Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:58, реферат
Основные задачи, которые хотелось бы раскрыть в реферате:
1. Установить понятие термина способности личности.
2. Выявить уровни способностей.
3. Доказать врожденность и возможности формирования способностей личности или как они развиваются.и личности, их формирование, проблемы.
1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Понятие термина способности личности …………………………………...4
3. Уровни способностей ………………………………………………………...6
4. Врожденность способностей ………………………………………………..10
5. Возможности формирования способностей ……………………………….11
6. Виды и структура способностей …………………………………………....13
7. История исследований способностей ……………………………………...15
8. Проблематика исследования способностей ……………………………….16
9. Общие и специальные способности ……………………………………….17
10. Заключение ………………………………………………………………...19
11. Список используемой литературы ……………………………………….21
Возможности формирования способностей
1. К не менее точным,
но достаточно впечатляющим
2. Влияние условий среды
на формирование способностей. Показательно
исследование, проведенное Ю. Б.
Гиппенрейтер и О. В.
3. Значение условий воспитания
и формирования способностей. Так,
было выращено отобранное
4. Психологические факторы развития способностей:
- для развития познавательных
способностей детей должно
- возникают специфические
интеллектуальные эмоции: эмоции
догадки, сомнения и
- для ребенка чрезвычайно важно общение со взрослым в форме диалога, дискуссий, совместных наблюдений и экспериментов;
- взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним;
- познавательная и
Итак, вопрос о происхождении способностей, а так же о становлении и развитии способностей остается открытым. С одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но то, на сколько проявятся эти задатки, зависит от условия индивидуального развития человека.
Становление развития способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу запечатления. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в 2 – 3 года у детей развивается устная речь, в 5 – 7 лет ребенок готов к овладению чтением и т. д. Психологи делают вывод о том, что именно эти периоды благоприятны для овладения особыми видами деятельности. Если какая – то функция не получает своего развития в благоприятный период, в дальнейшем ее развитие будет затруднено.
В психологии исследован еще один фактор: неотъемлемой компонентной способностей является повышенная мотивация. Именно повышенная мотивация к учебе обеспечивает интенсивно и одновременно организующаяся деятельность, необходимая для развития способностей. В этом отношении очень яркий материал дает изучение одаренных детей.6
Виды и структура способностей
В отечественной психологии в изучении способностей выделятся два крупных направления:
- личностно-деятельностный
подход (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий,
- функционально-генетический
подход (Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес,
В.Д. Шадриков), в рамках которого
анализ способностей
Вопрос о классификации способностей человека довольно сложен из-за их разнообразия. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Принципами ее построения являлись:
- различия в основных видах деятельности;
- различия, связанные с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности;
- операциональные определения,
основанные на применении
Способности можно квалифицировать на:
1. природные или естественные
способности, в основе своей
биологически обусловленные,
2. специфические человеческие
способности, имеющие
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движения рук т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно – лингвистические, художественно – творческие, спортивные и т.д.).
б) теоритические, определяющие склонность человека к абстрактно – логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к корректно – практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом.
г) способности к общению, взаимодействие людьми и предметно – деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
История исследований способностей
Проблема способностей постоянно
ставится перед человеком жизнью.
Она всегда была для него столь
же важна, сколь и актуальна. Сложность
изучения способностей связана с
тем, что способности не даны человеку
непосредственно в его
Понятие о способностях развивалось,
как и многие другие категории
психологии сначала в русле философского
рассмотрения. Лишь во второй половине
Х1Х в. развертываются эмпирические
исследования способностей. «Отцом-основателем»
психологии способностей можно считать
Френсиса Гальтона. Он создал эмпирический
подход к решению проблем
Проблематика исследования способностей
Первая проблема касается особенностей развития способностей и факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса о соотношении наследственности и среды, как основных детерминант развития способностей.
Вторая проблема связана
с выявлений взаимосвязи межу
специальными и общими способностями.
С ней теснейшим образом
Четвертой важнейшей проблемой психологии общих способностей является проблема взаимосвязи способности и деятельности человека.
Конечно, современная психология способностей не ограничивается только этими проблемами. Активно исследуется вопрос взаимного влияния способностей и личности, изучаются гендерные проблемы способностей и др.7
Общие и специальные способности.
Чаще всего, в отечественной
психологии способности подразделяют
на общие и специальные
Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф. Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н. Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью.
Специальные способности
являются условиями,
В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:
1. интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;
2. обучаемость, как способность к приобретению знаний;
3. креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.
Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект - основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта:
1) способность к обучению;
2) способность к оперированию символами;
3) способность к активному
овладению закономерностями
Интеллект не только отражает
разные связи и отношения между
предметами и явлениями, но и дает
возможность творчески
Заключение
Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.
Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.
Объясняют феномен
способности обычно на
1) способности сводятся
к всевозможным психическим
2) способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности,
3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
По последнему
пункту надо сделать небольшое
пояснение. Действительно,