Понятие страх в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: выявить особенности страхов у детей.
Объект исследования: страхи у дошкольников.
Предмет исследования: особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста, характерны проявления таких видов страхов, как страх нападения, сказочных персонажей, смерти.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть понятие страха в психолого-педагогической литературе;
Определить генезис и структуру страха;
Установить, как развиваются страхи в старшем дошкольном возрасте;
Изучить особенности страхов в старшем дошкольном возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие из нас до сих пор вспоминают зловеще холодную темноту тёмного коридора, шорохи, звуки, скрипы... Детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.

В настоящее время на психологическое здоровье детей оказывают влияние множество факторов (социально-экономические, культурные, экологические и др.)

В последние годы, по данным специальных экспериментальных исследований, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и др.).

А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов.

Т.П. Симсон отмечает высокое значение фактора неожиданности для возникновения детских страхов. Она заявляет, что любое явление, если оно возникло неожиданно, может стать источником страха.

В.И. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти.

С.Холл утверждал, что ребёнок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах антропогенеза.

Г.С. Салливен считал, что страх рождается из ощущения угрозы физико-химическим потребностям, необходимым для поддержания жизни.

З.Фрейд называет проблему страха «узловым пунктом, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы», и «тайной, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь». Он приходит к выводу, что страх - продукт биологической и психической беспомощности ребенка.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. И в период  старшего дошкольного возраста, когда дети наиболее подвержены страхам, необходимо к ним относиться с пониманием,  пытаясь помочь преодолеть их страхи.

  Цель нашего исследования: выявить особенности страхов у детей.

  Объект исследования: страхи у дошкольников.

  Предмет исследования: особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: для детей старшего дошкольного возраста, характерны проявления таких видов страхов, как страх нападения, сказочных персонажей, смерти.

   В соответствии с объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие страха в психолого-педагогической литературе;
  2. Определить генезис и структуру страха;
  3. Установить, как развиваются страхи в старшем дошкольном возрасте;
  4. Изучить особенности страхов в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой является, концепция А.И. Захарова о развитии детских страхов.

Методики исследования:

    1. Диагностика наличия страхов,  А.И. Захарова.
    2. Проективная методики «мои страхи» А.И. Захарова.
    3. Диагностика количества страхов («страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой).

    В исследование  участвовали дошкольники старшей группы из МДОУ №68 г. Благовещенск. Выборка составили 20 детей (11 мальчиков и 9 девочек).

 

 

1 Понятие страх в психолого-педагогической литературе

 

Проблеме детских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов проблема страха занимает особое место. Разные исследователи

 подходят к определению страха со своей точки зрения.

По мнению А.И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [7, c.12].

Согласно 3. Фрейду, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях – фобией. Страхи часто являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей [20, с.112].

Д. Айке определяет страх как душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Страх - это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени сознает, что ему угрожает опасность [1, с.145].

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [2, c.71].

Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как аффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [14, c.165].

В.В. Зеньковский считает страх одной из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, меняется выражение страха, и его влияние на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх, как известная форма оценки, как тип отношения к миру и людям, остается всегда в нас. По мнению автора, если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его [9, с.78].

В.В. Ковалев отмечает, что страх - это чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражено - от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса [13, с.56].

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [17, c.102].

Согласно Е. Степановой, страхи - это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например, при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты [19, с.34]

  И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» []

О.М. Дьяченко говорит, что страх - психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т.д.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.). Существуют различные формы страхов: испуг, боязнь и т.д. [6, с.23].

Таким образом, мы видим, что определение страха авторы трактуют по- разному, но есть и общие моменты, такие как эмоциональное состояние, переживание, внутренняя напряжённость. Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать наиболее общее, страх- это эмоциональное состояние, возникающее в условиях опасности и характеризующиеся физиологическими изменениями в организме (повышение давления, потливость, учащение сердцебиения и др.).

 

2 Генезис и структура страха

 

В научно-методической литературе выделяются социально-культурные и психологические предпосылки развития страха. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Кощей бессмертный — это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов [8, с.23].

А. И. Захаров считает, что процесс приобретения страхов связан с действием трех факторов:

1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит  в этот мир с определенным  набором диспозиций или базисных  черт личности, называемым «темпераментом». Обусловленные темпераментом стили  реагирования индивидуума являются довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.

2. Опыт. Непосредственное  столкновение с негативными событиями  может привести к развитию  страха по механизму классического  обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.

3. Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом  детского воображения, особенно  когда в него включаются ложные  представления и ошибочные рассуждения [7, c.62].

Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах — это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте.

 По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофиз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. Тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких людей. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей над ним тревоги. Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь высокий, запредельный уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [7, c.43].

В отличие от страха, тревога - это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

Тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.

Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги ( А.М. Прихожан) [16, c.89].

В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет — страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [8, с.31].

Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [7, c.139].

Продолжающийся процесс урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. К тому же из-за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома [7,с.158].

Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

Страх, как внутреннее чувство, имеет сложную структуру. Это и переживание, и эмоциональное выражение этого переживания, свой рисунок тела, особое восприятие происходящего и особый алгоритм внутреннего поведения. Естественно, особое функциональное состояние всего организма.

Информация о работе Понятие страх в психолого-педагогической литературе