Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:38, реферат
Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблемасвободы выбора. В связисо свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. Реально профессиональный выбор,особенно вподростковомвозрасте,осуществляетсяне только каксобственное решение человека (далеко не все дажевзрослые люди готовы братьнасебя осознаннуюответственностьприпланированииперспектив своего развития), посколькуонещене готовв полноймереосознать все сторонывзрослых (психологов,педагогов,родителей,ав идеале – всего общества).Высшийуровень профориентации – профессиональноесамоопределение.
Введение 3
1. Понятие профессиональной ориентации 5
2. Факторы профессиональной ориентации 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16
талант, личностные особенности, склонности, знания. Важнейший элемент успеха в любом деле. Некоторые таланты остаются нереализованными именно потому, что они не были вовремя обнаружены. Профориентация позволяет составить полную «картину» индивидуальности для того, чтобы максимально раскрыть потенциал способностей в будущей деятельности.
профессии на рынке труда.
Первые два фактора («Хочу» и «Могу») мало доступны пониманию выпускника, т.к. относятся с внутренним. Помочь в осознании собственных желаний и способностей может процедура профориентации. Это комплексная диагностика особенностей личности, познавательных и творческих способностей, характеристик нервной системы, структуры интеллекта, которая проводится опытным психологом. После проведения исследования специалист составляет заключение с подробными рекомендациями по выбору будущего места учебы и работы (вид деятельности, оптимальный режим труда и отдыха).
Любой учитель средних и старших классов школы логикойсвоего положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащиеся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?».
Для того чтобы педагогмог помочь здесь ученику, он должен хотя бы обзорно представлять себе фактически складывающуюся (хотя юридически и не фиксированную) межведомственную систему работы по обеспечению профессионального самоопределения молодежи. Она схематически представлена нав виде пяти основных блоков (они пронумерованы), соединенных стрелками (они обозначают направление потоков осведомительной информации или информационных управляющих воздействий, влияний; это различение, полагаем, ясно из контекста).
Первый блок основной объект изучения и педагогического воздействия (рационального, научного управления).
К числу названных в первом блоке внутренних регуляторов поведения и деятельности (активности) подрастающего субъекта труда относятся знания о мире профессий (они составляют звено миропонимания и мироотношения, и их надо формировать, а не ждать, когда они, авось, «сами» И «свободно» возникнут). К этому блоку относятся эмоциональные отношения к разным сторонам мира труда, к людям труда. Важными
Схема 1 Общий вид основных составляющих системы руководства
профессиональным самоопределением молодежи
внутренними регуляторами активности являются «образ Я», самооценки личных качеств. Подобное же нужно сказать об интересах, склонностях, идеалах, способностях, помыслах, намерениях, познавательных и исполнительных умениях. Внутренние регуляторы деятельности и поведения подрастающего человека формируются под влиянием условий предметной и
социальной среды (важнейшие из них экономические, гигиенические, информационные, социально контактные указаныв первом блоке схемы). Не на все эти условия педагог может эффективно влиять, но иметь представление о них полезно.
Второй блок система функций по руководству профессиональным самоопределением развивающегося субъекта труда и соответствующих этим функциям структур. Это и педагоги с арсеналом их возможного влияния на учащихся. Стрелка, идущая от первого блока ко второму, указывает на
поток сведений о текущих состояниях предмета заботы и внимания педагога. Она напоминает, что прежде чем оказывать учащемуся помощь в самоопределении, оказывать на негокакое-то полезное, как кажется педагогу, влияние, надо разобратьсяв данной индивидуальной ситуации развития. Старая истина: «Не зная броду, не суйся в воду». Нет ничеголегче и нет в данном контексте ничего хуже, чем реализовать педагогические воздействия, опираясь лишь на огульное, абстрактное знание об объекте и на общие схемы решения педагогических задач («Знаем мы, как с вами всеми управляться!»).
Понятно, что «поток сведений», о коем идет речь, сам не возникает; его надо создать. Нужно применить методы педагогического, психологического изучения учащихся, и прежде всегометоды наблюдения, беседы, анализа истории личности.
Стрелка, идущая от второго блока к первому, соответствует
потоку влияний, воздействий практических работников, озабоченных вопросами профессионального самоопределения молодежи, на объекты их внимания и заботы. «Поток влияний» тоже возникает не сам собой, но как результат принятия разумных педагогических решений и мастерского применения всех доступных педагогу методов и средств его работы.
Отметим что отображенная на приведенной схеме система вовсе не обязательно сама собой функционирует хорошо. Некоторые звенья ее могут не работать или работать не согласованно и даже взаимно противоречиво.
Скажем, усилия педагогапо воспитанию уважения к систематическому производительному труду могут разрушаться под влиянием таких информационных потоков в обществе, как реклама образа жизни игроков «... Вы можете у нас выиграть миллион...», рантье «... Я жую, а за меня работаютудачно вложенные деньги...» и т. п. Что ж, жизнь есть борьба, и наше
дело не «ругаться», а вносить в неепосильную положительную лепту.14
В современном мире правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы, т.е. в 14 – 17 лет, он еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все за и против и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он сделает выбор зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в свое работе. Но по мимо того, от правильности выбора профессии молодым поколением, зависти не только его личная судьба, но и судьба страны. Чем более успешен человек в своей трудовой деятельности, тем более благополучна социальная обстановка в государстве, тем меньше затрат оно несет на профессиональную переподготовку, на повторное обучение, тем более снижен риск попадание такого человека в группу социального риска. Поэтому очень важно оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего профессионального пути. На что и нацелена профессиональная ориентация.
1ПряжниковаЕ.Ю., ПряжниковН.С. Профориентация, Москва, Издательский центр «Академия» 2007. С. 4.
2 Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1998. – С. 182.
3 См. там же. С. 64.
4Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2005. – С. 323.
5 Тарасюк О.А.
Профориентационная карта учащихся как
форма психологического сопровождения
в выборе профессии http://workdream.ru/index.php/
6Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2005. – С. 106.
7http://slovari.yandex.ru
8Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2005.– C. 29.
9Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2005. С. 46 – 47.
10См. там же. – С. 324.
11 Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1998. – С.101 – 102.
12Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2005. – С. 324.
13Боронова
Г.Х. Психология трудаhttp://be5.biz/ekonomika/
14Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.51-53
Информация о работе Понятие профессиональной ориентации. Факторы профессиональной ориентации