Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:38, реферат
Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходится без этих методов. Действительно, ведь воспитание – это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые к нему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют.
Поощрение отличается от наказания тем, что ребёнок стремится выполнить требования взрослых не из-за страха, а из-за желания получить обещанное поощрение. Ситуация поощрения не изолирует ребёнка от привычного окружения и не ограничивает его свободу. Ребёнок может делать что хочет, но он знает, что если не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.
Ребёнок будет
выполнять требования взрослого, если
притягательность поощрения больше,
чем нежелание выполнять
Другой поведенческой ситуацией может быть отказ от поощрения. Обещание родителей сводить сына в зоопарк будет очень слабым для выполнения требований родителей, если ребёнок не интересуется животными. Родители очень часто совершают такую ошибку. Они предлагают в качестве поощрения ребёнку то, что будет для него интересным именно с точки зрения родителей, а не с точки зрения ребёнка. Не всегда родители могут правильно разгадать, что будет наиболее интересно ребёнку в качестве поощрения.
В ситуации
поощрения взрослый должен правильно
себя вести, ведь ребёнок хорошо понимает,
что взрослый, обещая поощрение за
выполненное требование, может в
принципе и без этого предоставить
желаемое, также взрослый может и
не сдержать обещание. Взрослый может
всё. Следовательно, если родители хотят,
чтобы поощрение было действительно
действенным методом
Если поощрение
использовать правильно, то оно может
стать мощным фактором формирования
познавательной активности у детей,
особенно в младшем возрасте, когда
у ребёнка мал жизненный опыт,
или его нет вовсе, не сформировано самосознание,
слабы психические процессы. Положительные
эмоции очень сильно способствуют активизации
любой деятельности, в том числе и познавательной.
Поэтому ребёнок в любом возрасте нуждается
в одобрении и признании, так как чувство
удовлетворения, которое вызывает поощрение,
намного сильнее, чем чувство обиды и раздражения,
вызванного наказанием. Поощрение побуждает
ребёнка к активной дальнейшей деятельности.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ
Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, столько и спорят о данной проблеме. Одни боятся захвалить и воспитать ребёнка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу, как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребёнке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям. Разумеется, однозначно выразить мнение по этому вопросу нельзя, но можно дать ряд советов, которые помогут родителям сформировать собственное мнение.
Родители должны всегда представлять себя на месте ребёнка. Нравится ли взрослым похвала и поощрения? Приятно ли получать премии, надбавки, похвала руководителя? Где приятнее услышать похвалу: наедине, или при свидетелях? Наверное, второе более приятно? А ребёнку нужно ещё больше, он должен каждый час слышать, что он молодец, умница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не “правильно, хорошо выполнил”, а “отлично, великолепно, чудесно, превосходно”. Не скупитесь на похвалу, а за особые заслуги – помыл свои туфли, быстро оделся и т. д. – что-либо подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово “рыбка”, сказанное секретно доверительно на ушко (дети это очень любят). Если ребёнку все время говорить “Ты – свинья”, “Ты – клоун”, то это может сформировать комплекс неполноценности, озлобленности против родителей и окружающего мира.
Не нужно хвалить ежеминутно, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.
Можно дать ребёнку второе имя – существительное, но не производное от первого. Это может быть “рыбка”, “зайчик”, “ласточка”. Поскольку дети любят ушами, и им нравится такое к себе обращение, можно его использовать в качестве похвалы – легкого поощрения. Можно чередовать и производное от имени, например, Наташа – Натусенька, Наточка, Таточка, Наталочка, Натали, Натулечка и т. д. Можно обратиться к ребёнку ласково и в зависимости от его пола: доченька, дочка, дочурка, внучка, внученька, внучёк, сынок, сыночек и т. п.
Поощрения
могут быть материального и
К поощрениям материального характера лучше прибегать не часто, но за особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребёнок забудет) поощрение материального плана (купить любимую игрушку, мороженое и др. )
Переходя к наказаниям, важно сказать, как категорически нельзя наказывать. Нельзя называть едой, сильно бить, обзывать бранными словами (в том числе вульгаризмами и жаргонизмами), нельзя кричать, ставить в угол надолго, наказывать в публичном месте, повторять свои требования множество раз.
П. А. Блонский возражал против телесного наказания, мотивирую это тем, что наказание апеллирует к животному страху, вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают, делает ребёнка забитым, а потому ничтожным, освобождает от угрызений совести. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными и становятся материальными циниками. Телесные наказания вредно воздействуют на половую сферу ребёнка, вызывая приток крови к половым органам. Также наказание развращает воспитателя.
Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется;
неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повториться;
научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
обратитесь к ребёнку по-деловому – Илья (а не Илюша);
измените, тон общения, решительный, строгий, внушительный, не допускающий возражений, но не крикливый; измените в самом себе (т. е. родителе), выражение лица – нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру “Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша” или “Целый день я не буду тебя обнимать”, а психологи считают, что для нормального психического развития ребёнку необходимо, чтобы его в течение дня обняли не менее восьми раз;
лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: “Скучает сегодня наша кукла”;
проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме “Что я сегодня сделал не так”;
хвалите других детей или друзей, но к месту;
организуйте дома “Уголок необдуманных поступков”, где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть (без ничего).
Но после
любого наказания обязательно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем
выступлении я пыталась, как можно
подробнее рассмотреть методы поощрения
и наказания, раскрыть их сущность и
особенности применения. Я надеюсь,
что все, что изложено выше, поможет
родителям правильно
Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и ребёнок сам себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка и самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.
Вместе с тем А. С. Макаренко считал, что система поощрение – наказание необходима и законна. Она закаляет человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.
В. А. Сухомлинский считал, что можно вообще обойтись без наказания, он говорил, что детей можно воспитывать только добром, только лаской. Главным условием воспитания без наказания он считал высокую личностную культуру воспитателя (родителя), умение общаться с детьми, согласованность воспитательных воздействий семьи, школы и общества в целом.
Поощрение и наказание – это оценка деятельности ребёнка, положительная (поощрение), иди отрицательная (наказание). А оценки всегда вызывают побочные действия, например, вызывают больше внимания к собственной персоне, нежели необходимо, развивают эгоизм. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными оценками (поощрениями), так и отрицательными (наказаниями).
Методы поощрения и наказания несут многообразие воздействий на личность ребёнка через книги, беседы, диалоги, убеждения, аргументы, договоры между ребёнком и взрослым, то есть поощрение и наказание могут быть использованы опосредованно, и иногда такое воздействие даже более действенно, нежели непосредственный контакт.
В заключение
хочется отметить, что во всей системе
поощрений и наказаний важна
интуиция родителей, дедушек и бабушек
– ведь именно родители, как никто
другой, знают своего ребёнка, знают,
каков он, что он любит, что не
любит и т. д. Важно всегда стремиться
к золотой середине, не переусердствовать
ни в ту, ни в другую сторону.
Список вопросов для обсуждения
Анкета
для родителей
1.Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?
а) да; б) нет.
2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?
а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;
б) как к родительской обязанности;