Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 08:43, контрольная работа
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно.
В педагогике известны три
системы обучения:
1) индивидуальное обучение;
2) классно-урочная система;
3) лекционно-семинарская система.(индивидуально
- групповая)
При индивидуальном обучении каждый
ученик выполняет свое задание, и, даже
если учитель занимается с группой, работа
с каждым учеником ведется отдельно. Индивидуальное
обучение зародилось очень давно, и особенно
было распространено в средневековых
школах. Несмотря на ряд положительных
сторон (непосредственный контакт учителя
и учащихся, возможность при затруднениях
оказать ученику своевременную помощь),
эта система имеет существенные недостатки:
учитель тратит свое время и силы только
на одного ученика, на таких занятиях нет
коллектива учащихся, что снижает их воспитательное
значение.
Классно-урочная система,
возникшая в XVI в., явилась большим шагом
вперед. Стала более популярна в 17 веке.
Ввел Ян Амос Каменский.
Сущность классно-урочной системы заключается
в следующем:
1) учащиеся группируются в классы по возрасту
и уровню подготовки и выполняют общую
работу;
2) учебный курс расчленяется на разделы
и темы, которые, в свою очередь, делятся
на ряд равномерно и последовательно расположенных
частей, следующих одна за другой по определенному
расписанию урока.
Преимущества классно-урочной системы
обучения заключаются в ее экономичности,
в том, что она обеспечивает доступность,
последовательность, прочность обучения
и создает условия для формирования коллектива
учащихся. При классно-урочной системе
велика роль учителя, который является
организатором и руководителем учебно-воспитательного
процесса, его главной фигурой.
Недостатки. В данной системе повышается
нагрузка на учителя, учитель должен внедрять
дефферинцированный и идивидуально –
личностный подход. Должен уметь подразделять
на разные группы, должен дать так материал,
чтобы он соответствовал всем детям.
При лекционно-семинарной
- системе основными формами обучения
являются лекции и семинары. Характерно
также подразделение учебного процесса
на отдельные звенья и наличие специализированных
форм учебного процесса в каждом звене
(лекции, семинары, практические занятия,
коллоквиумы). При этой системе обучения
создаются различные учебные группировки:
потоки, группы, подгруппы. Кроме того,
могут вестись занятия с отдельными учащимися
по индивидуальному плану.
Лекционно-семинарская система
имеет свои недостатки и преимущества.
Недостатком является некоторая отдаленность
преподавателя от учащихся. В то же время
обеспечивается глубина, научность обучения,
лучшая техническая оснащенность, экономичность.
Эта система обучения характерна для вузов
и частично для старших классов средней
школы.
Лекционно-семинарская система
имеет следующие формы организации учебной
работы: лекции, практикумы, семинары,
консультации, факультативы.
Лекция - это развернутое
и организованное в доступную форму систематическое
изложение сущности той или иной проблемы
научного, социально-политического, нравственного
или идейно-эстетического содержания.
Логическим центром лекции является какое-либо
теоретическое обобщение, относящееся
к сфере научного сознания. Конкретные
факты, составляющие основу беседы или
рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией
или исходным, отправным моментом.
Убедительность доказательств и аргументов,
обоснованность и композиционная стройность,
живое и задушевное слово преподавателя
способствуют идейному и эмоциональному
воздействию лекций.
Это довольно сложная форма организации
учебной деятельности. Преподаватель
должен не только четко, в строгой логической
последовательности преподносить учебный
материал, но и поддерживать внимание
и мышление слушателей на достаточно высоком
уровне на протяжении всей лекции. С этой
целью, а также для улучшения восприятия
материала и его понимания в процессе
чтения лекции широко применяются различные
методические приемы: задаются вопросы
аудитории, демонстрируются рисунки и
таблицы, даются записи мелом на доске,
приводятся яркие факты и примеры, используются
жест и мимика, изменение интонации и силы
голоса и т.д.
Студенты особенно чутко откликаются
на яркий и самостоятельный стиль мышления
преподавателя, на его умение найти оригинальный,
неожиданный поворот темы, отделить факт
от мнения о факте, выразить свое личное
отношение к сообщаемому материалу. Широкое
развитие средств массовой информации
породило явление форсированной осведомленности
студентов о различных событиях и сторонах
современного мира. С этим, конечно, не
считаться нельзя. В то же время нетрудно
увидеть, что некоторым студентам полузнание
представляется действительным знанием.
Знания приобретают личностный смысл,
становятся не пассивной принадлежностью
умственного багажа, а принципом действия,
если они получены в результате критической
мыслительной работы, прошли испытание
на прочность в реальной жизни и деятельности.
В этом представляется действительным
знанием. Необходимо приучать студентов
выходить за пределы очевидного, совершать
переход от явления к сущности.
Знания приобретают личностный смысл,
становятся не пассивной принадлежностью
умственного багажа, а принципом действия,
если они получены в результате критической
мыслительной работы, прошли испытание
на прочность в реальной жизни и деятельности.
Семинары используются как форма творческого
обсуждения темы иди отдельных вопросов
по гуманитарным дисциплинам (литературе,
истории, обществоведению). Их целью является
расширение самостоятельной работы учащихся.
Для семинара учащиеся (2-3 человека) готовят
доклады, пользуясь дополнительной литературой.
Эти доклады обсуждаются на семинаре,
поэтому к нему готовятся все учащиеся,
и даже выделяются специально содокладчики,
оппоненты, которые должны дополнить,
оценить доклады, опровергнуть или поддержать
отдельные положения. Большое значение
на семинаре имеет вводное слово учителя
и подведение его итогов в заключительном
слове. Семинарская форма занятий применяется
в сочетании с другими формами организации
обучения.
Консультации проводятся
в специально отведенное время, в основном
перед сессией, со студентами, имеющими
по каким-либо причинам пробелы в знаниях
или желающие упорядочить их.
Целью практикумов является
выработка умений решать задачи теоретического
и производственного характера. В часы,
отведенные для практикумов, студенты
небольшими группами (3-5 человек) работают
в лабораториях или на практике, руководствуясь
инструкцией, которую дает им преподаватель.
Практикумы завершаются отчетом.
Основная задача
факультативных занятий-углубление знаний,
развитие способностей и разносторонних
интересов студентов. Факультативы устанавливает
школа или ВУЗ, а учащиеся в соответствии
со своими интересами и склонностями выбирают
их. Факультативы предполагают более углубленное
изучение отдельных учебных дисциплин
или таких, которых нет в учебном плане,
например основ этики, эстетики, отдельных
видов искусств, техники. Факультативные
занятия являются одним из средств дифференцированного
обучения.
Формы организации
обучения
Форма педагогическая -
устойчивая завершенная организация педагогического
процесса в единстве всех его компонентов.
Форма рассматривается как способ выражения
содержания, а следовательно, как его носитель.
Благодаря форме содержание обретает
внешний вид, становится приспособленным
к использованию (дополнительные занятия,
инструктаж, викторина, зачет, лекция,
диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание,
вечер, консультация, экзамен, линейка,
смотр, рейд и др.). Любая форма состоит
из одних и тех же компонентов: целей, принципов,
содержания, методов и средств обучения.
Все формы находятся в сложном взаимодействии.
В каждой из форм по-разному организуется
деятельность студентов. На основании
этого выделяют формы деятельности студентов:
индивидуальные, групповые и фронтальные
(коллективные, массовые). На наш взгляд,
профессиональнее рассматривать формы
организации обучения не по количеству
студентов, участвующих в образовательном
процессе, а по характеру связей между
ними в процессе познавательной деятельности.
Индивидуальная форма -
углубленная индивидуализация обучения,
когда каждому студенту дается самостоятельное
задание и предполагается высокий уровень
познавательной активности и самостоятельности
каждого студента. Данная форма целесообразна
при выполнении упражнений, решении задач
разных типов, программированном обучении,
углублении знаний и ликвидации в них
пробелов.
Названные формы организации учебной
деятельности студентов весьма ценны
и эффективны только во взаимосвязи.
Групповая форма - предусматривает разделение
группы студентов на подгруппы для выполнения
определенных одинаковых или различных
заданий: составление технологического
маршрута или изучение технологического
процесса, конструкция приспособления
или инструмента, выполнение лабораторных
и практических работ, решение задач и
упражнений.
Фронтальная форма - предполагает совместную деятельность
всей учебной группы: преподаватель ставит
для всех одинаковые задачи, излагает
программный материал, студенты работают
над одной проблемой. Преподаватель спрашивает
всех, беседует со всеми, контролирует
всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное
продвижение в учении.
Домашняя работа -логическое
продолжение аудиторных занятий по заданию
преподавателя с установленными сроками
исполнения. Дидактические цели: закрепление,
углубление, расширение и систематизация
знаний; формирование умений; самостоятельное
овладение новым программным материалом;
развитие самостоятельности мышления.
Различают домашние работы текущего и
опережающего характера.(закрепление
знаний, пройденных на уроке)
Экскурсия - организационная
форма обучения, позволяющая изучать различные
предметы, явления и процессы на основе
их наблюдения в естественных условиях,
устанавливать непосредственную и более
действенную связь обучения с жизнью,
развивать познавательные способности
студентов (внимание, восприятие, наблюдательность,
мышление, воображение), показать особенности
приобретаемой специальности. Бывают
вводные, текущие (информационные), заключительные.
(наблюдение явлений и предметов в естественных
условиях)
Практическая работа -
форма организации учебного процесса,
когда студенты по заданию и под руководством
преподавателя выполняют одну или несколько
практических работ. Дидактическая цель
- формирование у студентов профессиональных
и практических умений (пользоваться инструментами,
приборами, аппаратурой, , инструктивными
материалами, справочниками, , схемы, таблицы,
решать задачи и делать вычисления, определять
характеристики).
Факультативный курс -
дисциплина, изучаемая по их желанию в
целях расширения и углубления научно-теоретических
знаний по новейшим проблемам программного
материала, представляющим повышенный
интерес для учеников.(дисциплина, изучаемая
по желанию учеников, в целях расширения
и углубления знаний по определенному
предмету. Изучаются наиболее актуальные
темы)
Олимпиады предметные -
соревнования учеников на лучшее выполнение
определенных заданий в области учебной
дисциплины. Цель: выявление и развитие
способностей учеников.
А так же существую такие формы как: Курсовое
проектирование, зачет, экзамен, гос.экзамен,собеседование,
практимум, консультации, конференции
Урок - основная
педагогическая форма организации процесса
познания студентами мира, овладение опытом
жизнедеятельности. Это определенным
образом организованное общение преподавателя
и студентов, студентов между собой.
Типы уроков:
-комбинированный;
- урок сообщения новых знаний;
- урок-практикум;
- обобщающий;
- контрольный;
- урок внеклассного чтения;
- урок-экскурсия;
- урок формирования и закрепления умений
и навыков.
Сопутствующие формы организации обучения
позволяют школьникам глубже и разнообразнее
познать жизнь, развивать свои творческие
силы, духовно обогащаться, приобретая
дополнительную информацию, воспитывать
в себе деловые черты характера.
Информация о работе Понятие о памяти. Виды памяти. Приемы тренировки памяти