Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:12, контрольная работа
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Некоторая неопределенность предмета
психологического консультирования отражается
в разнообразии определений. Так, лицензионная
комиссия Ассоциации служащих и менеджеров
США, выдающая разрешения на частную практику,
предлагает следующее определение: "Консультирование
— это совокупность процедур, направленных
на помощь человеку в разрешении проблем
и принятии решений относительно профессиональной
карьеры, брака, семьи, совершенствования
личности и межличностных отношений".
Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько
более широкое определение консультирования:
"Консультирование — это профессиональное
отношение квалифицированного консультанта
к клиенту, которое обычно представляется
как "личность-личность", хотя иногда
в нем участвуют более двух человек. Цель
консультирования — помочь клиентам понять
происходящее в их жизненном пространстве
и осмысленно достичь поставленной цели
на основе осознанного выбора при разрешении
проблем эмоционального и межличностного
характера".
Имеется много сходных определений, и
все они включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку
выбирать и действовать по собственному
усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться
новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию
личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность
клиента, т.е. признается, что независимый,
ответственный индивид способен в соответствующих
обстоятельствах принимать самостоятельные
решения, а консультант создает условия,
которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования
является "консультативное
Основоположник клиент-
Таким образом, определения психологического
консультирования охватывают стержневые
установки консультанта в отношении человека
вообще и клиента в частности. Консультант
принимает клиента как уникального, автономного
индивида, за которым признается и уважается
право свободного выбора, самоопределения,
право жить собственной жизнью. Тем более
важно признать, что любое внушение или
давление мешает клиенту принять ответственность
на себя и правильно решать свои проблемы.
Цели психологического консультирования
Вопрос определения целей консультирования
не является простым, поскольку зависит
от потребностей клиентов, обращающихся
за психологической помощью, и теоретической
ориентации самого консультанта. Однако,
прежде чем ознакомиться с многообразием
целей консультирования, сформулируем,
следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных
целей, которые в большей или меньшей степени
упоминаются теоретиками разных школ:
1. Способствовать изменению поведения,
чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать
удовлетворенность жизнью, несмотря на
некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей
при столкновении с новыми жизненными
обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно
важных решений. Существует множество
дел, которым можно научиться во время
консультирования: самостоятельные поступки,
распределение времени и энергии, оценка
последствий риска, исследование поля
ценностей, в котором происходит принятие
решений, оценка свойств своей личности,
преодоление эмоциональных стрессов,
понимание влияния установок на принятие
решений и т.п.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать
межличностные отношения. Общение с людьми
занимает значительную часть жизни и у
многих вызывает трудности из-за низкого
уровня их самоуважения или недостаточных
социальных навыков. Будь то семейные
конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения
детей, следует улучшать качество жизни
клиентов посредством обучения лучшему
построению межличностных отношений.
R. May (1967) указывает, что при работе
с детьми консультант должен
добиваться изменения их
Несмотря на некоторую общность целей
психологического консультирования,
основные психологические школы все-аки
значительно расходятся в их понимании
(см. табл. 1).
Таблица 1. Современные представления
о целях консультирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так имеет ли все-таки смысл говорить
о каких-то универсальных целях
консультирования, когда мы можем
помогать клиенту и в стремлении
к свободе, и в преодолении эмоциональных
стрессов, и в обучении адаптивному поведению,
и в поиске полноценного самовыражения?
Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического
консультирования составляют континуум,
на одном полюсе которого — общие, глобальные,
перспективные цели, а на другом — специфические,
конкретные, краткосрочные цели. Цели
консультирования не обязательно находятся
в противоречии — просто в школах, ориентированных
на перестройку личности, акцентируются
перспективные цели, а в школах, ориентированных
на изменение поведения, большее значение
придается конкретным целям.
Цели консультанта и клиента в конечном
счете соприкасаются, хотя каждый консультант
имеет в виду свою систему общих целей,
соответствующую его теоретической ориентации,
а каждый клиент — свои индивидуальные
цели, приведшие его к специалисту. Очень
часто формулировка и переформулировка
целей происходят в процессе консультирования
при взаимодействии консультанта с клиентом.
Реализация целей консультанта зависит
от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы
успешно сочетать свои общие задачи и
конкретные цели клиента, необходимо с
самого начала задать клиенту вопросы:
"Что Вы ожидаете от нашего общения?",
"Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты,
как правило, имеют только самое общее
представление о том, что такое консультирование
и что ожидать от консультанта. Когда клиент
не владеет никакой информацией о консультировании,
он не способен должным образом сформулировать
цели. Если мы информируем клиента о продолжительности
бесед и вообще о том, что обычно происходит
во время консультативных встреч, ему
легче понять возможности и ограничения
консультирования. Большинство клиентов
приходит на психологическое консультирование,
надеясь, что консультант сразу окажет
какую-то помощь. В этой ситуации консультант
должен помнить главную цель консультирования
— помочь клиенту понять, что именно он
сам и есть тот человек, который должен
решать, действовать, изменяться, актуализировать
свои способности.
Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:
1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.
У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.
2. Оказание клиенту помощи в
решении тех вопросов, с которыми
он вполне бы смог
3. Оказание временной помощи
клиенту, который на самом
4. Когда у клиента уже имеется
правильное понимание своей
5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.
6. Когда психологическое
7. В тех случаях, когда готового
решения у психолога-
Во всех этих и других подобных
случаях психологическое
1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
2.
Информирование клиента о сути
возникшей у него проблемы, о
реальной степени ее
3.
Изучение психологом-
4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.
5.
Оказание текущей помощи
6.
Обучение клиента тому, как лучше
всего предупредить
7.
Передача психологом-
Рассмотрим каждую из названных задач подробнее.
Прояснение проблемы состоит в том, что, внимательно выслушав клиента, некоторое время понаблюдав за ним, психолог-консультант приходит к определенному выводу относительного того, в чем на самом деле состоит проблема клиента. Иногда его вывод в целом совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним. В последнем случае психолог-консультант объясняет клиенту, почему он – консультант – пришел именно к данному выводу, отличающемуся от того, о чем первоначально думал сам клиент.
Информация о работе Предмет,цели и задачи психологического консультирования