Понятие управления в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Современное управление призвано продуктивно воздействовать в гуманистических целях на материальную и духовную сферы общественной жизни в масштабах общества, региона, социальной группы. Добиться этого невозможно, опираясь только на знания технологических, экономических и организационных законов общественной жизни. Следует использовать также законы, относящиеся к функционированию социальной структуры на всех уровнях общественной жизни, к происходящим на них идеологическим процессам, образованиям правового и нравственного порядка. Особое место при этом принадлежит познанию и использованию в управлении социально-психологических закономерностей.

Содержание

Ведение.
Понятие управления в социальной психологии.
Структура социальной системы управления.
4. Содержание процесса управления.
5. Научная организация управления.
6. Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)
МИФИ
Реферат
Предмет: социальная психология
 
Тема: Понятие управления в социальной психологии.
 

 
 
2011

 

Преподователь:

Студент:  

Содержание.

  1. Ведение.
  1. Понятие управления в социальной психологии.
  1. Структура социальной системы управления.

4. Содержание процесса управления.

 

5. Научная  организация управления.

6. Заключение

Список  литературы.

  1. Введение.

     Научное управление — это всегда целенаправленная деятельность людей и государства по оптимизации объективных и. субъективных условий общественной жизни, при наличии которых осуществляется планомерный процесс повышения уровня материального и духовного состояния людей.

     Социально-психологические  явления и процессы должны не только изучаться. Ими можно и нужно управлять. Их можно регулировать.

     Эффективное управление общественными процессами, их правильное регулирование предполагает всестороннее научное изучение их причинно-следственных связей, механизмов функционирования и следующее воздействие на их субъекты и объективные условия, в которых они развиваются.

     Современное управление призвано продуктивно воздействовать в гуманистических целях на материальную и духовную сферы общественной жизни в масштабах общества, региона, социальной группы. Добиться этого невозможно, опираясь только на знания технологических, экономических и организационных законов общественной жизни. Следует использовать также законы, относящиеся к функционированию социальной структуры на всех уровнях общественной жизни, к происходящим на них идеологическим процессам, образованиям правового и нравственного порядка. Особое место при этом принадлежит познанию и использованию в управлении социально-психологических закономерностей.

 

  1. Понятие управления в социальной психологии.
 

  Психология  управления — одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей общение и взаимодействие людей в различных социальных структурах.

     Разработкой проблемы управления занимаются различные  отрасли знаний: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Однако общая теория управления начала разрабатываться  в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика (от греч. kybernetike —  искусство управления) — наука  об управлении, связи и переработке  информации в биологических, технических  и комплексных (человеко-машинных) системах.

     Процессы  управления имеют место там, где  осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

     Управление — комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития,

     Управление  осуществляется по общим законам  во всех сложных динамических системах управления (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации. Научная организация управления требует применения исследователем и руководителем системного анализа ситуации, построения (в виде умственных представлений или материализованных схем, планов) модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построения  профессиограмм) и поведения личности (психограмм людей).

     Управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет свои специфические особенности, выражающиеся в том, что используются гибкость человеческого ума, разнообразные  знания людей, своеобразие их памяти и волевых качеств, специфика  межличностных отношений.

     Цель  управления — желаемый результат, который должен быть получен после осуществления действий управления.

     Основной  целью управления является заранее  обозначенное, запрограммированное  состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет  решить нужную проблему. Целеполагание  является определяющим условием эффективности  управленческой деятельности руководителей  и руководящих структур.

     Наличие и содержание цели детерминируют  существование системы управления, которая функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Отсутствие общей  цели препятствует формированию системы  управления или она функционирует  какое-то время вхолостую, побуждаемая  какими-либо неадекватными задачами.

     Задачи  управления — это постановка конкретных вопросов, подлежащих решению и последовательно приводящих к достижению основной цели управления.

 

 

  1. Структура социальной системы  управления.
 

  Социальная  система управления — это система управления, в которой присутствуют субъект-субъектные (человек — человек) отношения.

     Субъект управления — это структурно обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.

     Объект  управления — это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.

     Управленческие  отношения. В процессе осуществления  функций управления сотрудники вступают в определенные управленческие отношения, которые выступают как процесс  общественных действий участников управления, в ходе которого удовлетворяются  как их общие, так и особые интересы.

Основой формирования управленческих отношений  служат цели и функции управления.

     Функции управления. Управление обеспечивается выполнением ряда функций, под которыми понимают конкретные направления деятельности и которые подразделяются на:

 

 -  целевое, назначение которых, состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать отрасль, регион, учреждения и т.д.;

 

  -  организационные, назначение которых состоит в использовании оптимальных методов объединения специалистов, сотрудников для реализации целей существования системы управления, обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур;

—      материально-технического обеспечения, посредством которой руководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах;

—      экономико-финансовую, которая позволяет руководителю своевременно определять реальную стоимость для его организации при осуществлении поставленной задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений;

—      учета и контроля, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т.е. в количественной обработке, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о наличных финансах и материальных ресурсах;

—      социальную, направленную на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями,     как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и нуждающихся в социальной защите;

—      мотивации,  направленную на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей.

     Социальная (сложная) система управления всегда делится на две основные подсистемы: управляющую (субъект управления, руководство) и управляемую (объект управления, исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные  системы с присущими им подсистемами.

     Общие принципы управления.

     Принципы  управления — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.

К наиболее общим из них относятся следующие  принципы:

—      социальной направленности, отражающий необходимость для органов управления в процессе выработки и  реализации  управленческих  решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп;

—      законности, состоящий в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права, а все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона;

—      объективности, требующий знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов;

—      системности, предполагающий, что субъект управления  при  выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все изменения, осуществляющиеся в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления;

—      комплексности, заключающийся в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические,  социальные,  идеологические, психологические,  организационные, политические;

—      гласности, обеспечивающий доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности  и учета  общественного мнения  и включающий в себя правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации;

—      соединения  единоначалия  и коллегиальности, отражающий в процессе управления взаимодействие двух форм проявления властных полномочий — единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений, а коллегиальность выступает как фактор коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности.

 
4. Содержание процесса управления.

     Управление  организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации  для достижения своих определенных целей.

     На  наш взгляд, необходимо отметить, что  авторы, чьи труды использовались нами в обосновании данной позиции, не едины во взглядах на содержательную сторону процесса управления.

     В. Р. Веснин подчеркивает, что управление как деятельность реализуется в  совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и  действий, осуществляемых менеджерами  в определенной последовательности и комбинации.

     Он  подчеркивает то обстоятельство, что  данные управленческие процессы совершенствуются вместе с развитием самой организации.

     Он  также заостряет внимание и на том, что управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы, такие  как правила, процедуры, официальные  полномочия, и достаточно мягкие, как  стиль руководства и организационные  ценности. Целью конкретного управленческого  процесса, как подчеркивает автор, является изменение или наоборот сохранение существующей управленческой ситуации, то есть совокупности тех обстоятельств, которые оказывают, или в будущем  могут оказать влияние на развитие самой организации.

     О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих  рассуждениях подчеркивают, что управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных  действий.

     Они указывают на ту особенность процесса управления, что он в своей содержательной трактовке не эквивалентен всей деятельности организации по достижению определенных взаимосвязанных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением  к осуществлению производственной и других видов деятельности.

Информация о работе Понятие управления в социальной психологии