Понятие «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 04:58, курсовая работа
Краткое описание
Цель – изучить эксперимент как метод психолого-педагогического исследования. Задачи: 1. Раскрыть понятия «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент». 2. Определить подготовку экспериментального психолого-педагогического исследования. 3.Изучить особенности проведения эксперимента. 4.Рассмотреть анализ результатов эксперимента.
Содержание
Введение 3 1. Понятие «эксперимент», «психолого-педагогический эксперимент» 4 2. Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования 5 3. Проведение эксперимента 8 4. Анализ результатов эксперимента 9 Заключение 12 Список литературы
1. Понятие «эксперимент», «психолого-педагогический
эксперимент»
4
2. Подготовка экспериментального
психолого-педагогического исследования
5
3. Проведение эксперимента
8
4. Анализ результатов эксперимента
9
Заключение
12
Список литературы
13
Введение
Эксперимент – наиболее сложный
вид исследования, наиболее трудоемкий,
но вместе с тем наиболее точный и полезный
в познавательном плане. Известные психологи-экспериментаторы
П. Фресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный
метод – это форма подхода разума, имеющая
свою логику и свои технические требования.
Он не терпит спешки, но взамен медлительности
и даже некоторой громоздкости дарует
радость уверенности, частичной, может
быть, но зато окончательной».
Без эксперимента в науке и
в практике, несмотря на его сложность
и трудоемкость, обойтись невозможно,
так как только в тщательно продуманном,
правильно организованном и проведенном
эксперименте можно получить наиболее
доказательные результаты, особенно касающиеся
причинно-следственных зависимостей.
Однако на пути подготовки и в процессе
проведения настоящего эксперимента возникает
немало проблем и трудностей, которые
приходится преодолевать.
Цель – изучить эксперимент
как метод психолого-педагогического
исследования.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «эксперимент»,
«психолого-педагогический эксперимент».
2. Определить подготовку экспериментального
психолого-педагогического исследования.
3.Изучить особенности проведения
эксперимента.
4.Рассмотреть анализ результатов
эксперимента.
Понятие «эксперимент», «психолого-педагогический
эксперимент»
Эксперимент в педагогике и психологии,
один из основных (наряду с наблюдением)
методов науч. познания, при помощи которого
в контролируемых и управляемых условиях
исследуются явления действительности.
Психолого-педагогический
эксперимент – комплексный метод исследования,
который обеспечивает научно-объективную
и доказательнуюпроверку правильности
обоснованной в начале исследования гипотезы.
Онпозволяет проверить эффективность
тех или иных нововведений в областиобучения
и воспитания, сравнить значимость различных
факторов в структуре педагогического
процесса и выбрать наилучшее (оптимальное)
длясоответствующих ситуаций их сочетание,
выявить необходимые условияреализации
определенных педагогических задач. Эксперимент
позволяетобнаружить повторяющиеся, устойчивые,
необходимые, существенныесвязи между
явлениями, т. е. изучать закономерности,
характерные для педагогического процесса
(Ю.К. Бабанский).
Сущность эксперимента заключается
в активном вмешательстве исследователя
в психолого-педагогический процесс с
целью его изучения в заранее запланированных
параметрах и условиях. В эксперименте
в совокупности используются методы наблюдения,
беседы, опросов и т.д. Исследователь в
процессе эксперимента по своей воле создает
те или иные психолого-педагогические
явления в различных, заранее определенных
условиях (которые в большинстве случаев
также находятся под его влиянием).Эксперимент
позволяет варьировать факторами, которые
воздействуют наизучаемые процессы и
явления, воспроизводить их неоднократно.
Его силав том, что он дает возможность
создавать новый опыт в точно учитываемых
условиях.
2. Подготовка экспериментального
психолого-педагогического исследования
Подготовка психолого-педагогического
исследования начинается с конкретизации,
уточнения его проблемы, целей и задач,
так как от них зависит выбор вида исследования.
Разные виды исследований требуют различных
затрат сил, ресурсов и времени. Поэтому
с самого начала, определяя вид исследования,
чрезвычайно важно исходить из принципа
экономии сил и ресурсов.
Самым сложным и наиболее трудоемким
является экспериментальное исследование.
Оно, во-первых, предполагает предварительное
проведение первых четырех типов исследований
(без них организовать и провести настоящий
эксперимент, рассчитанный на получение
новых и ценных результатов, практически
невозможно), во-вторых, требует значительных
затрат сил и ресурсов на подготовку и
проведение самого эксперимента.
Соотнесем проблемы, задачи
и цели, которые ставятся и решаются в
психолого-педагогических исследованиях
разного вида. Если проблема исследования
сравнительно проста и его задача состоит
в том, чтобы лишь предварительно, но основательно
ознакомиться с состоянием дел в науке
и практике, то обычно ограничиваются
организацией и проведением обзорно-аналитического
исследования.
Если в качестве дополнительной
цели ставится задача критически оценить
сложившееся состояние дел, то обращаются
к обзорно-критическому исследованию,
которое, разумеется, в качестве первого
шага на пути его осуществления предполагает
внимательный анализ сложившегося состояния
дел.
Если автор планируемого исследования,
кроме двух отмеченных выше задач, ставит
перед собой цель найти новое, недостающее
теоретическое решение заинтересовавшей
его проблемы (без чего, кстати, невозможно
правильно сформулировать гипотезу для
экспериментальной части исследования),
то избирается в качестве предпочтительного
третий вид исследования – теоретическое.
Речь в нем идет не о констатации сложившегося
положения дел и не о его критике, а о поиске
и предложении способов нового теоретического
решения возникшей проблемы.
Когда такое решение найдено
и необходимо, с одной стороны, придать
ему статус теории, а не концепции, а с
другой стороны, перейти от теории к практике,
опытным путем подтвердив или опровергнув
теоретические выводы, обращаются к эмпирическому,
описательному, объяснительному или экспериментальному
исследованиям. В результате эмпирического
(описательного) исследования организуется
сбор данных и фактов, которые в распоряжение
ученого предоставляет сама жизнь. В итоге
экспериментального исследования ученый
сам создает такую ситуацию, которая позволяет
собрать и проанализировать новые нужные
факты.
После того как в соответствии
с принципом экономии сил и ресурсов определен
оптимальный вид предстоящего исследования,
приступают к теоретической разработке
проблемы исследования. Эта работа обычно
начинается с конкретизации темы исследования,
выяснения объекта и предмета исследования.
Уточнение темы исследования представляет
собой определение тех конкретных вопросов,
на которые данное исследование при- звано
ответить. Проблема исследования обычно
шире его темы и включает в себя список
логически связанных вопросов, которые
напрямую соотносятся с содержанием проведенного
обзора и анализа литературы, с разработанной
теорией, касающейся исследуемой научной
проблемы. Для каждого этапа и каждой части
планируемого исследования необходимо
сформулировать свои частные вопросы,
соотнеся их с названием темы.
После этой процедуры определяют
объект и предмет исследования, выбирают
адекватные средства психолого-педагогической
оценки –диагностики состояния данного
объекта под углом зрения избранного предмета
исследования до и после про- ведения эксперимента.
Объектом исследования называется тот
материальный или идеальный объект, который
в данном случае изучается, т.е. с которым
проводится планируемое экспериментальное
исследование. Объектом психолого-педагогического
эксперимента могут стать люди или группа
людей, один или несколько неодушевленных,
в том числе абстрактных объектов (понятия,
гипотезы, теории и т.п.), связанных с системой
образования.
Определение предмета исследования
по своему объекту и содержанию всегда
намного уже, чем детальная характеристика
объекта исследования в совокупности
всевозможных его свойств. Предмет исследования
должен соответствовать его теме и тому,
что далее утверждается в гипотезах и
проверяется в самом эксперименте.
По детальности изложения и
числу задачи эксперимента обычно превосходят
количество целей и гипотез исследования,
выступая в качестве конечного пункта
теоретической разработки его замысла.
Следующий этап подготовки
экспериментального психолого-педагогического
исследования – подбор и апробация необходимых
психодиагностических методик, а также
выбор средств статистической обработки
результатов, нужных для точного, уверенного
доказательства гипотез.
Следующий этап – определение
времени, места и процедуры поэтапного
проведения эксперимента. Время обычно
выбирается таким образом, чтобы испытуемые
были в нормальном, привычном для них физическом
и психологическом состоянии, никуда не
спешили, не были чем-то особенно озабочены.
Процедура проведения эксперимента
есть совокупность и последовательность
действий, предпринимаемых исследователем
для реализации принятой программы. Процедурный
этап включает в себя, в частности, обеспечение
нужного настроя у испытуемых, составление
текста и выбор формы предъявления общей
инструкции, определение характера поведения
экспериментатора во время эксперимента,
включая способы контроля с его стороны
за действиями испытуемых. В заключение
подготовительного этапа эксперимента
разрабатываются его общий план и программа.
Они обычно представляют собой письменные
документы, в которых определены основные
этапы проводимого исследования, их последовательность,
время, необходимое для практической реализации
каждого этапа, сроки выполнения и ожидаемые
результаты. Эти документы являются руководством
к действию и одновременно выступают как
средство контроля за правильностью проводимого
эксперимента.
3. Проведение эксперимента
Эксперимент начинается с проведения
пилотажного, или пробного, исследования.
Его задача – проверка того, насколько
хорошо продуман и подготовлен эксперимент,
правильно ли определена его тема, точно
ли сформулированы гипотезы, хорошо ли
подобраны психологические методики,
средства статистической обработки и
способы интерпретации полученных результатов.
Пилотажное обследование зачастую
обнаруживает существенные недочеты в
общем замысле и отдельных элементах планируемого
эксперимента, которые трудно предвидеть
заранее.
Если проведенный пилотажный
эксперимент дал положительные результаты,
то после устранения замеченных недостатков
приступают к проведению основного эксперимента.
Если же в процессе пилотажного исследования
в замысле основного эксперимента обнаруживаются
серьезные недостатки, то его перерабатывают
и проверяют заново в ходе повторного
пилотажного исследования.
В основном эксперименте собирают
первичные данные, необходимые для доказательства
предложенных гипотез. Их далее систематизируют
и представляют в виде таблиц, графиков,
вводят, если в этом есть необходимость
(она возникает при наличии множества
первичных данных и машинных программ
для их обработки), в память компьютера
и обрабатывают. Если результаты эксперимента
имеют не количественный, а качественный
характер, то их также систематизируют,
обобщают и логически обрабатывают.
Нередко в ходе проведения основного
этапа эксперимента обнаруживаются новые,
неожиданные и интересные результаты,
которые заранее не планировались. Их
также необходимо собирать и обобщать,
так как анализ подобных данных может
привести к новым полезным выводам, касающимся
предложенных гипотез, темы и проблемы
исследования.
4. Анализ результатов
эксперимента
Если данные, полученные в эксперименте,
качественного характера, то правильность
делаемых на основе их выводов полностью
зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма
исследователя, а также от логики его рассуждений.
Если же эти данные количественного типа,
то сначала проводят их первичную, а затем
вторичную статистическую обработку.
Первичная статистическая обработка заключается
в определении необходимого числа элементарных
математических статистик. Такая обработка
почти всегда предполагает как минимум
определение выборочного среднего значения.
В тех случаях, когда информативным показателем
для экспериментальной проверки предложенных
гипотез является разброс данных относительного
среднего, вычисляется дисперсия или квадратическое
отклонение. Значение медианы рекомендуется
вычислять тогда, когда предполагается
использовать методы вторичной статистической
обработки, рассчитанные на нормальное
распределение, Для такого рода распределения
выборочных данных медиана, а также модасовпадают
или достаточно близки к средней величине.
Этим критерием можно воспользоваться
для того, чтобы приблизительно судить
о характере полученного распределения
первичных данных.