос.  Энциклопедия практической психологии
  4. Н.И.Козлов. Личностный рост

Информация о работе Понятие о личностном росте