Понятие эгоизма, его взаимосвязь с гедонизмом и альтруизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:32, реферат

Краткое описание

Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Термин введён в этику французским философом О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму.
Зачастую альтруизму противопоставляется эгоизм. Где же проходит грань между ними? Допустим эгоизм не учитывает интересы и потребности окружающих, а альтруизм учитывает их в первую очередь

Содержание

Введение 3
1. Альтруизм и гедонизм 5
1.1. Определения альтруизма и совместимость гедонизма с ними 5
1.2. Понятие гедонизма 10
1.3. Фундаментальное гедонистическое ограничение на альтруизм 11
2. Понятие эгоизма, его взаимосвязь с гедонизмом и альтруизмом 14
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ ценностей.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Этот любопытный вывод показывает неустранимую асимметрию между действующим субъектом и объектами его деятельности, сколь альтруистичны не были бы его мотивы. По видимому, эта асимметрия глубоко укоренена не в морали, а просто в самой логике принятия решений. Но из неё следует этический вывод о невозможности "количественно точной" "любви к ближнему как к самому себе" за исключением случаев, когда ближний - лишь один, или когда все, кроме, максимум, одного - абсолютные альтруисты. Первое исключение особенно парадоксально. Не зря в социологии пара считается псевдогруппой, а не подлинной группой: отношения в ней строятся иначе. В частности, это хорошо объясняет, почему в современном обществе, где в семье нет строгой иерархии, семья часто разваливается после рождения ребёнка - третьего члена сообщества, вынуждающего остальных время от времени делать нравственный выбор в пользу интересов кого-то из двух остальных.

2. Понятие эгоизма, его взаимосвязь с гедонизмом и альтруизмом

 

Эгоизм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т.п. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют так же специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм.

Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане эгоизм следует отличать от себялюбия - естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе. При себялюбии забота человека о собственном благе может не противоречить благу других людей и сочетаться со стремлением к благу других людей, к общему благу.

«Эгоизмом» также иногда называют самомнение, или самодовольство, при котором благоволение к себе может осуществляться за счет других. Эгоизм неправильно смешивать с индивидуализмом (лат. individum – индивидуум, особь), т.е. такой позиции или принципа, в соответствии с которыми интерес индивида признается приоритетным по отношению к коллективному (групповому или общественному) интересу; а его благо, свобода и личностное развитие в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения6.

В истории философии эгоизм как принцип и как характеристика общественных нравов неоднократно становился предметом заинтересованного внимания и поддержки. Действительная роль эгоизма как социального качества была отражена в учениях софистов, Т.Гоббса, утилитаризма, М.Штирнера.

В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности была воспроизведена в некоторых эволюционистских теориях поведения человека, в частности, в концепции «взаимного альтруизма» (Р.Триверса), согласно которой альтруистическое поведение входит в личный интерес индивида.

Поскольку эгоизм представляет угрозу общим и общественным интересам, в рамках нравственности исторически вырабатываются различные социально-нормативные и культурные ограничители и противовесы эгоизму. Наиболее элементарным таким ограничителем является этикет как нормативно-эстетическая культура формального и статусного общения. Ограничивающим фактором индивидуального эгоизма являются и нормы внутригруппового поведения. В межгрупповых отношениях доминирование частных групповых интересов и исключительное попечение группы о своих интересах может вести к так называемому «групповому эгоизму». Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными нормами и ценностями7.

Практическая проблема, отраженная в дилемме альтруизм – эгоизм, заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения альтруизма и самого слова «альтруизм», этот принцип повелевает содействовать благу другого человека, возможно, как равного, и при любых условиях – как ближнего. В этом смысле альтруизм необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативном и прагматическом уточнении, в частности, по поводу того, кто судит о том, в чем заключается благо другого, в особенности, когда другой не может считаться в полной мере способным самостоятельно судить о том, что составляет его действительный интерес. При формулировке альтруизма, указывающей на необходимость подчинения своего интереса интересу другого, сам принцип альтруизма может быть поставлен под сомнение: как следует поступать по отношению к обидчику, к чинящему несправедливость, к нечестивому человеку? В связи с этим принцип альтруизма может быть уточнен таким образом, что он не распространяется на тех, кто намеренно творит несправедливость и зло.

Альтруизм – в наиболее обобщенном виде – это разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве симпатии, ориентированность на оказание помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой награды или иная причина в которой виден корыстный интерес.

Эгоизм – черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. В противоположность альтруизму эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других.

Альтруизм проявляется в эмпатии, т.е. в сопереживании, понятии эмоционального состояния другого человека и способность разделить его. Но человек если не пережил что-то подобное не может эмпатировать другому. Мы понимаем, что плохо, страшно, не приятно или наоборот хорошо, радостно, у человека душевный подъем. Мы сочувствуем, т.е. разделяем эмоции другого человека которые в большинстве случаев не испытываем или не испытывали никогда. Подавляющее большинство людей не способно понять изнутри движения души другого человека. Это даже очень редкое искусство, притом, что и оно не заходит слишком далеко. Даже тот человек, которого мы ошибочно считаем отлично нам известным и который сам подтверждает, что мы понимаем его исчерпывающе, в сущности, остается нам чужим. Он – другой и максимум, что мы можем сделать – по крайней мере угадывать это другое, считаться с ним и воздерживаться от величайшей глупости – стремление его толковать8.

Но конкретное проявление эгоальтруизма зависит от ситуации и социальной роли выполняемой человеком в данный момент. С возрастом это усиливается и становится более скрытным для окружающих и даже для самого себя, так как он к этому привык. Ведь чем человек интеллигентнее и образованнее, тем он более утонченно может обманывать себя и окружающих. А говорить о ком-то, что он эгоист или альтруист, это все равно, что говорить о содержании книги по раскрашенной обложке, не зная ее содержания. Но человеку свойственно поддаваться первичному впечатлению и он дает характеристики точно такому же, себе подобному существу не познав его полностью.

Заключение

 

Таким образом, гедонизм утверждает, что любое сознательное существо стремится к максимизации удовольствия - либо сиюминутного, либо интегрального в течение промежутка времени, на котором возможно прогнозирование событий. 

Гедонизм не отрицает также и способности людей к бескорыстию.

В современном мире влияние гедонизма увеличивается с каждым годом. Жизненные ритмы возрастают, люди все сильнее связывают себя обязательствами и очень устают от этого. Все больше желающих примыкает к гедонизму, стремясь уже сегодня ощущать вкус к жизни, делать яркими, приятными и незабываемыми все ее проявления, жить здесь и сейчас, а не планировать счастье на завтрашний день.

Эгоизм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т.п. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют так же специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм.

Альтруизм – в наиболее обобщенном виде – это разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве симпатии, ориентированность на оказание помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой награды или иная причина в которой виден корыстный интерес.

 

Список литературы

 

  1. Баранова, С.В. Эгоизм как деструктивная составляющая человеческого существа / С. В. Баранова. – М.: Новая реальность, 2011. - 176 с.
  2. Глобальные проблемы человечества / Под ред. И. Новиковой. – М.: Издательство МГУ, 2009. - 264 с.
  3. Исаев, А.А. Вопросы социологии. Эгоизм, дружелюбие, классовые интересы / А. А. Исаев. – М.: Либроком, 2011. - 242 с.
  4. Кохановский, В.П. Основы философии / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – М.: КноРус, 2012. - 240 с.
  5. Петров, В.П. Философия. Курс лекций / В. П. Петров. – М.: Владос, 2012. – 512 с.
  6. Рассел, Д. Альтруизм / Дж. Рассел. – М.: Приор, 2012. - 118 с.
  7. Философия / Под ред. В. Лукашевича. – М.: БГЭУ, 2012. - 464 с.
  8. Штайнер, Р. Эгоизм в философии / Р. Штайнер. – М.: Энигма, 2012. - 128 с.

 

 

 

 

1 Глобальные проблемы человечества / Под ред. И. Новиковой. – М.: Издательство МГУ, 2009. С. 124.

2 Глобальные проблемы человечества / Под ред. И. Новиковой. – М.: Издательство МГУ, 2009. С. 126.

3 Рассел, Д. Альтруизм / Дж. Рассел. – М.: Приор, 2012. С. 35.

4 Рассел, Д. Альтруизм / Дж. Рассел. – М.: Приор, 2012. С. 37.

5 Рассел, Д. Альтруизм / Дж. Рассел. – М.: Приор, 2012. С. 38.

6 Штайнер, Р. Эгоизм в философии / Р. Штайнер. – М.: Энигма, 2012. С. 7.

7 Штайнер, Р. Эгоизм в философии / Р. Штайнер. – М.: Энигма, 2012. С. 8.

8 Штайнер, Р. Эгоизм в философии / Р. Штайнер. – М.: Энигма, 2012. С. 11.


Информация о работе Понятие эгоизма, его взаимосвязь с гедонизмом и альтруизмом