Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:19, доклад
Предмет исследования - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции.
Понятие социального познания
Актуальность темы обусловлена
тем, что процесс восприятия одним
человеком другого выступает как
обязательная составная часть общения
и условно может быть назван перцептивной
стороной общения.
Объектом исследования является взаимодействие
людей между собой посредством перцептивной
стороны общения.
Предмет исследования - социальная перцепция,
как социально-психологический аспект
взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры
и механизмов социальной перцепции.
На людей ежедневно наваливается бешеный поток информации как снаружи, так и в результате ее переработки. Поскольку человек - существо социальное, то и его познавательная деятельность должна рассматриваться в социальном контексте.
Познавая социальное окружение,
окружающий мир, индивид воспринимает,
объясняет и воспроизводит
Активизация проблем социального познания в настоящее время направлена на исследование и выяснение таких характеристик этого сложного феномена:
Анализируя психологические
особенности социального
Поэтому, учитывая тот факт , что реальный исторический процесс содержит наряду с периодами относительной социальной стабильности и этапы острой дестабилизации, следует рассмотреть вопрос о том, каким образом «ведет себя» человеческое познание именно в такие социально нестабильные времена.
Напомним, что социальная нестабильность - это не только быстрые и радикальные социальные преобразования, это скорее их несогласованность, отсутствие совпадения их в различных сферах социальной жизни и общества в целом.
Несомненно, названные дестабилизационные процессы, а также культурная специфика, национальный менталитет, условия исторического развития отдельной страны, имеет непосредственное отношение к тому, как будет происходить процесс социального познания.
Исходя из этого, сформулировать проблему можно следующим образом: в условиях социальной нестабильности модифицируется процесс социального познания, т.е. процесс конструирования образа социального мира и социальной реальности. При этом необходимо учитывать, что активность субъекта, который осуществляет реконструкцию и преобразование социального мира, является важным фактором в этом процессе.
В социальной психологии есть немало исследований, в которых обосновывается требование, связанное с повышением компетентности человека, который познает социальный мир в нестабильные периоды. В связи с этим высказывается мнение о чрезвычайной важности в повышении компетентности постоянной коммуникации человека с другими людьми, ведь именно в ходе такой коммуникации познание мира приобретает определенного смысла.
Обозначенная проблема - социальное познание в условиях социальной нестабильности - чрезвычайно актуальна для нашего общества, в котором является очевидным факт радикальных преобразований в экономике, политике, социальной жизни. Эти изменения трудно охватываются как наукой, так и обыденным сознанием.
С психологической точки
зрения ситуация представляется особенно
сложной, поскольку в предыдущий
период стабильность была официальной
идеологией, то есть весь уклад жизни
воспринимался, осмысливался и оценивался
как положительный. Наше время, которое
характеризуется плюрализмом
Какие особенности восприятия
отдельным индивидом
Можно назвать наиболее характерные:
Эти и другие проявления
восприятия людьми нестабильного социального
мира имеют очень серьезные
Среди наиболее больших социально-
Взлом стереотипов в массовом сознании происходит непросто и часто воспринимается отдельными группами людей как крушение идеалов, потеря смысла жизни. Новые стереотипы, которые зарождаются, приживаются трудно, противоречиво воспринимаются, а часто и отрицаются.
Относительно системы ценностей, то она характеризуется появлением нового набора востребованных обществом ценностных ориентаций, новой иерархией ценностей.
Потеря ориентиров относительно иерархии ценностей порождает прежде моральную неопределенность. В чем это проявляется?
Сегодня можно говорить о трех полюсах в оценке массовым сознанием самих ценностей с точки зрения морали:
Последняя позиция, хотя и
привлекательна, но в настоящее время
квалифицируется как
Проблема заключается в том, что для многих людей, для их сознания, в условиях нестабильного общества является чрезвычайно трудным делом определить, чему отдать предпочтение, какие ценности считать приоритетными, как сопоставить ценности рынка и общечеловеческие моральные ценности, такие как честность, порядочность.
В этнопсихологии подобная
ситуация обозначенная понятием «культурный
шок», который проявляется в
Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия, которая зависит от их индивидуальных особенностей:
Переводя ситуацию взаимодействия
разных культур в плоскость
Анализируя процесс
Поднимая проблему социального познания в нестабильном социальном мире, мы хотели заострить внимание на этом сложном процессе, не вызывая пессимистических настроений относительно его успешности или не успешности.
Во все времена процесс социального познания не был простым, человека всегда ожидало немало трудностей и препятствий на пути познания себя и других в социуме. В наше время, когда проблема приобрела чуть ли не крупнейший вес и актуальность, индивидам важно не утратить чувство реальности, найти творческое применение своим знаниям и умениям, адекватно оценить ситуацию и себя в ней.
Следует в этой связи вспомнить Б. Ананьева, который утверждал, что человек является субъектом трех основных социальных дальностей - труда, общения и познания. При этом психологическое познание, по мнению ученого, может осуществляться в трех основных формах: практического знания (например, в структуре педагогической и лечебной деятельности), художественного и научного познания личности.
Речь идет о том, что, осознавая себя субъектом, мыслит, индивид создает образ социальной реальности, органичной частью которой является и он сам, и такие как он. То есть индивид является не только субъектом, но и объектом познания, прежде всего - психологического.
Проблема познания социальных объектов в социальном контексте, прежде всего это восприятие и понимание людьми друг друга, часто обозначается термином «социальная перцепция» (от лат. Perceptio - восприятие, узнаваемый и socialis - общественный).
Это понятие было введено Дж. Брунером (1947 г.) для характеристики факта социальной обусловленности восприятия. Позже под социальной перцепцией исследователи стали понимать целостное восприятие субъектом социальных объектов, к которым относятся другие люди, группы, различные социальные сообщества.
В такой интерпретации это понятие закрепилось в социальной психологии. В частности, было доказано, что восприятие социальных объектов имеет специфические черты, которые качественно отличаются от восприятия предметов материального мира.
Прежде всего, отмечается, что социальный объект (тот, кого воспринимают), будь то отдельный индивид или группа людей, не является пассивным и равнодушным по отношению к субъекту восприятия, а пытается вызвать у него позитивное представление о себе. Также показано, что восприятие сопровождается смысловой и оценочнаой характеристикой объекта восприятия. Наконец, в восприятии социальных объектов имеет место единство познавательных компонентов с эмоциональными.