Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:18, доклад
Правила привлечения аудитории. Что нужно делать и чего нельзя, когда выступаешь. Ошибки начинающих аудиторов и как этого избежать.
Знаете ли вы, как привлекать внимание аудитории? Если вы сталкивались с подобным заданием, тогда вы знаете, что привлечь внимание большого количества людей – задание не из простых. Вам необходимо знать, что привлечение внимания надо начинать с первых минут выступления. Вы должны завоевать толпу, заставить ее слушать каждое ваше слово. Сделать это непросто. Любая важная информации проходит «мимо ушей», если в ней много данных и деталей, которые не столь интересны слушателю.
Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
• Вопросно-ответный прием: оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;
• Переход от монолога к диалогу (полемике): позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;
• Прием создания проблемной ситуации: слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность;
• Прием новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять;
• Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;
• Демонстрация практической значимости информации;
• Использование юмора (если он уместен): позволяет быстро завоевать аудиторию;
• Краткое отступление от темы: дает возможность слушателям "отдохнуть";
• Замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос");
• Прием градации – нарастание
смысловой и эмоциональной
• Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный;
• Прием апелляции к собственным мыслям.
Поза, жесты, мимика – принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный оратор меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного момента речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Вместе с тем, не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Типичные ошибки неопытных ораторов:
1. Оратор выходит и становится в позу с руками за спиной.
Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также создается впечатление, что человек что-то там прячет.
2. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона.
Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства.
3. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса: «поза футболиста».
В такой позе читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу рождать у аудитории.
4. Руки в карманах.
Это является грубым нарушением этикета для бизнес - аудитории, после которого докладчик просто не воспринимается серьезно публикой. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание, и вся публика будет заворожено смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.
По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения: тетрадки, шпаргалки, записи на листах; а также на всякий случай: ручки, фломастеры, маркеры.
Все предметы в руках визуально усиливают впечатление дрожащих рук.
Исключение: если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.
Основным показателем чувств оратора является выражение его лица. Мимика стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний. Выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи.
Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение.
Аудитория не любит сердитых или безучастных.
Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Следует следить за собой.
Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.
Чтобы иметь представление о своей мимике во время речи, крайне необходимо практиковаться перед зеркалом и изучать свое лицо.
Жесты оратора.
Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам.
В ораторском искусстве используются:
1. Ритмические жесты. Они
2. Эмоциональные. Они передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки и др.).
3. Указательные. Их рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
4. Изобразительные. Они наглядно
представляют предмет,
5. Символические. Они несут
Конечно же оратору необходимо соблюдать определенные правила жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.
1. Жесты должны быть
2. Жестикуляция не должна быть
непрерывной. Не следует
3. Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
4. Внесение разнообразие в
5. Жесты должны отвечать своему
назначению. Их количество и интенсивность
должны соответствовать
Таким образом, лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
Заключение:
С первого до последнего слова оратор
должен бороться за внимание и интерес
аудитории, за готовность воспринять,
что он говорит, за желание согласиться
с ним и последовать его
предложениям. Для этого оратор постоянно
поддерживает психологический контакт
со слушателями, непрерывно заостряет
их интерес, добивается их расположения,
преодолевает безразличие, критические
или просто недоброжелательные установки
аудитории и, в конечном счете, развлекает,
удовлетворяет
Ораторство – не менее трудное искусство, чем любое другое. Над этим необходимо много работать и, конечно же, выступать публично. Ведь знать просто теорию успешного ораторского выступления, приемы установления и поддержания контакта с аудиторией недостаточно, нужна практика, чтобы показать знания теории на деле.