Понятие, природа и структура агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:34, лекция

Краткое описание

В наше время агрессией считается индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Агрессией не являются дорожно-транспортные происшествия, действия, совершаемые стоматологом в процессе лечения и причиняющие пациенту боль, а также случайные столкновения прохожих друг с другом на тротуарах и пешеходных дорожках.(Майерс)

Вложенные файлы: 1 файл

1.1 понятие и структура агрессии.docx

— 27.50 Кб (Скачать файл)
    1. Понятие, природа и структура агрессии

 В наше время агрессией  считается индивидуальное или  коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического  или психического вреда либо  даже на уничтожение другого  человека или группы. В качестве  объекта могут выступать и  неодушевленные предметы. Служит  формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Агрессией не являются дорожно-транспортные происшествия, действия, совершаемые стоматологом в процессе лечения и причиняющие пациенту боль, а также случайные столкновения прохожих друг с другом на тротуарах и пешеходных дорожках.(Майерс)

В педагогической, клинической  и пенитенциарной практике под агрессией  понимается преднамеренное причинение ущерба другому человеку, т.е. приближено к пикладному пониманию этого термина: «Агрессивное действие – это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психического вреда». Такая агрессия может контролироваться личностью, иа склонность к ней – снижаться благодаря социальным мерам и психолго-педагогической работе с населением.( платонова)

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как  устойчивая черта личности - агрессивность. Некоторые проявление агрессии и  аутоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (психопатия, паранойя, эпилепсия и пр). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, Идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности. Всему этому нужно учиться с самого раннего возраста

Агрессия принимает самые  разнообразные формы. П формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формыагрессивных действий:

  • Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные);
  • Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия  - скрытая агрессия);
  • Вербальная – физическая (словесное нападение – физическое нападение);
  • Прямые – косвенные (непосредственно направленное на объект – смещенные на другие бъекты);
  • Враждебные  - инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку – с иными целями);
  • Эго–синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными. Явными выражениями агрессивного поведения  считаются: злословие, повышение тона  и  громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение. Негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы, применение оружия. Скрытые формы  агрессивного поведения выражаются в уходе  от контактов, бездействии  с целью навредить кому-то, причинения вреда себе или самоубийство. (платонова)

Основные формы - агрессия реактивная, враждебная агрессия, агрессия инструментальная, вербальная агрессия, физическая агрессия, косвенная агрессия, прямая агрессия и аутоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».

АГРЕССИЯ РЕАКТИВНАЯ - Возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Здесь выделяются:

1) агрессия аффективная;

2) агрессия импульсивная;

3) агрессия экспрессивная.

Источником враждебной агрессии является гнев, и ее конечная цель — причинить вред.

АГРЕССИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ - Поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели.

АУТОАГРЕССИЯ (аутоагрессия) - Вид поведения агрессивного - агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, поведении суицидном (-> суицид).

АГРЕССИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ - Форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.

АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ - Поведение агрессивное, направленность коего против некоего лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается.

АГРЕССИЯ ПРЯМАЯ - Поведение агрессивное намеренного характера, цель коего не скрывается.

АГРЕССИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ - Поведение агрессивное с использование физической силы, направленное против другого субъекта или объекта. (С. Ю. Головин Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.))

Также еще можно сказать  о том, что Э. Фроммом агрессия была разделена на злокачественную и доброкачественную. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. Работники миллиции, военнослужащие во время боевых действий, а также ряд других специалистов прибегают к агрессивным действиям, имеющим целью выполнение профессионального и гражданского долга. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которых ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию ( фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции.

Злокачественную агрессию Э.Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Н описывает виды деструктивное в более широком социальном и культурном контексте, чем в большинстве современных монографий. Кроме мстительности и специфического характера, Э.Фромм выделяет экстатическую деструктивность, порождаемую некоторыми религиозными культами, идиолгическими движениями, а также оргиями, кторые растормаживают подавленные влечения. Последний вид агрессии приводит к служению идеалу разрушения и хронической ненависти.

Агрессивные действия могут  быть как произвольными, так и  непреднамеренными. Неприемлемое ненамеренное агрессивное поведение может  быть как случайным, так и слабо  осознаваемым. Так в состоянии  физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль и личность может совершить опасные агрессивные действия, не т давая себе полного отчета о происходящем. Отдельно следует упомянуть о патологической агрессии, которая может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. Иррациональные убеждения, внутреннего голоса, параноидальная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия – это все может выступать как патологический стимул к агрессии. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средств самозащиты, воплощение идеи мессианства, проявления героизма и т.д. Однако наличие диагностирование психической аномалии еще не является достоверным прогнозом совершения деструктивных актов. ( Платонова)

Агрессия может быть направлена:

  • На окружающих людей вне семьи (на врачей, педагогов, сверстников и  т.д.);
  • Только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сиблингов);
  • На животных;
  • На себя (свое тело или личность, н-р, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от  еды)
  • Внешние физические объекты (н-р, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества);
  • На символические или фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечение компьютерными играми агрессивного содержания).

Для работы  с агрессивным  поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на 2 группы:

  1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинения ущерба другому человеку).
  2. Социализированные формы агрессивного поведения(направляются, враждебностью, имеют свей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания жертве, так и использование  агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

Наиболее распространёнными  целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством, в  переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

  • Причинение боли жертве, ее страдания;
  • Месть за принесенное страдание
  • Причинение ущерба;
  • Доминирование, власть над другим человеком;
  • Получение материальных благ;
  • Аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
  • Самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
  • Защита  от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
  • Отстаивание автономии и свободы;
  • Завоевание авторитета в группе сверстников;
  • Удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
  • Привлечение внимания.

Растормаживают поведенческий  самоконтроль любые стимуляторы, а  также виды деятельности, вызывающие возбуждение на фоне измененного  состояния сознания. Это могут  быть препараты и деятельность, меняющие восприятие действительности и повышающие уровень активности.  Наиболее изученным  в данной группе является влияние  алкоголя на агрессивность. Сам по себе алкоголь не является причиной агрессии. Алкоголизация разрушает способность  к сложной интеллектуальной деятельности; вследствие этого человек не может  сформировать неагрессивный тип  реакции и прибегает к простейшему  ответу на угрозу – разрушению источника  опасности. Причем в состоянии опьянение  преувеличивается степень угрозы, резко  снижается способность учитывать  все параметры ситуации.

Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Отрицательные  эмоции вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Фрустрация может вызывать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев, и соответственно, два вида реагирования – бегство или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей и состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливее кажется поступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.

Наиболее сильной детерминантой агрессии является провокация. Обвинения, издевки, насмешки пробуждают интенсивный гнев. Люди обычно отвечают на атаку контратакой. Месть служит не только самозащите, но и является средством не уронить свое достоинство, особенно в глазах окружающих.

Особый вид агрессивных  действий представляет собой не вызванные  фрустрацией нападения на незнакомых и малознакомых людей. Начавших с намеренного оскорбления, диалог с потенциальной жертвой переходит в ссору, угрозы и может завершиться физической агрессией. Подобная динамика может специально провоцироваться подростками, которые развлекаются избиением объекта провокации. Чаще всего инициативное нападение осуществляется группой по отношению к лицам другой национальности, другого социального слоя, непохожим на агрессора.

Агрессия как следствие  причинения авторитету, власти так  же не является следствием враждебных эмоций по отношению к жертве. Даже в условиях минимальных полномочий ответственное лицо может стимулировать  многих люде на совершение аффесивных действий. Уровень ответственности за насилие резко снижается в ситуации подчинения. Другой фактор, ограждающий обществ от агрессии – следствия повиновения авторитету, - возложение личной ответственности за причиненный вред на исполнителя. Влияет также отношение сторонних наблюдателей. Их одобрение и поощрение усиливают агрессию, а осуждение - снижает.

Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа  и референтными группами. Сцены насилия в СМИ провоцируют агрессивность зрителя, если выглядит реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой афессии из фильма. Особенно сильное влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздраженной личности.

Раздражение и , как следствие, разрушительное поведение усиливается  в следствие таких физических характеристик, как теснота, жара, холод, духота, неприятные запахи, шум, вызывающие физический дискомфорт. Чем больше внимания человек придает неприятным условиям, чем сильнее желание избавиться от них, тем выше его раздраженность. Пи отвлечении на другие стимулы и занятия, несовместимые с агрессией гневливость не проявляется. Личность не склонная переживать чувство враждебности, на дискомфортные условия реагирует подавленностью и снижением агрессивности.

Таким образом, умеренно трудные  условия среды обычно вызывают раздражительность, а при усилении негативных воздействий  происходит снижение возбуждения, активности и агрессивности. В самые жаркие годы и месяцы совершается значительно больше насильственных преступлений, т.е. количество агрессивных преступлений существенно более связано с жарким климатом города по сравнению с холодными местностями, чем даже с безработицей, доходами, средним возрастом и обрвзованием.

Информация о работе Понятие, природа и структура агрессии