Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа
Цель: заключается в определении ценностных ориентаций как показателя удовлетворенности жизнью личности.
Объект исследования: системы ценностных ориентаций.
Гипотеза исследования существует связь между ценностными ориентациями и удовлетворенностью жизньи личности.
Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие ценностных ориентаций…………………………………. 5
Типология систем ценностных ориентаций………………………. 11
Формирование ценностно-смысловой сферы личности…………. 15
Заключение…………………………………………………………………. 17
Список литературы………………………………………………………… 18
Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (Е.И. Головаха, 2000.)
Итак, мы пришли к выводу: система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
1.2. Типология систем ценностных ориентаций
Сложная и неоднородная структура ценностных ориентации личности, двойственность источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций определяют и наличие множества классификационных моделей ценностных образований, различающихся критериями, положенными в их основание. Так, в различных философских концепциях разделяются абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.[12]
Очевидно, что объектом направленности человека могут выступать различные ценности. Н. А. Бердяев, полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является трансцендентной функцией сознания человека, в качестве таких объектов выделяет духовные, социальные и материальные ценности. В. П. Тугаринов также делит ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями). Д. А. Леонтьев тоже выделяет три формы существования ценностей - общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности.
Ценность, имеющая для индивида наибольшую значимость, т. е. занимающая самое высокое положение в его системе ценностных ориентации, определяет ведущую направленность личности. Психологическая классификация доминирующих ценностных ориентации личности является, тем самым, и основанием для дифференциации личностных типов. По словам В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации могут использоваться в качестве главного критерия построения типологии личности. Первой типологией личности, построенной на основе различий ее ценностных ориентации, является классификационная модель Э. Шпрангера. Он выделяет шесть идеальных типов личности: теоретический человек (основная ценность - поиск истины); экономический человек (основной акцент делается на полезных и практических ценностях); эстетический человек (наивысшей ценностью считаются стиль и гармония); социальный человек (главная ценность-любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству); политический человек (основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики); религиозный человек (ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы). Несмотря на ограниченность этой классификации шестью абстрактно-теоретически выделенными типами, разработанный на основе теории Э. Шпрангера тест ценностных предпочтений Г. Оллпорта, Ф. Вернона и Г. Линдзи долгое время оставался практически единственной общеупотребительной методикой диагностики ценностных ориентации личности.
Ш. Шварц и У. Билски выдвинули гипотезу о наличии ограниченного числа «универсальных мотивационных типов» - «доменов», различающихся между собой «типом цели», или доминирующей ценностью. Ими были выделены десять таких «доменов», фактически представляющих собой различные типы ценностных ориентации личности. Каждому «домену» соответствует та или иная ведущая терминальная ценность - саморегуляция, полнота ощущений, гедонизм, достижение успеха, власть, безопасность, конформность, поддержание традиций, благополучие группы, благополучие всех людей в целом. Указанные ценности, определяющие соответствующую «мотивационную тенденцию», могут быть противоречащими друг другу. Исходя из этого, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие дихотомии ценностей:
М. Рокич проводит более
общее разделение ценностей на основе
традиционного
- терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.
Как отмечает Д. А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентации, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:
Среди инструментальных ценностей Д. А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:
Подобная типология ценностных систем предлагается и К. А. Абульхановой-Славской, В. Г. Алексеевой, другими отечественными авторами. Так, К. А. Абульханова-Славская на основе экспериментальных данных выделяет три типа личности:
- тип, характеризующийся непризнанием общественных норм и ценностей как ограничивающих его личную свободу и стремящийся к освобождению от них, не имеющий желания самому поступать «нравственно-ценностным образом»;
- тип, имеющий негативное отношение к системе ценностей общества и берущий на себя ответственность за реализацию нравственной функции;
- тип, не отрицающий, а конформистски признающий социальные нормы как ценности, не имеющий внутренних принципиальных нравственных и ценностных позиций.
1.3. Формирование и развитие ценностно-смысловых
ориентаций.
Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.
По мнению большинства авторов,
ценностно-смысловые
Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).
Психологическими механизмами
формирования и развития ценностно-смысловых
ориентаций выступают индивидуально-
Ценностно-смысловым
Заключение.
Жизненные цели, являясь чертами идеального образа будущей жизни человека, и система ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание - то, к чему стремится человек. К количественным характеристикам жизненной стратегии можно отнести ответственность и осмысленность жизни, поскольку они могут быть разного уровня и, как мы полагаем, оказывают влияние на удовлетворенность жизнью, т.е. - насколько эффективно будет протекать реализация жизненных целей человека. Все эти характеристики начинают формироваться в детстве под воздействием воспитания. В процессе развития общества и смены общественной морали человек может переосмысливать свою систему ценностей, вследствие чего его жизненные цели наполняются другим содержанием.
Список литературы.
1. Абульханова - Славская Х.А. Стратегия
жизни. Мысль, 1991.
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности
в процессе жизнедеятельности//Психология
формирования и развития личности. М.,
1981.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания- М.: Просвещение. 1980.
- 146с. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. Ред.
и вступ. Ст. М. В. Кларина. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
4. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. -М.: Знание, 1991.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, Питер, 2000. - С. 256-269.
6. Моральные ценности и личность/ Под ред. А.И. Титаренко,
Б.О. Николаичева. - М., 1994. -176 с.
7. Мухина B.C. Предисловие // Механизмы формирования
ценностных ориентации и социальной активности
личности. - М., M ПИ, 1985. - С. 4-7.
8. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение
человека к действительности / Тексты
/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.
- М., МГУ, 1982.-С. 35-38.
9. Психология личности. Тексты / Под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., МГУ,
1982.-С. 35-38.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х т. Т. 2. - М., 1989. - 328 с.
11. Ценностные ориентации и удовлетворенность
жизнью некоторых этносов Саратовского
Поволжья. Шамионов Р.М., Бочаров Е.Е. http://psyjournals.ru/sgu_
12. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как
динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.