Понятие социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988). В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

Содержание

Введение. Понятие социализации. 3
Содержание процесса социализации 7
Ресоциализация 11
Социализация пожилых 11
Детство и юность 15
Психология социализации 17
Заключение 19
Используемая литература: 20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социальной психологии.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

Социолог Ирвин Розов (1974) считает, что социализацию американцев в пожилом возрасте нельзя признать эффективной. Он подчёркивает, что, в то время как другие этапы социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами, как конфирмация, церемония вручения диплома, свадьба и т.д., в пожилом возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо того чтобы воспринимать её как новый неповторимый этап жизни. Кроме того, на предыдущих этапах жизнь обычно приносит всё новые радости и блага – увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери. Вместо вступления в новые общественные группы пожилые люди становятся всё более одинокими – их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома.

Социализация  пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни ещё  и тем, что роли пожилых людей  чётко не определены. Вдова уже  больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение  вдовы и пенсионера даже нельзя считать  ролями, поскольку они мало связаны  с определёнными нормами или  идеалами.

 Не  имея чётко определённых ролей,  люди пожилого возраста стремятся  выглядеть молодыми в обществе, где высоко ценится энергия  молодости. Подлинная роль стариков  в этом обществе остаётся неясной.  Люди, значительная часть жизни  которых осталась позади, не пользуются  особым престижем или почётом.

Агенты  социализации

Институты, отдельные люди и группы, которые  способствуют социализации, называют агентами социализации. Далее представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на определенном этапе  жизненного пути.

Младенческие годы

В отличие  от низших млекопитающих, обладающих врожденными  навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в заботе других людей, которые их кормят, одевают и защищают от холода. Чтобы правильно развиваться, младенцам необходимо так же постоянно  чувствовать, что их любят, особенно в первые годы жизни.

Депривация. Исследования по депривации или отсутствии родительской заботы наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуждаются. Поведение детей, которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к обучению.

Анна  была незаконнорожденным ребенком, которого мать постоянно запирала в комнате  и оставляла одного. Хотя мать кормила  её, она редко купала и обнимала Анну и почти не разговаривала  с девочкой. Когда Анне было шесть  лет, её нашли посторонние люди; девочка  в этом возрасте не умела ходить. Её отправили в детский дом, а  в дальнейшем она училась в  специальной школе. Через четыре года девочка умерла – к этому  времени она научилась играть с мячом, одеваться и выполнять  простые задания, но во время еды  могла пользоваться только ложкой, а её речь была на уровне двухлетнего  ребенка.

Камала  была так называемым маугли. Её обнаружили английские миссионеры в Индии, когда  ей было восемь лет. Считалось, что родители бросили её, когда она была грудным  ребенком, и девочка выросла среди  волков. Может быть, на самом деле девочка вовсе не жила среди волков, но она страдала эмоциональной депривацией. Она ходила без одежды и ела  сырое мясо. Когда миссионеры нашли  её, девочка крайне враждебно относилась к другим людям. В дальнейшем в  течение восьми лет обучения в  школе миссионерства Камала сделала  большие успехи. Она научилась  пользоваться простым набором слов и выражать различные чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое  дружелюбие по отношению к другим детям, научилась носить одежду и  употреблять приготовленную пищу, она  так и не научилась читать и  поддерживать дружбу в течение какого-то времени.

Госпитализм. Приведенные примеры социальной изоляции свидетельствуют об огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения. Отсутствие такого общения становится причиной госпитализма – вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви. Спиц (1945) провел важное исследование госпитализма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание. Вторым – дом ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. В обоих детских учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное питание и медицинское обслуживание. Главное отличие связано с индивидуальной заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра и пять её помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая медсестра и три её помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком.

Сравнение детей из двух учреждений выявило  удивительные различия. С третьего месяца после рождения среди детей  в доме ребенка наблюдался высокий  уровень заболеваемости и смертности; они отставали в физическом и  умственном развитии. Дети, которые  жили в яслях, были значительно здоровее и активнее; они намного раньше начинали говорить. Спиц сделал вывод, что тесный контакт с взрослыми был основным фактором, способствовавшим лучшему здоровью и развитию детей в яслях.

Исследования  детенышей обезьян, проведенные  Херри Харлоу в Висконсинском университете, также подтверждают важность заботы и тепла со стороны взрослых особей на раннем этапе развития их детенышей. В исследовании Харлоу детеныши обезьян получили суррогатных мам («мам-заменителей» двух типов. Первой «мамой» была искусственная обезьяна, обшитая мягкой шерстяной тканью; вторая представляла собой проволочное сооружение, постоянно обеспечивающие детенышей молоком. Когда маленькие обезьянки были сыты, они все время прижимались к «мягкой маме», рядом с которой они ощущали тепло и чувствовали себя в безопасности. Обезьянки, которые имели дело только с «жесткой мамой», сделанной из проволоки, вырастали очень агрессивными и небрежно относились к своим собственным детенышам, иногда даже убивая их. Обезьяны, которых согревала «мама», обшитая шерстью, вырастали более отзывчивыми, внимательными и заботливыми по отношению к своему потомству.

У человеческих младенцев складываются более или  менее тесные отношения со взрослыми, которые о них заботятся, - это  родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. Эти  люди становятся основными агентами социализации в жизни ребенка. Целью  социализации в этот период является формирование у ребенка мотивации  на привязанность к другим людям, выражающейся в доверии, послушании и желании делать им приятное.

Детство и юность

 

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают  влиянии дополнительные агенты социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели в летних лагерях, врачи, дантисты, новые приходящие няни. В  это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Всё больший  упор делается на овладение мыслительными  и познавательными навыками; ребенок  учится употреблять буквы и числа, осваивает сложные системы правил. Когда дети достигают зрелости, главными агентами социализации могут стать  для них не родители, а сверстники.

Средства  массовой информации. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти также велико, как влияние родителей; этот факт вызывает удивление многих родителей. Телевидение является наиболее распространенным средством массовой информации. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часа в неделю. Средний выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений и 18 тыс. убийств). Единственное, что занимает еще больше времени в жизни ребенка, - это сон.

В какой  мере средства массовой информации влияют на изменение поведения? Некоторые  эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие  популярность: люди всегда выискивают, воспринимают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные  мысли. Другие считают, что средства массовой информации, включая передачи, транслирующие спортивные игры, оказывают  вредное влияние на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и  отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между  собой.

Школа. В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре – именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать козлов отпущения и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах.

Поскольку социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего  воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с  трудностями. Школа по сути своей  воспринимается как бездушное заведение  с казенной обстановкой и авторитарной властью, чуждое для ребенка, который  воспитывался дома. Когда в классе 30 или 40 учеников, учитель не мог  быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также приспособиться к  тому, что они становятся членами  большого коллектива, а не маленькой  группы из трёх-четырех ребят, играющих вместе.

Психология социализации

 

Каким образом  осуществляется социализация детей? Никто  не может дать исчерпывающий ответ  на этот вопрос, но анализ четырёх психологических  механизмов (имитации, идентификации, чувства стыда и вины) помогает объяснить сущность данного процесса.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

Как правило, образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и учителей или других людей, обладающих властью  или высоким статусом, если между  ними сложились теплые, эмоциональные  отношения. Дети также склонны копировать поведение взрослого, который наказывает их. Если учитель ставит девочку  в угол, придя домой, она может  запереть свою куклу  чулан.

Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Например, если ваша мама выбрала профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, вы можете последовать её примеру и тоже стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным.

Имитация  и идентификация – положительные механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Вы испытываете стыд, если вас застают «на месте преступления», когда вы без разрешения берете печенье из вазы; вы чувствуете себя подавленным и униженным. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании  самого себя, вне зависимости от других людей. Не важно, поймали вас  « на месте преступления» или  не поймали, вы чувствуете себя виноватым  в том, что стащили печенье, - это  значит, что вас мучает собственная  совесть.

Подобно имитации и идентификации, чувства  стыда и вины надолго западают в душу. Если маленькую девочку  наказали за то, что она играла «в доктора» с соседским мальчиком, то, возможно, когда она вырастет, секс для неё какое то время  будет связан с неясным чувством стыда и вины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными  ролями. При этом, старшее поколение  передаёт младшим свои знания, формирует  у них умения, необходимые для  самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая  преемственность культуры, включая  язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством  систематического взаимодействия с  другими людьми у индивида формируются  свои собственные убеждения, моральные  стандарты, привычки – всё то, что  создаёт уникальность личности. Таким  образом, социализация имеет две  функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности  исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно  была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых  поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История  человечества должна была бы начаться вновь.

Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (Леонтьев, 1981).

Используемая литература:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002
  2. Кон И.С. Ребёнок и Общество. М., 1988 Социология личности. М.,1967
  3. Психология юношеского возраста. М., 1979
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003
  5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2004

Информация о работе Понятие социализации