Понятие развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 10:46, реферат

Краткое описание

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Вложенные файлы: 1 файл

Возрастная психология.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – младший школьный возраст (7-13 лет) – подростковый (пубертатный) возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробном и внеутробным образом жизни.

Младенческий возраст – жизнь и деятельность ребёнка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого.

Ранний возраст – все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» Это относится к развитию мышления. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребёнок целиком поглощен предметом. К концу этого ребёнок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым.

Кризис 3 лет – представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали между ребёнком и взрослым. Эльзой Келер были выделены несколько важных симптомов:

- негативизм – это отрицательная  реакция, связанная с отношением  одного человека к другому  человеку.

- упрямство – реакция на своё собственное решение.

- строптивость – близка к  негативизму и упрямству, но имеет  специфические особенности. Это  протест против порядков, которые  существуют дома.

- своеволие – стремление к  эмансипации от взрослого.

- обесценивание взрослых.

- протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

- стремление к деспотизму –  ребёнок проявляет деспотическую  власть по отношению ко всему  окружающему.

Дошкольный возраст – первые ребёнок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

Кризис 7 лет -  основная симптоматика кризиса: 1 потеря непосредственности, 2 манерничание – ребёнок что-то из себя строи, скрывает. 3. – симптом «горькой конфеты» - ребёнку плохо, но он старается это не показывать.

Младший школьный возраст – возникает новая структура отношений: «ребёнок-взрослый», «ребёнок-учитель», «ребёнок - родители», «ребёнок–сверстники»

Подростковый возраст – характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще, как возраст полового созревания.

Кризис 17 лет – отмечается философская направленность мышления, в этом возрасте склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности.

 

3. Этапы периодизации

 

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения.

Проблема выделения  основной возрастной периодизации до сих пор остаётся актуальной, но так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психологического развития человека.

Известны 2 подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействие множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учётом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на 3 группы:

1- построена на основе внешнего  критерия, связанного с процессом  развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу.

2- основана на одном внутреннем  критерии, выбранном произвольно (пример: З.Фрейд построил периодизацию с учётом полового созревания. Он рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:

– оральный. От рождения до раннего детства;

– анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство;

– пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;

– латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;

– активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет)

В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:

–младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;

–раннее детство, 2-3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;

–дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;

–школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

–юношество, с 13 до 20 лет. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

–молодость, с 20 до 30 лет. Характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;

–зрелость, с 30 до 40 лет. Характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;

–старший взрослый возраст плюс старость. Характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием;

Проблема периодизации развития человеческой психики – крайне интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова, которая была разработана в 80-х гг. ХХ в.

В. И. Слободчиков изучал, что именно изменяется в процессе развития. Он предложил схему – «матрицу возраста», в которой каждая ступень – это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных):

1) оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;

2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;

3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет;

4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года;

5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.

В данной периодизации последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.

 

Заключение

 

Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения.

 

Список использованной литературы

 

1. Л.С.Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.

2. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон. Возрастная и педагогическая  психология. Просвещение, 1979. – 288 с.

3. И.С.Кон. Психология юношеского возраста-М.:Просвещение,1979 – 175 с.

4. Л.Ф. Обухова. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Издательство  Юрайт, 2010.- 460 с.

5. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. Возрастная и педагогическая психология. Просвещение, 1984. – 256 с.

6. М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. Возрастная психология. М Из-во Юрайт, 2010. 194 с.


Информация о работе Понятие развития