Понятия одаренности и гениальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:49, реферат

Краткое описание

Все ранее перечисленные факторные модели интеллекта очень мало затрагивают наиболее насущную проблему дифференциальной когнитологии науки о генезисе креативности (творческих способностей, одаренности, гениальности человека), проблему одаренности. Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Вложенные файлы: 1 файл

Понятия одаренности и гениальности.docx

— 23.76 Кб (Скачать файл)

^ Понятия одаренности и гениальности

 

 Все ранее перечисленные  факторные модели интеллекта  очень мало затрагивают наиболее  насущную проблему дифференциальной  когнитологии   науки о генезисе креативности (творческих способностей, одаренности, гениальности человека), проблему одаренности. Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал   интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

 

 Одаренность показывает, благодаря  каким начальным, структурным  условиям возможно достижения  высокого результата (16, 17, 18). Однако  этот результат может быть и не достигнут. В отличие от одаренности, гениальность, как мы увидим ниже, подчеркивает не потенциальные и структурные, а актуальные и процессуальные характеристики творческого процесса.

 

 Термин «гениальность» употребляется  как для обозначения способности  человека к творчеству, так и  для оценки результатов его  деятельности, предполагая врожденную  предрасположенность к продуктивной  деятельности в той или иной  области и достижение выдающегося  результата. Гений, в отличие от  таланта, представляет собой не  просто высшую степень одаренности,  а связан с созданием качественно  новых творений. Четко разграничивает  гении и таланты формула: «Гений  делает то, что должен, талант   то, что может» (19).

 

 По Бюффону, гениальность  заключается в необычайной мере  выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. Согласно Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно "влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного. По Карлейлю, гениальность   это прежде всего необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю   это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность концентрации. По В.Оствальду   это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. По Люкка: «Если оценивать продуктивность объективно, а именно как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений   продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело» (по 19). Следовательно, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет вовсе не сверхнормальное дарование, а повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя. Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены (19). Согласно определению оксфордского словаря, гений   это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия (по 19). Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил (а из начальные способности приобретают не первостепенное значение). Поэтому не удивительно, что в поиске генетических предпосылок гениальности открываются особенности обмена веществ, гормонального баланса, приводящие к повышенной продуктивности.

 

 К настоящему времени прослеживается  четыре основных подхода, пытающихся  объяснить феномен гениальности (2).

 

1. Патологические теории связывают  гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком  физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало  от Аристотеля и Платона, отмечавших  особенности бреда великих людей.  В дальнейшем было показано, что  уровень их психического здоровья  действительно часто бывает далеким  от нормы. По мнению В.Ланж-Эйхбаума, изучившего 800 биографий известных людей, патологическое состояние повышает эмоциональную сензитивность, ослабляет самоконтроль, приводя людей в состояние подавленности, что, в свою очередь, ставит их перед необходимостью гиперкомпенсации; все это вместе приводит к повышению креативности.

 

2. Психоаналитические теории заостряют  внимание на мотивационных компонентах  творчества, рассматривая его в  качестве одной из психологических  защит (сублимации). Согласно этому  подходу, творчество является  компенсаторным ответом на психологические  или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).

 

3. Теории качественного превосходства  рассматривают гениального человека  как изначально отличающегося  от других, обладающего «креативным  интеллектом»   способностью порождать  не только субъективно, но и  объективно новое.

 

4. Теории количественного превосходства  рассматривают гениальность как  достижение верхнего предела  способностей, которые изначально  присущи многим, но обычно не  получают мотивационного или  образовательного подкрепления.

 

 Эмпирических доказательств  верности какой-либо одной из  перечисленных теорий пока не  получено, и гениальность рассматривают  как полидетерминированное явление.

^ Предпосылки гениальности в  работах В.П.Эфроимсона

 

 Исследованию гениальности, понимаемой  как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося  российского генетика В.П.Эфроимсона, использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого (19). Понимая гениальность как результат взаимодействия социальных и биологических факторов, к средовым он относил следующие условия: 1) Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок (нечто подобное импринтингу). 2) Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями, которые имеются у каждого человека. 3) Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные даже вопреки социуму. 4) Наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, «спроса») для самореализации.

 

 Значение исключительной одаренности  повышают социальные и информационные  кризисы, стимулирующие поиск  новых ресурсов.

 

 Однако решающее значение  в развитии и проявлении гениальности  В.П.Эфроимсон оставляет за наследственностью, устанавливая тесную связь между сверходаренностью и особенностями физиологии человека, приводящими к экзотическим заболеваниям (столь же редким, впрочем, как и сама гениальность). Им выделено пять наиболее устойчивых комплексов «синдром»   гениальность.

 

1. Один из многих возможных  механизмов возникновения и передачи  потомству повышенного интеллекта   повышенный уровень мочевой кислоты  (подагра и гиперурикемия). Подагрическая стимуляция мозга может повышать его деятельность до уровня талантливости или гениальности. Междисциплинарное исследование, посвященное роли подагриков в мировой культуре, показало, что весьма значительное количество крупнейших деятелей истории и культуры действительно страдали подагрой, в частности, Александр Македонский, Петр Первый, Шарль де Голль.

 

2. Синдром Марфана, особая форма диспропорционального гигантизма,   результат системного дефекта соединительной ткани; наследуется доминантно, т.е. по вертикальной линии, но с очень варьирующими проявлениями. При полном проявлении наблюдаются: высокий рост при относительно коротком туловище, огромные конечности, арахнодактилия (длинные паукообразные пальцы), вывих xpyсталика. Крайняя худоба и деформированная грудная клетка могут сопровождаться пороком сердца и аневризмой аорты. Но при этом тяжелом, редком заболевании (1 : 50 000), существенно сокращающем продолжительность жизни, имеет место повышенный выброс адреналина, который поддерживает высокий физический и психический тонус: сюда могут быть отнесены Авраам Линкольн, Г.-Х. Андерсен, Корней Чуковский.

 

3. Тестикулярная феминизация {синдром Морриса)   наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом (46/XY) и семенниками, парадоксально идет по женскому направлению. Развивается псевдогермафродит   высокая, стройная, статная, физически сильная женщина без матки, с малым влагалищем, семенниками, конечно, не менструирующая и не рожающая, но в остальном способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам.

 

 В силу бесплодия псевдогермафродитов, носителей мутации, эта аномалия очень редка среди населения (порядка 1 : 65 000 среди женщин). Псевдогермафродитизм должен был бы порождать тягчайшие психические травмы, но эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие, многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто поразительны. Например, по физической силе, быстроте, ловкости они настолько превосходят физиологически нормальных девушек и женщин, что девушки и женщины с синдромом Морриса (легко определяемые по отсутствию полового хроматина в мазках слизистой рта) подлежат исключению из женских спортивных состязаний. Среди наиболее известных женщин, страдающих этой редкой аномалией, скорее всего,   Жанна д'Арк, Елизавета Тюдор, Аврора Дюдеван (Жорж Санд), Елена Блаватская.

 

4. Гипоманиакально-депрессивный психоз как стимулятор умственной деятельности. У большинства рассматриваемых В.П.Эфроимсоном лиц имели место четкие клинические проявления психического расстройства в фазах депрессии, отказ от пищи, мутизм, многонедельное молчание, уничтожение готовых произведений, самоубийство, а настоящие мании с бессмысленной гиперактивностью почти отсутствовали. Рассматривая психопатологическую стимуляцию умственной деятельности, необходимо относить сюда лишь те случаи, когда больные на высоте вспышки в направлении маниакальности проявляют не бессмысленную суетливость, а, наоборот, повышенную работоспособность, с резким, многосезонным, а чаще и многолетним периодом уныния и бездеятельности между творческими подъемами. Необходимо подчеркнуть ошибочность стремления видеть в психозе и психопатии стимул творчества в тех случаях, когда в действительности болезнь творчеству препятствовала. Примерами гениальных циклоидов могут быть Байрон, Роберт Берне, сюда же относят и А.С.Пушкина.

 

5. Гигантолобие и высоколобие. Создавший человечество естественный отбор направлялся на увеличение головы и особенно лобных долей, что позволяет предполагать наличие некоторой корреляции между размером высоты лба с интеллектом. Согласно некоторым данным, в большинстве тканей транскрибируется только 3 – 6% уникальной ДНК, тогда как в тканях мозга мыши транскрибируется 10 – 13% этой ДНК, а в мозге человека   20%. Иными словами, в мозге, как в никакой другой ткани, максимально мобилизуется и используется генотип человека. При том что часть мозга человека, которая управляет физиологической функцией центральной и периферической нервных систем, составляет около трети или четверти его объема, тогда как 2/3 – 3/4 (что, конечно, очень неточно) выполняет функцию мышления. Именно благодаря этим данным вопрос о значении объема мозга теряет свою примитивность.

 

 Согласно древнему канону, высота  головы равна одной седьмой  длины тела, высота лба составляет  треть высоты лица. Антропологическая  и психометрическая положительная  корреляция между размерами лба  и уровнем мышления подтверждена  при изучении серий портретов  истинно крупных деятелей в  любой области. При спорности  классификации почти для любой  выдающейся личности общая картина  оказывается достаточно четкой: средняя характеристика приходится  где-то посередине между графами  «высоколобые» и «очень высоколобые», тогда как гигантолобые примерно так же часты, как среднелобые. Если подагра, гиперурикемия, гипоманиакальность, синдром Марфана раскрывали механизм гениальности около 25-70% гениев, то огромнолобые и просто высоколобые повышают раскрываемость до 100% и выше, так как многие люди обладали двумя факторами (при этом гигантолобие не исключает пустоголовие, отмечает В.П.Эфроимсон). К высоколобым гениям относили династию Толстых, П.А. Чаадаева.

 

 Итак, гениальность в значительной  мере обусловлена генетическими  механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья.

 

 Для диагностики креативности   наиболее близкого гениальности  явления   создано намного меньше  методик, чем для изучения репродуктивного  мышления. Общий принцип составления  тестов креативности заключается  в том, что одна задача может  обрести много решений; таким  образом, единственно правильного  результата не существует, т.е.  исследуется не конвергентное  (сходящееся к одному решению), а расходящееся мышление. Количество (беглость) и оригинальность этих  решений служат показателями  творческих способностей (2).

 

 Наиболее известными являются  Калифорнийский тест креативности, не адаптированный к нашей  культуре, и тест Торранса, которым можно пользоваться и в нашей стране. Ориентированные на диагностику вербальной и образной креативности тесты включают как графические задания (дорисовать кружок до осмысленного образа), так и вербальные (например, придумать как можно больше заголовков к истории о том, что в универмаг привезли перчатки, и все на левую руку).

 

Нартова-Бочавер. Дифференциальная психология.


Информация о работе Понятия одаренности и гениальности