Понятие о неврозе. Виды неврозов у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:44, реферат

Краткое описание

По данным ВОЗ, заболеваемость неврозами в мире за последние 65 лет возросла более чем в 20 раз. Данные эпидемиологических исследований неврозов свидетельствуют не только о большой медицинской, но и социально-экономической значимости этой проблемы: заболеваемость неврозами достигает

Содержание

Введение.
1. Понятие невроз и его определение.
2. Современное представление о неврозах.
3. Виды неврозов (рассмотрение относительно детей)
4. Критерии психического развития человека.

Вложенные файлы: 1 файл

клиничекая.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

                                                            План:

 

 

Введение.

 

1. Понятие невроз и его определение.                                 

2. Современное представление о неврозах. 

 

3. Виды неврозов (рассмотрение относительно детей)                                

4. Критерии психического развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение. 
 

   Одной из наиболее распространённых форм патологии нервной системы являются неврозы.                                               
 
   Термин «невроз» применяют для обозначения функциональных расстройств нервной системы — нарушений ВНД.                                               
 
   По данным ВОЗ, заболеваемость неврозами в мире за последние 65 лет возросла более чем в 20 раз. Данные эпидемиологических исследований неврозов свидетельствуют не только о большой медицинской, но и социально-экономической значимости этой проблемы: заболеваемость неврозами достигает 20—30%.                                     
 
Неврозы относят к «болезням цивилизации» и связывают широкую их распространённость с нарастающей урбанизацией населения, информационными перегрузками, уменьшением доли физического труда в жизни современного человека, воздействием на него неблагоприятных социально-бытовых факторов, многочисленных психотравмирующих ситуаций. 

1. Понятие невроз и его определение.                                 
 
 
  Невроз. Синонимами являются такие слова как психоневроз, невротическое расстройство. В клиническом аспекте невроз является психогенным состоянием и выступает либо как самостоятельная нозологическая форма, либо как преболезненное состояние (предболезнь, пограничное состояние), предшествующее различным соматическим и/или психическим заболеваниям. 
 
При неврозе может наблюдаться временное снижение умственной и физической работоспособности.  
 
Историческое развитие исследований болезни.                                             
 
Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Куплленом. Автор подчеркивал функциональную природу невроза и объединял этим понятием широкий круг страданий, зависящих от нарушения деятельности нервной системы и не сопровождающихся органической патологией каких-либо органов.                                                   
 
Исторически развитие учения о неврозах имеет три основных направления: биологическое, личностно-психологическое и бихевиористское. 
 
  • Биологическое направление учения о неврозах. Это направление исходит из доминирующей роли генетических расстройств, лежащих в основе неврозов. При этом недооценивается роль личностных и психологических особенностей человека в возникновении невроза. С данным подходом связан и так называемый «принцип негативной диагностики» неврозов. Он заключается в отнесении к неврозам тех расстройств нервной системы, при которых отсутствуют изменения, выявляемые методами, используемыми в клинической практике. 
 
• Личностно-психологическое направление учения о неврозах. Данное направление в учении о неврозах исходит из предпосылки о личностно-психологической детерминированности возникновения неврозов. Основной акцент делается на их психогенную природу (связанную со стрессами, конфликтными ситуациями, экстремальными состояниями), но при этом игнорируется роль соматических расстройств.  
Согласно личностно-психологической концепции, развитие неврозов определяется особенностями личности человека, его неспособностью разрешать различные психотравмирующие и конфликтные ситуации, а проявления неврозов выражаются в определённых эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройствах.                                                              
 
• Бихевиористское направление учения о неврозах. Представители этого направления рассматривают развитие невротических состояний на основе оценки особенностей поведения человека в различных жизненных ситуациях. 
 
Термин претерпел многочисленные рассмотрения и до сих пор не получил однозначного определения. 
 
2. Современное представление о неврозах.                                                
 
  В современных представлениях о неврозах указанные (и другие) тенденции смыкаются. Неврозы рассматриваются как существенная часть психогенных состояний и болезней. Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сфер психики. Это приводит как к функциональным нарушениям в ЦНС, так и к определённым микроструктурным изменениям в головном мозге (деструкции мембран шипикового аппарата дендритов, уменьшению количества рибосом в корковых нейронах, дегенерации отдельных клеток гиппокампа, локальному нарушению микроциркуляции и др.). 
 
  Определение невроза Павловым И. П.                                      
 
Фундаментальный вклад в понимание неврозов внесли работы Ивана Петровича Павлова и его учеников. Исследуя неврозы в эксперименте на животных, они сформировали ряд представлений об этой форме патологии нервной системы. Эти представления не утратили своего значения до настоящего времени и успешно используются не только в теоретических построениях, но и в клинической практике.                   
 
  И. П. Павлов в рамках своего физиологического учения определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Использование клинического термина «невроз» применительно не только к человеку, но и к животным в начале XX века вызвало множество споров. 
 
Различные психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть. 

 Теория «инфантильно-сексуальных комплексов» и развитие ее Зигмундом Фрейдом. 
 
  Потребности человека, его воспитание, жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы определяют "значимость", а в связи с этим и "патогенность" для человека той или иной информации, влияют на характер психической переработки, которой эта информация подвергается. Для возникновения болезни огромное значение имеют не только врожденные типологические свойства нервной системы, но и состояние ее к моменту действия психической травмы. 
 
  Широким признанием во многих западно-европейских странах, и особенно в США, пользуется теория "инфантильно-сексуальных комплексов".  
Зигмунд Фрейд считал, что согласно этой теории в раннем детском возрасте появляется ряд влечений, которые не кажутся ребенку недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер (влечение девочки к отцу, мальчика к матери) или аутоэротические влечения (мастурбация), гомосексуальные влечения. В процессе воспитания ребенок узнает о порочности, о запретности этих влечений и они вытесняются в "бессознательное" и подвергаются амнезии. 
 
В период взросления и в зрелом возрасте подавление "бессознательных" влечений приводит к неврозам, если это падает на благоприятную почву. Фрейд разработал схемы толкования "бессознательной" сексуальной символики, что часто является не только неправильным, но порой и только толкованием фактов. 
 
Некоторые ученые считают, что основную роль в патогенезе неврозов лежит дефицит родительской любви. По их мнению, это вызывает у ребенка "базальную тревогу" и влияет на последующее формирование личности. Большое значение придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения. Истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, просматриваются в межличностных отношениях родителей и детей и могут породить такие невротические состояния и проявления, как агрессивность, страхи, боязливость и т.д. 

 Краткий итог, подведенный учеными                                                   
 
  Ученые полагают, что в основе неврозов лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между ней и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию индивидуума.                             
  Общим механизмом неврозов, как показали исследования последнего времени, является нарушение деятельности церебральных структур, обеспечивающих адаптацию к ситуациям, препятствующим удовлетворению потребностей. Вследствие этого возникает неадекватное поведение, перенапряжение нервных процессов, стрессы с соответствующими эндокринными и вегетативными проявлениями. Нервные и гуморальные механизмы регуляции тесным образом взаимосвязаны. Каждый условнорефлекторный и безусловнорефлекторный акт сопровождается соответствующими гуморальными изменениями, т.е. при эмоциональных состояниях (тревога, страх и т.д.) происходит выброс адреналина, а при ярости и гневе - норадреналина. Увеличение адреналина или норадреналина в крови вызывает ряд соматических изменений в организме. За последние годы достигнуты большие успехи в области генетики и изучения биохимических основ памяти - факторов влияющих на процессы синтеза РНК в головном мозге, а также "стирание" следов воспринятого. Можно надеяться, что дальнейшие исследования позволят понять и механизм формирования вызванных психическими травмами стойких и глубоких следов памяти и найти пути их стирания.                                   
   Итак, неврозы - это одно из наиболее частых нервно-психических заболеваний. Они возникают чаще у женщин, чем у мужчин, возможно в связи с тем, что семейные и бытовые невзгоды для женщин обычно более значимы. Неврозы могут носить и массовый характер, когда возникает ситуация стресса в стране, регионе, городе.                                                                                 
 
В качестве факторов риска неврозов следует назвать физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, злоупотребление транквилизаторов и снотворных, а также наркотических веществ. 
 
   Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. 

  3. Виды неврозов (рассмотрение относительно детей)                                

 1. Невроз страха.                                                                      
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)  
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

 2. Невроз навязчивых состояний.                                               
Отличается преобладанием разнообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости. 
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыганье» носом, «хмыканье», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притопывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.  
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.                                                       
  3.Депрессивный невроз.                                                            
  Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница. 
4.Истерический невроз.                                                  
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз). 
  5.Неврастения (астенический невроз).                                                          
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям. 
  6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.                       
 
Системные невротические проявления.                                                        
7.Невротическое заикание.                                                                     
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др. 
8.Невротические тики.                                                          
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыканье», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом. 
 
  9.Невротические расстройства сна.                                                   
  У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений. 
   10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).                            
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи. 
11.Невротический энурез.                    
  Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также наследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.    
12.Невротический. Энкопрез.                                         
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в основном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез. 
13. Патологические привычные действия.          
  Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

 

  4. Критерии психического развития человека.

  Человек - сложная живая система, и ее жизнедеятельность осуществляется на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования: биологическом, психологическом и социальном. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. В данной работе мы рассмотрим здоровье, связанное с психологическим уровнем.

Психическое здоровье, по определению Всемирной организации  здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному  и эмоциональному развитию человека. 
 
  Проблема определения критериев нормы и аномалии психического здоровья человека является одной из самых сложных. Исторически сложилась ситуация, при которой критериями нормы выступают социально-культурные традиции.  
 
  Одно и то же психическое проявление, в зависимости от общепринятого понятия нормы, может считаться как нормальным, так и аномальным. 
 
  Современная наука определяет психическое здоровье посредством суммы медицинских и психологических критериев, а также социальных норм и ценностей. Пограничные состояния данного аспекта здоровья человека являются наиболее обширной и труднодиагностируемой группой психических проявлений.

  Психическое здоровье - это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия, соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни. 
Выделяют три уровня психического здоровья человека: 
 
- уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы); 
 
- уровень индивидуально - психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности); 
 
- уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).

 Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как: состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культура

ВОЗ сформулировала критерии психического здоровья:                       
 
- У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». 
 
- Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. 
 
- Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам. 
 
- Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.                           
 
- Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.                                    
 
- Способность планировать и реализовывать собственную жизнь. 
 
- Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.                                                         
 
  У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.                                                                
 
  Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:                                          
 
Эталонное здоровье (идеальное) - полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.                   
 
Среднестатистический уровень - состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития). 
 
   Конституциональный уровень - связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения. 
 
  Уровень акцентуаций - заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.                                       
 
  Предболезнь - наличие отдельных симптомов психического расстройства. 
   С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

   Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  1. причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  2. соответственную возврату человека зрелость чувства;
  3. постоянство места обитания;
  4. максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
  5. гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;
  6. соответствие реакций (как физических, так и психических), силе и частоте внешних раздражений;
  7. критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  8. адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
  9. чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  10. постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
  11. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  12. самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов;
  13. способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

 
  Среди критериев психического  здоровья личности особое значение  придается степени ее интегрированности,  гармоничности, консолидированности,  уравновешенности, а также таким  составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость, духовность и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности. 
 

 

                                                  

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

                                               Заключение.

  Таким образом, психическое здоровье - это интегральный продукт развития личности.  
 
Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств - гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует.                    
 
  Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей.                      
   Необходимо помнить, что среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности. И именно психическое здоровье позволяет нам чувствовать себя полноценными людьми. И чтобы жить в согласии с внешним миром и самим собой, почувствовать всю прелесть бытия, необходимо стремиться к самосовершенствованию, не останавливаться в своем развити

 

 

 

                                     

                                                 Список литературы:

    1. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П - Я); пер. с англ. /Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. - 560 с

    2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

    3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с

       4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. - С. 608

  5. Эриксон Э. Молодой Лютер: Психоаналитическое историческое исследование. - М., 1996. - С. 506


        6. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно - историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; - М: Смысл, - 2007. - 528с. - ISBN 978-5-7695-3062-

     7. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]/ - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

  1. Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. [Текст]/ - М.: Знание, 1991. - 255 с.Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. [Текст]/ - СПб.: Речь, 2002. - 256 с
  2. Терещенко Ю.В. Путь к самосовершенствованию: Практическое руководство по медитации и аутотренингу. [Текст]/ - Тула, 1990. - 112 с.
  3. Файдыш Е.А. Измененные состояния сознания. [Текст]/ - М.: ДЭОС, 1993. - 136 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. [Текст]/ - СПб., 1997. - С. 608

 


Информация о работе Понятие о неврозе. Виды неврозов у детей