Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:46, доклад
Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.
2) "Сдержанный",
"серьезный", "непритязательный",
"скромный" – такие положительные
оценки обычно дают
3) Застенчивость
вызывает большее, чем другие
эмоции, осознание собственного
тела. Возникающая при застенчивости
чувствительность к себе и
к своему телу может выполнять
определенные полезные функции,
4) Застенчивость
усиливает самокритику и
5) Усиленное
противоборство переживанию
Социальные влияния как мотиваторы поведения людей
На мотивацию поведения
В современной социальной психологии социальное влияние традиционно подразделяется на вознаграждающее и принуждающее (технология "кнута и пряника"), легитимное (инициированное государством и его органами), а также экспертное (основанное на знании в той его версии, которая санкционирована властью). Изучение влияния социального контекста на поведение индивида требовало постепенного перехода от минимального уровня "социальности" (изолированного индивида) к постепенному обогащению этого контекста (присутствие одного, двух и более наблюдателей или людей, выполняющих совместную деятельность)
Классическими темами в исследованиях социального влияния в 20 в. были фасилитация, процессы убеждения, взаимный обмен, конформность и социальное давление, влияние меньшинства.
Эффективность процесса убеждения зависит не только от ряда характеристик источника, получателя и способа передачи информации, от использованных риторических стратегий и ситуации. Важной переменной, опосредующей изменение аттитюдов адресата, является его вовлеченность в предмет обсуждения и наличие когнитивных ресурсов. Существенную роль играют социальные соглашения о доверии публичным источникам и стремление адресата быть понятым и предсказуемым для других, высказывая мнения и поступая в соответствии с принятыми на себя обязательствами (ранее декларированной позицией). Задача предсказания эффекта убеждающего воздействия еще более усложняется, как только исследователь принимает во внимание существующее поле мнений и процессы группового обсуждения, которые, как правило, приводят к поляризации, т.е. усилению первоначально доминировавших мнений. В зависимости от типа решаемой задачи группа может выбрать разные схемы принятия решений (побеждают "факты", побеждает большинство и т.д.). В другой экспериментальной парадигме, связанной с изучением конформности (С. Аш), была показана зависимость эффективности влияния от количества воздействующих индивидов, единства мнений в лагере большинства и отсутствия единомышленников в лагере меньшинства. Влияние большинства оказалось непрочным и относительно поверхностным. В свете недавних работ по каузальной атрибуции показатель конформности в экспериментах Аша, равный 37% и трактовавшийся ранее как нижний возможный уровень, теперь интерпретируется как сильно завышенный. В экспериментах С. Московичи и его школы исследовался другой уровень социального воздействия - влияние меньшинства. В отличие от большинства меньшинство инициирует не социальный, а содержательный конфликт по поводу обсуждаемого вопроса; его влияние менее значительно, но более продолжительно и креативно; успех воздействия зависит от того, насколько осмысленно и гибко ведет себя меньшинство. Исследования С. Московичи частично объясняли масштабные социальные реформы, инициированные небольшой группой единомышленников. Делались попытки объединить конформность и влияние меньшинства в единую модель (напр., теория социального воздействия Б. Латане), однако они столкнулись с невозможностью учесть большое количество релевантных переменных в одноуровневых теориях среднего ранга.
В последние годы растущую роль в
исследованиях социального
2. Убеждение. Подчинение. Конформизм
Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Наличие устойчивых убеждений, включающих в себя компоненты коммунистического мировоззрения, свидетельствует о высоком уровне активности личности в условиях социалистического строя, мерилом которой является органическое единство знаний, убеждений и практического действия. Под убеждением понимают также используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения. составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждения считается основным в научной полемике, а также в коммунистическом воспитании и в советской педагогике, ведущим к формированию научного, материалистического мировоззрения.
Конформизм характеризует
Уступчивость в целом
3. Коммуникативные потребности и мотивы
Основные функции
Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса.
П.К. Бабиская и И.М.
Коммуникативная мотивация - это способ
обеспечения инициативного
Г.М. Коджаспирова (2001) описывает общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Б.Д. Парыгин (1999) отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Иногда общение может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность, когда общаются просто потому, что хочется общаться с человеком.
Коммуникация – это специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Коммуникация всегда целенаправленна. Ее цель – обмен информацией, а также сообщение и выявление коммуникативных намерений, т.е. выполнение коммуникативных задач. В процессе обмена информацией у участников общения возникает побуждение к высказыванию. При искусственно созданном общении возникает понятие - коммуникативная мотивация. Мотивация – необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению конкретно установленных задач. Мотив – фактор, влияющий на продуктивную мыслительную деятельность. Е.И. Пассов (1991) определяет, что коммуникативная мотивация - это способ обеспечения инициативного участия ученика в общении как на уроке, так и вне его. Известно, что коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность и служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация к высказыванию возникает при условии, если есть потребность высказать мысль. Следовательно, коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражения.
4. Самоуважение,
самооценка и мотивация
Самоуважение является эмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооцценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.).
Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
Социальным называют поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество и на окружающих людей. Такое поведение регулируется особыми мотивами, которые называют мотивами социального поведения.
К видам социального поведения, управляемого соответствующими мотивами и потребностями, относят: поведение, направленное на достижение успехов или избежание неудач, поведение типа привязанности, агрессивность, стремление к власти, аффилиацию (стремление к людям и боязнь быть отвергнутым), помогающее поведение (helping behavior - англ.), поведение по типу А, поведение по типу В, альтруизм, беспомощное и девиантное поведение. Все разновидности социального поведения в зависимости от того, что они собой представляют, и какую пользу приносят людям, делятся на три основные группы: просоциальное, асоциальное и антисоциальное поведение.
Мотивы, как и само социальное поведение,
могут быть позитивными и негативными.
Позитивные - это такие мотивы социального
поведения, которые стимулируют
просоциальное поведение
Мотивация социального поведения - это динамическая, ситуационно меняющаяся система факторов, которые в едином пространстве и времени действуют на социальное поведение человека, мотивируя его на совершение определенных дел и поступков. Кроме самого мотива такого поведения к мотивационным факторам можно также отнести ценность цели, вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, оценку человеком своих способностей и возможностей, разделение в его сознании и точное определение того, что зависит от удачи (стечения обстоятельств) и от прилагаемых усилий. Мотивы и факторы мотивации социального поведения представляют собой единую систему, в которой они функционально связаны друг с другом как в плане влияния на социальное поведение, так и в динамике развития
5. Мотивация асоциального
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее
общественно-принятым нормам и принципам,
выступающее в форме
При таком поведении человек не отдает себе отчета в наносимом обществу ущербе, не осознает негативной направленности своих действий. Примерами асоциального поведения могут быть инфантильность, действия лиц психически невменяемых, т. е. те случаи, когда люди неспособны понимать социальный смысл своих поступков. Асоциальное или антисоциальное поведение порождают негативные мотивы, стимулируя виды деятельности, которые препятствуют психологическому росту человека и наносят вред людям.
Информация о работе Потребности и мотивация поведения личности