Практическое исследование одаренности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
• выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
• исследовать одаренность у школьников;
• наметить направления психологической работы с одаренными детьми.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Содержание

1. Организация и проведение исследования 7
2. Результаты исследования 12
3. Выводы и рекомендации 17
Работа с одаренными детьми 26
Заключение 32
Литература 34
Приложение 2 36

Вложенные файлы: 1 файл

Практическое исследование одаренности школьников.docx

— 137.02 Кб (Скачать файл)

Нормативы:

Тест 10-5 б. = низкий уровень

6-9 б. = средний уровень

10 и выше = высокий уровень 

Тест 2: 0 - 4 б. = низкий уровень

5-7 б. = средний уровень

8 б. и выше = высокий  уровень

Тест З: 0 - 5 б. = низкий уровень

6 - 8 б. = средний уровень

9 б. и выше = высокий  уровень 

Тест 4: 0 - 24 б. = низкий уровень

25-29 б. = средний уровень

30 б. и выше – высокий  уровень 

Тест 5: 0-9 б. = низкий уровень

10-14 б. = средний уровень

15 б. и выше = высокий  уровень 

Тест 60-12 б. = низкий уровень

13 - 20 б. = средний уровень

21 б. и выше = высокий  уровень 

Тест 7до 80 знаков = низкий уровень

81 - 100 знаков = средний уровень

более 100 знаков = высокий  уровень. Возрастные нормы интеллектуального развития:

3 класс = 70-90 баллов,

4-5класс = 80-100 баллов, 6 класс  = 90 - 110 баллов,

если в 4 - 5 классе - 60 - 79 б. = близкий к норме

40 - 59 б. = низкий уровень 

если в 6 классе - 70 - 89 б. = близкий к норме

50 - 69 б. = низкий уровень

Если набранное количество баллов превышает возрастную норму  можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития учащегося.

Мы взяли за основу 2 аспекта  – выявление превалирования образного  или логического типа мыслительных операций у ребенка. Попытаемся сделать это не с помощью громоздких методик, направленных, в основном, на диагностирование природных психофизиологических особенностей. Для этого мы взяли изложенную выше методику – групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми  в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять  с ними некоторые логические действия. И здесь, чтобы качественно с помощью этой методики на групповом тестировании произвести отбор, нужна предварительная консультативная работа. Она носит характер собеседования психолога с каждым.

На этом предварительном  собеседовании консультации надо уметь  расположить к себе ребенка и  родителей, не напугать, а наоборот дать почувствовать значимость, ценность его личности. И само тестирование должно носить характер групповой консультации.

В ходе всего тестирования соблюдается покой и тишина. Инструкции зачитывает психолог и говорит напутственное  слово и настраивает только на хорошую и благоприятную атмосферу.

Весь смысл работы психолога  – это бережное отношение к  душе ребенка и особенно, неординарному обострению чувствующего мир.

2. Результаты  исследования

 

Проведем психологическое  тестирование по ГИТ учащихся третьих  и четвертых классов, обучающихся  по разным образовательным программам. Результаты психологического тестирования детей по ГИТ в начальных классах следующие.

Таблица 1. Средние значения исследуемых классов по ГИТ.

С/тесты

1

2

3

4

5

6

7

Общий итог

3 "А"

4,89

3,56

3,94

18,50

6,06

10,61

15,04

62,59 - низкий

3 "Б"

6,40

3,36

5,84

21,00

7,64

10,16

20,48

74,88-норма

4 "А"

7,41

5,77

5,64

18,36

8,23

15,14

27,88

88,43-норма

4 "Б"

7,53

3,79

6,11

25,79

8,37

11,79

17,54

80,91-норма

4 "В"

5,14

5,05

4,91

20,91

7,77

11,23

22,77

77,77-низкий

Среднее значение

6,274 - средний

4,306 - низкий

5,288 - низкий

20,912 - низкий

7,614 - низкий

11,786-низкий

20,742 - средний

76,916-низкий


Как видно по таблице №1, лишь по субтесту №1 и №6 средние значения исследуемых классов показывают средний уровень, по другим субтестам эти показатели низкие. При этом общий итог (его среднее значение) на класс в 3 а и 4 в на низком уровне (классы с обучением по традиционной форме), а в других классах в пределах нормы.

Рассмотрим каждый субтест отдельно.

Диаграмма 1.


Как видно по диаграмме  №1, в 1 с/тесте средние значения 3 а класса ниже, чем в 3 б классе. В 4 а классе и в 4 б классе среднее значения примерно одинаковые и они выше, чем в 4 в классе. При этом надо отметить, что 3 а и 4 в класс являются обычными, не прогимназическими классами по сравнению с другими классами. По данному субтесту можно говорить о том, что сформированность умения анализировать текст у детей обучающихся по традиционной форме ниже, чем в прогимназических классах.

Диаграмма 2.

 

Как видно по диаграмме  №2, уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению в третьих классах существенно не различается. В 4 а – математическом классе, безусловно, этот параметр выше всех в 4 б (лингвистический) и 4 в (традиционная форма) классах. При этом в 4 в классе, выше, чем в 4 б классе.

Диаграмма 3.

Как видно по диаграмме  №3, речевое развитие, его понимание, сформированность письменной речи в 3 б выше, чем в 3 а классе; а в 4 в ниже, чем в других 4-х классах. То есть, обучение по традиционной форме обучения менее способствует речевому развитию учащихся.

Диаграмма 4.

Диаграмма № 4 позволяет нам  увидеть, что умение учащихся сравнивать понятия выше в 3 б и 4 б классе. То есть, программа обучения не влияет на данную способность учащихся.

 

Диаграмма 5.

По диаграмме №5 можно  увидеть, что уровень развития логического  мышления выше в прогимназических классах.

Диаграмма 6.

По диаграмме №6 выявляются различия уровня развития анализа отношений понятий: в 3-х классах эта способность примерно одинакова, в 4 а (математическом) она выше, чем в других 4-х классах. При этом традиционная форма обучения развивает эту способность не хуже, чем инновационные программы обучения.

 

Диаграмма 7.

Диаграмма №7 также выявляет различия между классами по уровню развития произвольности деятельности у учащихся: в 3 б и 4 а она выше, чем в других классах.

Поскольку изучение классов  позволило выявить нам различия по их уровню, для изучения особенностей одаренных детей сгруппируем  в отдельную группу (основную группу) детей с высоким общим показателем по ГИТ и отдельно с низким показателем (контрольная группа независимо от их принадлежности к классу.

Таблица 2.

Средние значения по ГИТ в  основной и контрольной группах

С/тесты

1

2

3

4

5

6

7

Общий итог

Основная  группа

9,57

6,52

7,67

29,76

10,43

20,95

28,03

112,93

Контрольная группа

5,48

3,78

4,75

18,67

6,96

9,52

19,31

68,48


Как видно по таблице №2, в основной группе по всем субтестам имеет выше средние значения, чем в контрольной группе. Проверим данные основной и контрольной группы на наличие достоверных различий между ними по t-критерию Стьюдента. критерий Стьюдента

- среднеарифметическое  значение 

- среднеквадратическое  отклонение

- стандартная  ошибка

Таблица 3.

класс

группа

m2

tрас

3 А

Основная  группа

117,4

0

0

3,79

Контрольная группа

59,37

63,05

223,86

3 Б

Основная  группа

112,93

24,03

96,31

4,76

Контрольная группа

62,86

16,49

14,31

4 А

Основная  группа

111,72

9,26

10,8

7,34

Контрольная группа

75,11

14,03

14,06

4 Б

Основная  группа

115

12,73

81

3,93

Контрольная группа

76,89

14,86

12,99

4 В

Основная  группа

113,2

12,74

40,6

5,82

Контрольная группа

69,9

16,28

14,72

итог

Основная  группа

112,93

14,46

9,96

12,22

Контрольная группа

68,48

16,63

3,25


 

 

По таблице находим t-табличное, которое равно 1,98. Таким образом, по всем классам основной и контрольной группах прослеживается наличие достоверных различий средних значений.

3. Выводы и  рекомендации

 

Таким образом, проведенное  исследование позволяет сделать  следующие выводы.

У одаренных детей лучше  сформировано умения анализировать  текст.

Одаренные дети лучше овладевают программными знаниями по математике, способность к рассуждению проявляется лучше.

Для одаренных детей характерно высокое речевое развитие: высокий  уровень понимания речи, сформированности письменной речи.

Одаренные дети отличаются по умению сравнивать понятия.

Для одаренных детей характерным  является раннее развитие логического мышления.

Одаренные дети отличаются по уровню развития анализа отношений  понятий.

Уровень развития произвольности деятельности у одаренных детей  выше.

Одаренные дети обладают высоким  уровнем сформированности мыслительных операций.

Рекомендации по работе с  одаренными детьми


Американцы провели исследование и выявили две основные характеристики детей: 1 - некоторые отклонения в эмоциональном фоне, 2 – колоссальное эго. Теперь нам становится понятна статистика: число суицидов среди одаренных детей в два раза больше, чем у обыкновенных. Вот почему, на мой взгляд основным направлением работы психолога с одаренными детьми должны быть коррекционные консультации и развитие креативности через систему тренингов.

 

Почему важные такие формы  с одаренными детьми? Если мы возьмем  общеизвестную модель Рензуре то, чтобы одаренный ребенок в будущем был значимым в какой-то области, не попал в разряд недостиженцов, дал творческий результат, обязательно нужна развитая эмоционально-волевая сфера.

Такие качества как: приверженность идеи, адекватная или высокая самооценка, умение работать в группе.

Вы знаете, что умело  построенный тренинг личностного  роста учит всему этому:

1 – активизирует вербальный  интеллект; 

2 – развивает ассоциативное  и абстрагированное мышление:

3 – корректирует самооценку;

4 – формирует чувства  естественной свободы. контактности как в группе, так и в не её.;

5 – развивает философское  осмысление действительности.

Все эти качества очень  необходимы для высокой творческой продуктивности, особенно философское осмысление действительности. Иначе как ей противостоять, как научить ребенка этой жесткости, мерзости, серости сегодняшнего дня.

При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

Кажется, все причастные к  образованию люди понимают, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Однако как это воплотить в жизнь. Одаренные дети не похожи друг на друга - как по диапазону и своеобразию  своих способностей, так и по личностным характеристикам. К таким общим  особенностям относятся следующие:

  • способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положении. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход;
  • потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программам через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного;
  • обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Значительная часть проблем  детей с высоким интеллектом  в обычном классе определяется тем, что они легко справляются  с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания, создавая у учителя впечатление, что их интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить, что это далеко не так.

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей  появилась как прогрессивная  альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения  знаний!

Обогащение дифференцируется на "горизонтальное" и "вертикальное". Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к  высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам.

Информация о работе Практическое исследование одаренности школьников