Понятия самооценки, виды самооценки, уровень притязаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:33, реферат

Краткое описание

Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельность людей включенных в определенные социальные группы и психологическая характеристика этих групп.

Содержание

1. Понятия самооценки, виды самооценки, уровень притязаний……………….…3
2. Примеры из художественной литературы на виды самооценки: адекватная, заниженная, завышенная……………………………………………………….….6
3. Методика на определение самооценки………………………………...…………8
4. Используемая литература………………………………………………….……..11

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по сциальной психологии.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Содержание:

  1. Понятия самооценки, виды самооценки, уровень притязаний……………….…3
  2. Примеры из художественной литературы на виды самооценки: адекватная, заниженная, завышенная……………………………………………………….….6
  3. Методика на определение самооценки………………………………...…………8
  4. Используемая литература………………………………………………….……..11

 

                                                            Часть 1

Понятия самооценки, виды, уровень притязаний.

 

Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельность людей включенных в определенные социальные группы и психологическая характеристика этих групп.

 

Виды социальных групп

Их психическая характеристика

Семья

Детсад

Школа, институт, техникум

Работа

Армия

Страна, государство

Транспорт

Кружки и секции

Партии

Родственные связи, отношения

Игровая деятельность

Учебная деятельность

Профессиональная деятельность

Любовь к Родине, патриотизм

Границы, национальность, язык

Цель доехать

Увлечение, интересы

Власть, идея


 

Этапы формирования

  1. Описательный этап – накопление знаний и представлений;
  2. Объяснительный – проводятся логические связи между знаниями и событиями;
  3. Эмпирический – опытный, экспериментальный.

Предпосылки возникновения:

1. Теория психологии народа (Германия);

2. Теория психологии масс (Италия, Франция);

3. Психология социальных инстинктов (США);

4. Ораторское искусство древней Греции сформировавшее приемы и техники управление вниманием;

5. Опыт использования средств искусства;

6. Эмоциональное поле религиозных действ;

7. Традиции чань-буддизма сформировавшие психотехники, психотренинги, психорегуляции (ценности).

Социально – психологический портрет личности

  1. Самооценка;
  2. Типы темперамента;
  3. Психологические типы.

Самооценка

Самооценка – это оценка своих способностей, возможностей, личностных качеств, своего места в окружении и своего внешнего вида.

 

Выделяют два основных вида самооценки

текущая

личностная

непостоянная изменяющаяся и зависит от результата в какой либо деятельности

постоянная и практически не изменяющаяся в процессе жизни формируется в утробном развитии

адекватная

не адекватная

правильная реалистичная в том случаи когда мнение человека о себе совпадает с тем что он в действительности собой представляет (с мнением окружающих его людей)

завышенная

заниженная

в том случае когда человек переоценивает свои возможности способности личностные качества становится высокомерным, нетерпимым к чужим мнениям и оценкам это ведет к внешней конфликтности

«Я»

к внешней

в том случае когда человек недооценивает свои способности возможности личностные качества становится пассивным, тревожным, боязливым, эмоционально напряженным

мы, все,

нас

 

к внутренней     конфликтности                    суициду.


С понятием самооценки связано понятие уровень притязаний (уровень желаний человека) – это трудность тех усилий, которые ставит себе человек в конкретной деятельности.

Есть формула зависимости самооценки от уровня притязаний:

            успех

↑ ↓ СО= ----------

            ↓ УП ↑


 

Если знаменатель больше числителя дробь получается меньше единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

Примеры из художественной литературы на виды самооценки: адекватная и неадекватная (заниженная, завышенная).

 

Адекватная самооценка:

Сказка «Золушка», автор Шарль Перро

 

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

 

Оттого что я добра,

Надрываюсь я с утра

До глубокой ночи.

Всякий может приказать,

А спасибо мне сказать

Ни один не хочет.

 

Оттого что я кротка,

Я чернее уголька.

Я не виновата.

Ах, я беленькой была!

Ах, я миленькой слыла,

Но давно когда-то!

 

Прячу я печаль мою.

Я не плачу, а пою,

Улыбаюсь даже.

Но неужто никогда

Не уйти мне никуда

От золы и сажи!

Заниженная самооценка:

"Письмо к учёному соседу", автор А.П. Чехов 
 
        "Извините и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечишкою, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете"  
"Недавно заезжал в мои жалкие владения, в мои руины и развалины сосед мой"  
"Но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы"  
"Извините меня неуча за то, что мешаюсь в Ваши ученые дела и толкую по-своему по старчески и навязываю вам свои дикообразные и какие-то аляповатые идеи, которые у ученых и цивилизованных людей скорей помещаются в животе чем в голове".  
"Извините меня дурмана ядовитого, что так глупо сострил!"  
"Хотя я невежда и старосветский помещик, а все же таки негодник старый занимаюсь наукой и открытиями, которые собственными руками произвожу и наполняю свою нелепую головешку, свой дикий череп мыслями и комплектом величайших знаний".  
"Вот что мой грошовый ум открыл".

 

Завышенная самооценка:

"Ночь перед Рождеством", автор  Н. В. Гоголь 

 

Отодвигая несколько подолее от себя зеркало, вскрикнула: - Хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть".  
"Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, - продолжала хорошенькая кокетка, - как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!"

И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца...

 

 

 

 

 

 

Часть 3

Методика на самооценку

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

 

Описание.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Для того, чтобы быть уверенным в себе человеком и реально оценивать себя, окружающих и ситуации, очень важно следить за тем, чтобы твоя самооценка была адекватной (средней), ну или чуть-чуть завышенной.

Проверь свой уровень самооценки.

 

Инструкция испытуемому.

Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» , «нет», «не знаю» , выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации.

Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответов

 

п/п

Суждение

Да

Нет

Не знаю

1

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах

     

2

Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении

     

3

Со мной советуется большинство коллег (друзей)

     

4

У меня отсутствует уверенность в себе

     

5

Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей

     

6

Временами я чувствую себя никому не нужным

     

7

Я все делаю хорошо (любое дело)

     

8

Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем

     

9

В любом деле я считаю себя правым

     

10

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

     

11

Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение

     

12

Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе

     

13

Меня мало беспокоят возможные неудачи

     

14

Мне кажется, мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть

     

15

Я редко жалею о том, что уже сделал

     

16

Окружающие меня люди привлекательнее меня

     

17

Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим

     

18

Мне кажется, что я делаю что либо гораздо хуже, чем остальные

     

19

Мне чаще везет, чем не везет

     

20

В жизни я всегда чего-то боюсь

     

 

Итого: _________________

Самооценка: _______________________

 

Обработка результатов.

 Подсчитывается количество  согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами.

Из первого результата вычитается второй.

Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

        Ваш результат от + 4 до + 10 баллов – завышенная самооценка.

К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний. 
        Ваш результат от - 10 до - 4 баллов – заниженная самооценка.

Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки. 
        Ваш результат от - 3 до + 3 баллов – адекватная самооценка.

Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе. 
 
        Этот тест на самооценку, конечно, нельзя считать точной диагностикой вашего уровня, тем не менее, он позволит вам понять, по каким критериям происходит определение самооценки.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.  Г.М.Андреева  "Социальная  психология",   Москва:   Аспект Пресс, 2009 г.  
2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с. 
3.  Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 2010. - 172 с.  
4.  Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Изд-воЛГУ, 2008. - 175 с.  
5.  Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л., 2010.

6. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2009. – 440 с.

7. Фролов С. С. Основы социологии, Юристъ, М. – 2009 г., 423 с.

8. Р.С. Немов, Психология. Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. 9. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник. М., 2009 г., 356 с.

 

 


Информация о работе Понятия самооценки, виды самооценки, уровень притязаний