Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:48, контрольная работа
Актуальность темы: трудные жизненные ситуации обосновываются тем, что проблема психологического и психического здоровья населения является центральной в разработке научных основ практической психологии и деятельности психологической службы. Трудные жизненные ситуации – явления социальные, порождаемые самой природой общественной жизни. В самом общем виде их можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.
Следствие трудных ситуаций - разрушение базовой потребности человека - потребности в безопасности. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя, потере перспективы - и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.
Введение
Глава 1Суицид как форма девиантного поведения.
1.1 Понятие суицида.
1.2. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение.
Глава 2Внутриличностные конфликт и суицидальное поведение.
2.1 Структура внутриличностных конфликтов.
2.2 Общие черты и особенности суицидального поведения.
2.3.Взаимосвязь внутриличностных конфликтов и суицидального поведения.
Глава 3.Причины суицидального поведения.
3.1 Мотивы суицидов.
3.2 Религия и культура, как факторы влияющие на уровень самоубийств.
3.3 Социально – психологическаядезадаптация личности.
Глава 4. Возрастные группы суицидального риска.
4.1 Старшее поколение.
4.2 Поколение среднего возраста
4.3 Подростковый суицид.
Заключение
Список используемой литературы.
Такой анализ при попадании человека в замкнутый круг отрицательных эмоций позволяет уменьшить возможность возникновения подобных ситуаций в дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет преодолевать такие состояния, как растерянность, уныние, разочарованность, тоска.
4. Возрастные группы суицидального риска.
4.1 Старшее поколение.
Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая самоубийств, за: исключением лишь некоторых стран, медленно нарастает у слабого пола и резко взмывает вверх к концу жизни у мужчин. Это легко объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции «социально активной старости». Даже, несмотря на негативные установки церкви, старикам иногда представлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - недаром существование ядовитых трав рассматривалось, как доказательство доброты Провидения - они давали возможность старикам умереть быстро и безболезненно. Но с другой стороны, люди, которые смогли полностью сказать старости «да» и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной Войны. Старость не стремиться к бурным переменам, и консерватизм стариков давно уже стал притчей в языцех и потому перемены в обществе не все/да прибавляют им дополнительные дозы положительных эмоций. Тем более что многие из стариков, не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у благотворного для старость тепла семейного очага, становиться понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска.
4.2 Поколение среднего возраста.
Поколение среднего возраста, включая большинство трудоспособного населения «кому за 30», оказалось в не менее неоднозначной ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно многие из «среднего» поколения получили, наконец, возможность реализовать свои идеи, замыслы и творческий потенциал или просто возможность хорошо работать. Однако работа некоторых, а может и большинства, еще совсем далека не то чтобы от идеала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, а иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту: или это очень слабая профессиональная подготовка, или нежелание и неумение изменять стиль и методы своей работы, или неумение координировать свою деятельность с другими людьми и целый ряд других причин, неизменно ведущих человека, не удовлетворяющего новым изменившимся условиям работы в разряд «социально незащищенных». А вследствие этого они обязательно получат большую порцию стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с руководством и коллегами и др.
С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых, естественно, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым темпом, а во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов.
Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.
С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, которое повышает вероятность суицидальных намерений.
Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни, и одиночество могут служить побудительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.
И все же отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало), чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.
4.3 Подростковый суицид.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки су иди, да у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в возрасте 15-19 лет) не спасают от уменьшения риска суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения не значимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Притом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят «ситуативные самоубийства» - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих «свободомыслящих» детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые, являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораздо больше потенциальных возможностей использовать свои преимущества, связанные с тенденциями изменения общества.
Заключение.
Психиатры говорят «суицид», находя соответствующую рубрику в классификации и переводя это действие в сферу чистой объективности, которая скрывает пропасть. Литераторы называют это «добровольный уход из жизни» и каждый раз, наивно предполагая, что это и есть высшая человеческая возможность, рисуют это действие в розовом свете, который тоже обманывает.
Только слово «самоубийство» непреклонно требует высказать одновременно и объективность голого факта, и весь ужас этого вопроса: «само» выражает свободу, которая уничтожает существование этой свободы, (в то время как «свободная» говорит слишком мало, как будто подразумевается, что само отношение там преодолено), а слово «убийство» отражает насильственное действие (в то время как «смерть» - пассивное исчезновение).
Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.
В социологии эта проблема изучается как социальная патология. Особенно отчетливо это можно проследить на примере творчества Э. Дюркгейма. В социологическом этюде «Самоубийство» общие основания методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся «вне» индивида. Сами же социальные факты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые обладают свойствами вещи постольку, поскольку осуществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения, и управляют ими. «Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название «Социальных».
Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.
Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия. Но когда уходят из жизни гениальные люди, олицетворяющие эпоху, это трагедия и всего общества в целом. Да, хотя среди самоубийц много людей опустившихся, подверженных алкоголю и наркомании, просто психически больных, но в первую очередь от нас уходят люди порядочные, с сохранившимся чувством чести, долга, собственного достоинства. Можно ли что-то сделать, чтобы как-то удержать человека у последней черты? Можно. Изменить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разговоров о равных возможностях для каждого к созданию реальных условий, эти возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек чувствовал себя защищенным.
Список литературы:
1. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологи - Баку, 1987- 66с.
2. Горин К Самоубийство убийство?: Газета «Аргументы и факты» - 1996, №17
3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001.
4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.
5. Красненкова И.П. Качество
веры как решающий аргумент
в решении проблемы
6. Сладков Л.С. Плюс минус жизнь.- М.: Мол.гвардия, 1990
7. Смирнов Н. Познай себя - М.: Прогресс, 1991
8. http://kosilova.textdriven.com Отрывок из книги: К. Ясперс. «Философия».с.552-564
9. МерлинВ. С. Личность и общество. — Пермь, 1990. Психологическиеконфликты как форма развитияличности.
10. Амбрумова, А.Г. Мотивы самоубийства
/ А.Г. Амбрумова // Социс, 1987. - № 6. – С. 12-15.
11. Амбрумова, А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон
Л.Л. Социально – психологическая дезадаптация
личности и профилактика суицида / А.Г.
Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон
// Вопросы психологии, 1981. - № 4. – С.23-27.
13. Василюк, Ф.Е. Психология переживания
(анализ преодоления критических ситуаций)
/ Ф.Е. Василюк. – М., 1984. – 200 с.
11. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологи - Баку, 1987- 66с.
2. 2 МерлинВ. С. Личность и общество. — Пермь, 1990. Психологическиеконфликты как форма развитияличности.
33 Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001.
44 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.
55 Амбрумова, А.Г. Мотивы самоубийства
/ А.Г. Амбрумова // Социс, 1987. - № 6. – С. 12-15.
6. 6 Красненкова И.П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // «Идея смерти в российском менталитете». -- СПб: Изд-во «Русский гуманитарный христианский институт», 1999г.