Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:50, контрольная работа
Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт.
- модификация поведения для
увеличения эффективности
- использование тренажеров для
отработки моделирования
- формирование потребности в
здоровом образе жизни как
средстве повышения
14. Для комплексной
профилактики профессиональной
патологии, укрепления
Рекомендации по профилактике стрессов руководителям и подчиненным Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
* Почаще задумывайтесь
над точностью оценки способнос
* Не пренебрегайте
«бюрократией», то есть четким
определением функций,
* Не раздражайтесь,
если работник отказывается от
полученного задания, лучше
* Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечали.)
* Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
* При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
* Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
* Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
* Если возникла необходимость
кого-то покритиковать, не
* Периодически задумывайтесь
о способах снятия уже
Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.
Одновременно в тех
же целях шаг навстречу
* Если вас не устраивают
условия и содержание труда,
заработная плата, возможности
продвижения по службе и
* Обсудите ваши проблемы
с коллегами, с руководством. Позаботьтесь
при этом, чтобы не выглядеть
обвинителем или жалующимся –
вы просто хотите решить
* Постарайтесь наладить
эффективные деловые отношения
с вашим руководителем,
* Если вы чувствуете,
что объем поручаемой вам
* Не стесняйтесь требовать
от руководства и коллег
* Если возникает
* При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха, Опыт свидетельствует, что двух 10 - 15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
* Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках – ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).
* Обязательно разряжайте
свои отрицательные эмоции, но
в общественно-приемлемых
* Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.
Среди подобных рекомендаций
по снижению уровня стрессов, формулируемых
современной управленческо-
Перечисленные выше рекомендации
по предупреждению стрессов в рабочих
группах поневоле носят достаточно
общий характер. Конкретная же стрессовая
ситуация всегда уникальна, поскольку
не в последнюю очередь
Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.
В каждой стране проблема стресса, возникающего от трудового перенапряжения, решается по-разному. В Японии, как известно, работники разминаются, нанося удары по резиновой кукле, изображающей хозяина фирмы. В Китае перед работой или во время обеденного перерыва сотни тысяч людей делают комплексы оздоровительного ушу и тадзицюань. В Индии, где я изучал медитативные и антистрессовые практики, применяемые в тамошних корпорациях, весьма популярна так называемая офисная йога, представляющая собой специальный комплекс упрощенных асан, которые можно делать, стоя, не снимая костюма. В Германии, родне аутотренинга по Шульцу, любят создавать на предприятиях кабинеты психической разгрузки.
К сожалению, в нашей стране работодатели, как правило, не уделяют особого внимания проблемам стресса на работе, прежде всего, из-за того, что они практически не знают (или не хотят знать) этой проблемы и меры профилактики, необходимые для сохранения здоровья, как наемных работников, так и собственного.
Стресс на работе является
важнейшим фактором, влияющим на высокий
уровень заболеваемости, прежде всего,
сердечнососудистыми и нервно-
Болезни сердечнососудистой системы являются основной причиной сверхвысокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Кроме того, стресс на работе приводит к нарушениям репродуктивного здоровья, и, как следствие этого, снижению рождаемости. Таким образом, нервное перенапряжение и стресс на работе влияют на развитие демографического кризиса в Украине.
Стресс на работе при крайне низком уровне гигиенической культуры населения способствуют распространенности злоупотребления алкоголем, что в свою очередь приводит к росту заболеваемости и травматизма, в том числе, на работе.
Повсеместное распространение стресса на работе приводит к снижению трудоспособности работников, и делают организацию экономически неэффективной.
Нервное перенапряжение и стресс на работе затрагивают все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, занятых на вредных и опасных работах и работников низкой квалификации.
В то же время проблеме нервного перенапряжения и стресса на работе в нашей стране не уделяют должного внимания ни государство, ни работодатели, ни профсоюзы.
Осознавая важность проблемы стресса на рабочем месте, хотелось бы предложить целый ряд мер для решения этой проблемы, и в частности:
1. Необходимо изучить международный опыт работы по предотвращению стресса на работе и ликвидации его негативных последствий.
2. Включить в:
- программы образования
подготовки работодателей и
- разделы “Охрана труда” коллективных договоров пунктов, касающихся профилактики стресса на работе и его негативных последствий.
3. Расследовать случаи
внезапной смерти на работе
от общих и сердечнососудистых
заболеваний для установления
причинно-следственных связей
4. Развивать среди
работодателей и работников
Мои предложения для предупреждения производственного стресса: создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углы комнаты или помещая спиной друг к другу тех, кто находится в отношениях антипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка среди детей сотрудников с их последующим обсуждением.