Предметно-проблемное поле современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является:
Узнать, что является объектом и предметом психологии
Составить представление о том, что такое психика
Узнать на какие классификации делятся психические явления
Усвоить основные особенности психологии как науки.
Рассмотреть систему связи психологии с другими науками по Б.Ф. Ломову.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Предмет и объект психологии……………………………………….4
Психология как наука о психике и психических явлениях………..5
Классификация психических явлений………………………………6
Особенности психологии как науки…………………………………8
Система связи психологии с другими науками по Б.Ф. Ломову....10
Заключение…………………………………………..……………….11
Список литературы…………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 29.10 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

 

 

 

кафедра «Психология»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме «Предметно-проблемное поле современной психологии»

Вариант №: 1

  

 

 

 

 

Выполнил: Каплунова Е. А.

К12-М(Б)-061

Проверила: Любицкая О.А.

 

Хабаровск, 2013

 

Оглавление

  • Введение………………………………………………………………3
  • Предмет и объект психологии……………………………………….4
  • Психология как наука о психике и психических явлениях………..5
  • Классификация психических явлений………………………………6
  • Особенности психологии как науки…………………………………8
  • Система связи психологии с другими  науками по Б.Ф. Ломову....10
  • Заключение…………………………………………..……………….11
  • Список литературы…………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из основных задач  в изучении менеджмента является не только правильное принятие  управленческих решений, но и управление разными  категориями людей. В работе менеджера знание психологии очень важно, так как управленческая деятельность без нее просто не обходится.

 Целью контрольной  работы является:

  • Узнать, что является объектом и предметом психологии
  • Составить представление о том, что такое психика
  • Узнать на какие классификации делятся  психические явления
  • Усвоить основные особенности психологии как науки.
  • Рассмотреть систему связи психологии с другими науками по Б.Ф. Ломову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет и объект психологии.

 
        Объектом каждой науки есть та реальность, которую она изучает, безотносительно к самому факту. Объект психологии составляет психическая реальность как таковая. Если не сомневаться в существовании этой реальности, то психология тоже имеет право на существование. Специфика психической реальности: различие психических явлений от явлений физических и материальных, которые составляют предмет наук о природе, состоит в том, что:

1) психические явления  не могут быть восприняты через  посредство внешних органов, а  могут непосредственно познаваться  только путем внутреннего опыта;

2) психические явления  могут быть подвержены непосредственному  созерцанию только того лица, которое их переживает - тогда  как физические явления могут  восприниматься большим числом  созерцатели;

3) психическим явлениям  не может быть приписана пространственная  протяженность (в отличие от  явлений, скажем, физиологических).

Каждая наука отличается от других своим предметом и методом  как путем его познания. Предметом  каждой науки должно быть сущность ее объекта, поскольку предмет науки (в отличие от объекта) зависит  от того угла зрения, под которым  воспринимают исследуемую реальность ученые.

Прежде формулировки предмета психологии, свойственное именно философской  психологии - и единственное до середины XIX века, является следующим: предметом  психологии выступает человеческая душа. Под душой мы понимаем сущность психических явлений.

Современными определениями  предмета психологии являются: индивидуальный мир «Я» человека (в этом определении  подчеркивается сущностное единство психических  явлений, поскольку "мир" - это  уже не простая их совокупность, а целостное самостоятельное образование) человек, как субъект психики (в последнем определении подчеркнуто понятие субъекта, который указывает на активность человека в самосозидания, самоопределении в психическом развитии. Биологическое и социальное с этой точки зрения не причинами, образующими человека, а только условиями ее самосозидания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология как  наука о психике и психических явлений.

В наше время вместо понятия  «душа» используется понятие «психика».

 С лингвистической  точки зрения понятие «душа»  и «психика» - одно и тоже. Однако с развитием культуры и особенно науки значение этих понятий разошлись.

Чтобы составить предварительное  представление о том, что такое  «психика», необходимо рассмотреть  психические явления (факты внутреннего, субъективного опыта).

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства  личности.

Объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психология - наука об общих  психических закономерностях развития и функционирования психики как  особой формы жизнедеятельности.

Психология изучает, каким  образом внешнее воздействие  переходит во внутреннее, психическое  отражение и становится регулятором  нашей деятельности.

Психология изучает общие  закономерности психических процессов  и своеобразие их протекания в  зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

 

 

Классификация психических  явлений.

Все психические явления  делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства  личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией  всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические  состояния проявляются в общей  организованности психики.

Психическое состояние —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут  быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния  подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания,  стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный  тон ощущений, эмоциональный отклик  на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния  —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней  организованности сознания (они  проявляются в различных уровнях  внимательности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности психологии как науки.

1. Психология – наука  о самых сложных явлениях, которые  известны человечеству.

2. Психология в особом  положении потому, что в ней  как бы сливаются объект и  субъект познания.

3. Особенность психологии  заключается в ее уникальных  практических следствиях.

4. Психология – одна  из наиболее перспективных наук.

Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так  и с социальными науками.

Теоретико-методологической основой психологии является философия. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования  закономерностей развития психики, проблемами врожденного и приобретенного, что считаются центральными как  в психологии, так и в генетике, проблемами физиологии, в частности  физиологии высшей нервной деятельности, некоторыми проблемами физики.

Экспериментальная психология развивалась под влиянием исследований естественных наук. Первые экспериментальные  исследования по психологии возникли из потребностей астрономии. Впоследствии они стали основой таких наук, как психофизика и психоакустика. Исследования по психологии основывались на данных биологических наук, законе биологической эволюции, достижениях  физиологии.

Медицинские науки принимают  во внимание наработки психологии в  решении проблем здравоохранения, борьбе с заболеваниями. На основе медицины, педагогики, психологии возникли школьная гигиена, медицинская психология, Нейропсихология и др. Знание психологии способствует общению врача с пациентом, пропаганде медицинских знаний, проектированию медицинской техники.

Координация психологии с  техническими науками важна для  решения проблем инженерной психологии, эргономики, кибернетики и т.п.; разработке систем управления; подготовке работников в системе управления; создание роботов, компьютеров, систем связи, средств  отображения информации; подготовки человека к работе в вновь созданных  технических системах, аппаратах.

Связь с общественными  науками, прежде всего, обусловлена тем, что психология вышла из философии. Первое систематизированное изложение психологии принадлежит Аристотелю (384-322 до н.э.). Но в те времена она была неотделима от философии. Только в XVI в. появился термин "психология", а вначале XVII в. эта наука начала отделяться от философии. Но и сегодня философия, и психология имеют общие проблемы. Например, в разработке теории познания - гносеологии.

И наиболее тесную связь  психология имеет с педагогикой. К. Д. Ушинский писал, что соотношение  между ними аналогично соотношению  между медициной и физиологией. Ученый считал, если педагогика хочет  изучать человека, то она должна всесторонне познать ее. На стыке  психологии и педагогики образовалась педагогическая психология.

Психология тесно связана  с историей, экономикой, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией  искусств, юридическими и политическими  науками. На основе и под влиянием общей психологии произошло становление  таких наук, как социальная психология, юридическая психология и т.д. Психология имеет связь с конфликтологией.

Многогранна связь психологии с другими науками - философскими, естественными, социальными – это  обусловлено тем, что в центре ее внимания стоит человек. Однако близость психологии к другим наукам и наличие общих проблем с некоторыми из них не лишает её самостоятельности. Сегодня психология развивается в направлении максимального расширения связей со смежными науками, сохраняя одновременно свое своеобразие и самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система связи  психологии с другими  науками по Б.Ф. Ломову

 Б.Ф. Ломов считал, что  взаимосвязь психологии с другими науками имеет свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.

Связь психологии труда с  естественными науками обусловлена  тем, что человек, изучаемый в  качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам  природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности  и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики  и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Так же псих. труда активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные  закономерности процессов информационного  взаимодействия человека и техники  с целью использования их в  практике проектирования, создания и  эксплуатации систем «человек — машина». В инженерной психологии главный  субъект труда — это оператор, человек, взаимодействующий со сложной  техникой через информационные процессы.

Через проблемы профессионального  обучения психология труда связана  также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет  психологии труда знания о функционировании и условиях развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии  профессионального обучения и т.д.

Таким образом, психология имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее, своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.

Информация о работе Предметно-проблемное поле современной психологии